Дело № 2-418/2023
УИД: 21RS0003-01-2023-000378-42
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2023 года с. Батырево
Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Чукмаевой Т.Г., при секретаре судебного заседания Шакуровой Н.Н., с участием представителя истца – помощника прокурора Батыревского района Чувашской Республики Андреева К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Батыревского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Батыревского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить объектами дорожной и инженерной инфраструктуры,
установил:
прокурор Батыревского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Батыревского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить объектами дорожной и инженерной инфраструктуры.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка реализации национального проекта «Демография» и исполнения требований законодательства администрацией Батыревского муниципального округа при предоставлении многодетным семьям земельных участков.
В ходе проверки установлено, что в микрорайоне «Южный» с. Батырево Батыревского муниципального округа многодетным семьям предоставлены земельные участки. В нарушение требований земельного, градостроительного законодательства объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам), объектами инфраструктуры и в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков до настоящего времени администрацией Батыревского муниципального округа не обеспечены.
Отсутствие систем дорожной и инженерной инфраструктуры препятствует использованию земельных участков многодетным семьям в соответствии с требованиями закона.
Просит возложить на администрацию Батыревского муниципального округа обязанность обеспечить на 121 земельном участке, предоставленных многодетным семьям, объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам), а также объектами инженерной инфраструктуры, в частности электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением и водоотведением, в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Батыревского района Чувашской Республики Андреев К.С. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Ответчик – администрация Батыревского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направила, об уважительности причины не явки суду не сообщила.
Согласно ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Третьи лица – Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В силу данных конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до июля 2012 года разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
В силу статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 6. Закона Чувашской Республики от 1 апреля 2011 года №10 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике» финансирование расходов, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Чувашской Республики; финансирование расходов, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 4,5 части 1 статьи 10 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения муниципального округа относятся: 4) организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1.1. статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» в случае передачи осуществления предусмотренных пунктами 7.4 и 7.5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, предоставление органом государственной власти субъекта Российской Федерации земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
Статья 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон) относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст.15 Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
При этом дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (ст.3 п.6 Закона); владельцами автомобильных дорог является исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории поселения вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, при этом вышеуказанные положения закрепляют обязанность органов местного самоуправления при предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства, обеспечивать данные земельные участки необходимой инфраструктурой, так же возложена обязанность обеспечивать данные земельные участки обустроенными проездами.
Между тем, в ходе проверки установлено, что в микрорайоне «Южный» с. Батырево Батыревского муниципального округа многодетным семьям предоставлено 121 земельный участок с кадастровыми номерами с 21:08:230101:1048 по 21:08:230101:1077, с 21:08:230101:1081 по 21:08:230101:1152, с 21:08:230101:1154 по 21:08:230101:1172, расположенных по адресу: Чувашская Республика, Батыревский муниципальный округ, с. Батырево микрорайон «Южный».
Однако в нарушение требований земельного, градостроительного законодательства объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам), объектами инфраструктуры и в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков до настоящего времени администрацией Батыревского муниципального округа не обеспечены.
Администацией Батыревского муниципального округа какие-либо меры по обеспечению на 121 земельном участке, предоставленном многодетным семьям объектами дорожной инфраструктуры, а также электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением и водоотведением не приняты.
Отсутствие систем электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам) препятствует использованию земельных участков многодетным семьям в соответствии с требованиями закона.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 09.11.2017 №2516-О в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Поскольку же земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Батыревского муниципального округа данная обязанность в соответствии с действующим законодательством по обеспечению объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам), по организации электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения земельных участков, передаваемых многодетным семьям на территории микрорайона Южный с Батырево не исполнена.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения исковых требований.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, мнение представителя истца, а также то, что для решения вопроса финансирования требуется значительное время, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда по требованию истца 2 года с момента вступления в законную силу решения суда.
Определенные сроки совершения данных действий суд считает достаточными, соответствующими требованиям разумности, объему предстоящих работ.
Кроме того, на дату рассмотрения настоящего иска материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанные сроки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Батыревского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Батыревского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить объектами дорожной и инженерной инфраструктуры - удовлетворить.
Возложить на администрацию Батыревского муниципального округа обязанность обеспечить на 121 земельном участке с кадастровыми номерами с 21:08:230101:1048 по 21:08:230101:1077, с 21:08:230101:1081 по 21:08:230101:1152, с 21:08:230101:1154 по 21:08:230101:1172, расположенных по адресу: Чувашская Республика, Батыревский муниципальный округ, с. Батырево микрорайон «Южный», предоставленных многодетным семьям, объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам), а также объектами инженерной инфраструктуры, в частности электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением и водоотведением, в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Т.Г. Чукмаева
Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2023 года.