Дело № 2-421/2022 УИД 32RS0031-01-2022-000406-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 августа 2022 года г. Трубчевск Брянской области
Трубчевский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Прибыльновой Т.П.,
при секретаре Филоновой Н.С.
с участием представителя истца - помощника прокурора Трубчевского района Брянской области – Алиева С.С.,
представителя ответчика – Семячковской сельской администрации - Семерина В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Трубчевского района к Семячковской сельской администрации Трубчевского муниципального района Брянской области о принятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Трубчевского района обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что по обращению гражданина ФИО1 прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в области дорожной деятельности, в результате которой установлено, что асфальтобетонная дорога от <адрес>, протяженностью <данные изъяты> км, не включена в реестр муниципальной собственности и право собственности на неё не оформлено. В связи с отсутствием балансодержателя, содержание указанной дороги в безопасном для движения состоянии не осуществляется. Прокурор, с учетом уточненных исковых требований, просит суд обязать Семячковскую сельскую администрацию Трубчевского муниципального района Брянской области обратиться в межмуниципальный отдел по Трубчевскому и Суземскому муниципальных районов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о принятии на учет указанной асфальтобетонной дороги как объекта бесхозяйного недвижимого имущества.
В ходе рассмотрения дела, прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ неоднократно изменял исковые требования.
По ходатайству прокурора ДД.ММ.ГГГГ в гражданском деле произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации Трубчевского муниципального района на надлежащего - Семячковскую сельскую администрацию.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Алиев С.С. уточненные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель Семячковской сельской администрации Семерин В.И. исковые требования признал.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Трубчевского района проведена проверка по обращению гражданина ФИО1. и информации ОГИБДД МО МВД России «Трубчевский» о нарушениях законодательства о дорожной деятельности, в ходе которой выявлено, что асфальтобетонная дорога от <адрес>, протяженностью <данные изъяты> км, не включена в реестр муниципальной собственности и право собственности на неё не оформлено, содержание указанной дороги в безопасном для движения состоянии не осуществляется, отсутствует транспортная доступность, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Согласно ответу администрации Трубчевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1., дорога от <адрес>, протяженностью <данные изъяты> км, не включена в реестр собственности Трубчевского муниципального района, работы по подготовке технического плана на указанную дорогу проводятся администрацией Трубчевского муниципального района поэтапно.
Прокурором Трубчевского района в администрацию Трубчевского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. № внесено представление об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности.
Согласно сведениям от ДД.ММ.ГГГГ № и ответа администрации Трубчевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № автомобильная дорога от <адрес>, протяженностью <данные изъяты> км, не включена в реестр муниципальной собственности. ДД.ММ.ГГГГ были произведены замеры протяженности данной дороги кадастровым инженером, направлены обращения в Росимущество, УПРИО БТИ. После получения сведений технический план будет подготовлен и объекты будут поставлены на учёт как бесхозяйные.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения на них, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст.2 указанного закона, межселенная территория характеризуется как территория, находящаяся вне границ поселений.
Согласно ч.1. ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а так же в собственности физических и юридических лиц.
Как следует ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п.1 ч. 2 ст.14 Федерального Закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (часть 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 3).
Согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что асфальтобетонная дорога от <адрес>, протяженностью <данные изъяты> км, расположенная на территории Семячковского сельского поселения, не включена в реестр муниципальной собственности, право собственности на неё не оформлено, в связи с чем указанная дорога является бесхозяйным имуществом. В связи с отсутствием балансодержателя, содержание указанной дороги в безопасном для движения состоянии не осуществляется и характеристики эксплуатации данной дороги не соответствуют требованиям государственных стандартов. Отсутствие собственника данной дороги, непринятие мер по постановке на баланс муниципального образования, не включение её в перечень дорог местного значения общего пользования нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку лишает граждан транспортной доступности и ставит под угрозу их жизнь и здоровье. Учитывая, что для включения указанной асфальтобетонной дороги в реестр муниципальной собственности необходимо поставить её на учёт как бесхозяйный объект, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Трубчевского района к Семячковской сельской администрации Трубчевского муниципального района Брянской области о принятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости удовлетворить.
Обязать Семячковскую сельскую администрацию Трубчевского муниципального района Брянской области обратиться в межмуниципальный отдел по Трубчевскому и Суземскому муниципальным районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о принятии на учет как объект бесхозяйного недвижимого имущества – асфальтобетонную дорогу от <адрес>, протяженностью <данные изъяты> км.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 2 августа 2022 года.
Председательствующий Т.П. Прибыльнова