Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-12417/2023 от 28.09.2023

    судья: Иванова А.И.                           адм. дело N 33а-12417/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 октября 2023 года                                     г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А. и Гулевиче М.И.,

при ведении протокола помощником судьи Пашкевич А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2881/2023 по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 2 июня 2023 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя административных истцов Платоновой Н.А., судебная коллегия

                                         установила:

Административные истцы обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка.

В обоснование заявления указано, что административные истцы являются собственниками помещений в нежилом здании общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером по адресу: <адрес> (Инвентарный номер <данные изъяты>). Дата присвоения кадастрового номера нежилому зданию ДД.ММ.ГГГГ г. Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, с видом разрешенного использования: под нежилые помещения по адресу: <адрес> который в свою очередь был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером

Для оформления прав на земельный участок с кадастровым номером расположенный под нежилым зданием с кадастровым номером административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора спорного земельного участка.

Ответом N от ДД.ММ.ГГГГ г. Департамент сообщил о необходимости устранения замечаний во избежание принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора испрашиваемого земельного участка. При этом указал, что объект недвижимости с кадастровым номером является объектом незавершенного строительства площадью <данные изъяты> кв.м, сведения о зарегистрированных правах на который в ЕГРН отсутствуют.

Ссылаясь на нарушение своего исключительного права на приобретение земельного участка, административные истцы просили суд признать незаконным решение Департамента управления имуществом г.о.Самара N от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, расположенного по адресу: <адрес> участок б/н, кадастровый номер ; обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара возобновить рассмотрение заявления административных истцов о предоставлении указанного земельного участка.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 2 июня 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено (том 2 л.д. 35-41).

В апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и принятия по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска (том 2 л.д. 58-54).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения районного суда.

В силу пункта 1 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что административные истцы являются собственниками помещений в нежилом здании с кадастровым номером по адресу: <адрес> (Инвентарный номер ), что подтверждается выписками из ЕГРН, свидетельствами о государственной регистрации права собственности, решениями судов.

Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, с видом разрешенного использования: под нежилые помещения по адресу: <адрес>

Земельный участок с кадастровым номером образован по заявлению административных истцов путем раздела земельного участка с кадастровым номером на основании распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ г.

Для оформления прав на земельный участок с кадастровым номером , расположенный под нежилым зданием с кадастровым номером , административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора спорного земельного участка.

Письмом N от ДД.ММ.ГГГГ г. Департамент сообщил о необходимости устранения замечаний во избежание принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора испрашиваемого земельного участка.

Из письма следует, что в соответствие с выпиской из ЕГРН             от ДД.ММ.ГГГГ. объект недвижимости с кадастровым номером является объектом незавершенного строительства площадью <данные изъяты> кв.м, сведения о зарегистрированных правах на который в ЕГРН отсутствуют. Информацию о кадастровых номерах расположенных в пределах указанного объекта недвижимости помещений, принадлежащих заявителям на праве собственности, подтверждающую наличие предусмотренных пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ оснований для предоставления соответствующим лицам в аренду испрашиваемого земельного участка, вышеуказанная выписка из ЕГРН не содержит.

По вышеуказанному основанию в письме Департамента                    от ДД.ММ.ГГГГ г. N заявителям было рекомендовано обеспечить устранение соответствующих замечаний. Однако полученные Департаментом в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведения ЕГРН свидетельствуют о том, что замечания, на которые указывалось в выше обозначенном письме Департамента, не устранены.

Учитывая изложенное, рассмотрение вопроса о предоставлении заинтересованным лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка с кадастровым номером станет возможно после постановки расположенного в границах указанного земельного участка нежилого здания на государственный кадастровый учет как о законченном строительством объекте, а также внесения в сведения ЕГРН о соответствующем здании сведений о кадастровых номерах, расположенных в пределах указанного объекта недвижимости помещений, принадлежащих заявителям на праве собственности (том 1 л.д. 77-79).

Установив, указанный ответ является фактическим отказом в предоставлении в аренду земельного участка по мотиву отсутствия у заявителей права на приобретение земельного участка без проведения торгов (подп. 1 ст. 39.16 ЗК РФ), разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что такой ответ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административных истцов, что является основанием для признания такого отказа незаконным.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда в виду следующего.

Пунктом 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с п.6 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.

Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 2 постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочиями по подготовке, подписанию и направлению заявителям соответствующих распорядительных актов Департамента управления имуществом городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, в аренду, об отказе в предоставлении земельных участков без проведения торгов (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 настоящего пункта), о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также иных документов, связанных с распоряжением земельными участками, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, наделен руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара.

Из представленных материалов следует и судом первой инстанции установлено, что в ответах Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. и Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г., в ЕГРН содержатся сведения об объекте незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенном по адресу<адрес>. Сведения о данном объекте внесены в кадастр недвижимости ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, в рамках рассмотрения заявления о постановке на кадастровый учет объекта незавершенного строительства - нежилого помещения Nн6. Сведения об объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес> как об объекте, завершенном строительством в ЕГРН отсутствуют.

