ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 77-1384/2023
г. Уфа 13 ноября 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Мирсаеве А.Р.,
с участием Белоконь Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя административной комиссии при Администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан АГГ на решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 31 июля 2023 года в отношении Белоконь ТЮ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.21 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением административной комиссии при Администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан №4/623/2023 от 23 мая 2023 года Белоконь Т.Ю. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.21 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях (далее - КоАП РБ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (л.д. 13).
Решением судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 31 июля 2023 года вышеуказанное постановление коллегиального органа от 23 мая 2023 года отменено, производство по делу прекращено (л.д. 36-38).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, председатель административной комиссии при Администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан АГГ выражает несогласие с решением судьи от 31 июля 2023 года ввиду его незаконности и необоснованности, просит его отменить, оставив в силе постановление административной комиссии от 23 мая 2023 года (л.д. 42-49).
Представители административной комиссии при Администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. При таких обстоятельствах, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав Белоконь Т.Ю., прихожу к следующему выводу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Частью 1 ст. 6.21 КоАП РБ предусмотрена административная ответственность за размещение транспортных средств (прицепов к ним), в том числе брошенных и (или) разукомплектованных, на расположенных в границах населенных пунктов газонах, цветниках, иных озелененных территориях, детских, спортивных площадках, а равно проезд по указанным территориям, если такое размещение не связано с осуществлением деятельности по созданию или эксплуатации соответствующих территорий или находящихся на них объектов, выполнением аварийных или иных неотложных работ на объектах жизнеобеспечения населения, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Правил благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 июня 2020 года № 62/4 (далее – Правила благоустройства), запрещается размещение транспортных средств (прицепов к ним), в том числе брошенных и (или) разукомплектованных, на газонах, цветниках, иных озелененных территориях, детских, спортивных, хозяйственных площадках, площадках для отдыха.
Пунктом 3 ч. 10 ст. 58 Правил в садах, парках, скверах, городских лесах и на иных территориях, относящихся к местам общественного пользования, где имеются зеленые насаждения, запрещается размещать, ремонтировать, мыть транспортные средства (прицепы к ним), в том числе брошенные и (или) разукомплектованные, устанавливать гаражи и иные укрытия для автотранспорта на газонах, цветниках, а также проезд по указанным территориям, кроме техники, связанной с эксплуатацией данных территорий и уходом за зелеными насаждениями.
В силу п. 2 ч. 11 ст. 63 Правил запрещается размещение автотранспортных средств вне специальных площадок, оборудованных для их размещения.
Из материалов дела следует, что постановлением административной комиссии Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 мая 2023 года собственник транспортного средства марки «...», государственный регистрационный знак ..., Белоконь Т.Ю. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.21 КоАП РБ за размещение указанного транспортного средства 24 апреля 2023 года в 08:05 час. на озелененной территории у дома адрес Белоконь Т.Ю. вменено нарушение ч. 7 ст. 23, п. 3 ч. 10 ст. 58, п. 2 ч. 11 ст. 63 Правил благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 62/4 от 23 июня 2020 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства «Дозор МП», идентификатор номер 118-006-252, свидетельство о поверке С-СП/03-03-2022/138760184, поверка действительна до 02 марта 2024 года.
В силу положений с ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, либо форме электронного документа.
Отменяя постановление коллегиального органа, судья Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан пришла к выводу об отсутствии в действиях Белоконь Т.Ю. состава административного правонарушения, поскольку из представленных фотоматериалов следует, что транспортное средство не расположено на озелененной территории.
Вместе с тем нельзя согласиться с данными выводами судьи первой инстанции.
Согласно примечанию к ч. 1 ст. 6.21 КоАП РБ и п. 15 ст. 4 Правил благоустройства следует, что озелененная территория - элемент благоустройства, представляющий собой покрытую травянистой, цветочной и (или) древесно-кустарниковой растительностью поверхность земельного участка, имеющую ограничение в виде бортового камня (поребрика, бордюра) и (или) граничащую с твердым покрытием пешеходных, велопешеходных, велосипедных дорожек, дорог (тротуаров, проезжей части, обочины).
Вопреки выводам судьи первой инстанции, из фотоматериалов усматривается, что автомобиль расположен на земельном участке с травянистой поверхностью перед гаражами, имеются древесно-кустарниковая растительность, некоторые вырублены. При этом вывод судьи первой инстанции, что бордюр частично закопан, наоборот подтверждает факт размещения автомобиля именно на озелененной территории.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения составляет два месяца.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Указанная правовая позиция корреспондирует к положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.
Поскольку производство по данному делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Белоконь Т.Ю. состава административного правонарушения, и двухмесячный срок давности привлечения ее к административной ответственности на момент рассмотрения настоящей жалобы истек – 24 июня 2023 года, поэтому возможность правовой оценки ее действий на предмет наличия состава административного правонарушения, его доказанности, ее вины в совершении инкриминируемого ей административного правонарушения, а также возможность выводов по этим вопросам по жалобе должностного лица - председателя административной комиссии утрачена.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, в ходе рассмотрения дела в апелляционном порядке судьей районного суда не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного решения, не установлено.
Ввиду невозможности ухудшения положения лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, оснований для отмены оспариваемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 31 июля 2023 года в отношении Белоконь ТЮ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.21 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу председателя административной комиссии при Администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан АГГ - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина
Справка: судья районного суда Хусаинов А.Ф.
дело районного суда № 12-221/2023