В ЕГРН содержатся сведения о расположении в объекте незавершенного строительством с кадастровым номером помещений, права на которые зарегистрированы в реестре прав ЕГРН. Действующим законодательством не установлена возможность расположения помещений в объекте незавершенного строительством. Вместе с тем, данные сведения внесены в ЕГРН в соответствии с вступившими в законную силу решениями суда о признании права собственности на помещения, расположенные в объекте незавершенного строительством, а также на основании технических планов помещений, содержащих информацию о родительном объекте с кадастровым номером Сведения, содержащиеся в ЕГРН, соответствуют сведениям, содержащимся в правоустанавливающих документах (вступивших в законную силу решениях суда), а также технических планах, подготовленных кадастровым инженером (л.д. 56-57, 58-90).

Кроме того, судом установлено и не оспаривается сторонами, что нежилое здание не введено в эксплуатацию, однако фактически построено и эксплуатируется.

Так, материалами административного дела подтвержден факт расположения нежилых помещений, собственниками которых являются административные истцы, в объекте недвижимости, незавершенном строительством, с кадастровым номером .

На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, о том, что отказ административного ответчика в предоставлении земельного участка, на котором расположен данный объект недвижимости, по мотиву отсутствия у административных истцов права на приобретение земельного участка без проведения торгов не соответствует закону и нарушает права и законные интересы последних, что является основанием для признания такого отказа незаконным.

Довод жалобы, о том, что сведения как об объекте, завершенном строительством, в ЕГРН отсутствуют, судебной коллегией отклоняются, поскольку материалами дела подтверждено, что в ЕГРН содержатся сведения о расположении в объекте незавершенного строительства с кадастровым номером помещений, права на которые зарегистрированы в реестре прав ЕГРН.

Сведения внесены в ЕГРН в соответствии с вступившими в законную силу решениями суда о признании права собственности на помещения, расположенные в объекте незавершенного строительством, а также на основании технических планов помещений, содержащих информацию о родительном объекте с кадастровым номером . Сведения, содержащиеся в ЕГРН, соответствуют сведениям, содержащимся в правоустанавливающих документах, а также технических планах, подготовленных кадастровым инженером.

Следовательно, все собственники помещений в нежилом здании с кадастровым номером , в силу прямого указания закона уже являются соарендаторами земельного участка и обязаны нести соответствующие обязательства перед административным ответчиком по арендным платежам соразмерно своим долям в общем имуществе собственников помещений в нежилом здании.

Проверив правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом, первой инстанции, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.

Доводы жалобы об обратном основана на ошибочном толковании норм права, противоречит установленным обстоятельствам, не содержит фактов, не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы, изложенные в нем.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемого судебном решении, мотивированы, подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана оценка в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При данных обстоятельствах решение Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ. отмене, а апелляционная жалоба Департамента управления имуществом г.о. Самара удовлетворению, не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

решение Ленинского районного суда г. Самары от 2 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Мотивированное определение принято <данные изъяты> г.

Председательствующий:

Судьи:

33а-12417/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Полященко Н.М.
Максимов А.А.
Самборская И.В.
Камышева И.Л.
Лунина Л.Н.
Максимова Ю.В.
Гербац И.Ж.
Макаров Р.В.
Зорич Е.В.
Турыгин М.А.
Сергеев А.В.
Ежова С.С.
Клячко М.Г.
Фрадков Б.Я.
Хмелевская Е.В.
Андреева М.В.
Мутолапов Р.Х.
Богатырев А.В.
Шемякина Е.В.
Таштабанова З.Т.
Ямщиков А.С.
Матеров А.В.
Медникова И.Г.
Фельдман А.Е.
Гурьянов Л.С.
Романцев А.Е.
Самборский С.В.
Яковлева О.Н.
Чирков А.А.
Решетников И.В.
Симатова Э.В.
Нагорнов А.Е.
Бородин С.А.
Ленгвард И.В.
Попова О.Г.
Афанасьева Р.Ю.
Смирнов М.И.
Турганова О.В.
Анисимова Ф.К.
Неклюдова Э.К.
Басанов И.Ю.
Долгов П.П.
Чекмарева Е.Ю.
Внукова К.С.
Лунин В.В.
Усов Е.А.
Лимонова Т.Е.
Важинская Е.П.
Чалая Н.А.
Фишман В.С.
Каграманов А.З.
Астрелин А.А.
Нестеров В.А.
Стадников А.А.
Верблани С.С.
Сичинава Г.В.
Еркаев А.Н.
Ямщиков С.В.
Календжян Д.А.
Яковлев Д.В.
Овсянников С.С.
Фадеева Ю.В.
Арьков В.В.
Рябова О.В.
Калядина И.А.
Чалый Ю.А.
Моржицкая К.В.
Коновалов С.Л.
Чуракова А.Ю.
Андреев Д.В.
Шарапова С.К.
Пестровская Н.Ю.
Грознов А.А.
Лунин В.А.
Неклюдов С.А.
Утенышева Е.В.
Дорофеев С.А.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
Платонова Н.А.
Екатеринин И.И.
Управление Росреестра по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.09.2023Передача дела судье
31.10.2023Судебное заседание
16.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее