№ *** № ***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
**.**.** года г. Железногорск
Железногорский городской суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Красевич Е.И.,
при секретаре Ерохиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела иску ООО "СК "ВТБ Страхование" к Вороненко А.Н. о признании договора страхования недействительным,
установил:
ООО СК " ВТБ Страхование " обратилось в суд с иском к Вороненко А.Н.., просило суд признать договор страхования недействительным, мотивируя свои требования тем, что на основании заявления от **.**.** на включение в число участников программы страхования в рамках страхового продукта «Финансовый резерв Лайф+» г., подписанного Вороненко А.Н., последний был включен в число застрахованных в ООО СК «ВТБ Страхование».
При заключении договора Вороненко А.Н. подтвердил, что не является инвалидом и не подавал документы на установление группы инвалидности; не страдает онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, вызванными воздействием радиации, сердечно-сосудистыми заболеваниями, а именно перенесенными в прошлом (до даты заключения договора страхования): инфаркт миокарда (включая установление диагноза «ишемическая болезнь сердца»), инсульт- острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт головного мозга, атеросклероз головного мозга. Однако, как следует из иска, при рассмотрении заявления ответчика по факту его обращения за страховой выплатной из представленных им документов усматривается, что у Вороненко А.Н. **.**.** установлено объемное образование правой почки; **.**.** установлено злокачественное новообразование правой почки; **.**.** установлено ЗНО правой почки, метастазы в легкие….; **.**.** установлена I группа инвалидности на 2 года; **.**.** установлено Рак правой почки, метастазы в легкие…
Истец указывает на то, что Вороненко А.Н. при написании заявления на включение в число застрахованных лиц в мае 2017 знал о наличии у него заболевания до заключения договора страхования, однако указанную информацию скрыл, что является основанием для признания договора страхования недействительным.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещался, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Вороненко А.Н. в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени рассмотрения дела по адресу, указанному в заявлении на включение его в число участников Программы страхования, которое является местом его регистрации, а также по адресу, указанному в его медицинской карточке. Почтовая корреспонденция им не получена. О причинах неявки и уважительности причин неявки, суд не извещен.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не предоставлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В адрес ответчика Вороненко А.Н. направлялись уведомления о судебном заседании, о чем свидетельствуют судебные телеграммы, отправленная на его имя по двум адресам, которые не были получены ответчиком, поскольку ответчик за телеграммами не являлся. Применительно к правилам п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи и ч. 2 ст. 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 927, 934, 944 ГК РФ страхование осуществляется на основании, в частности, договоров личного страхования, заключаемых гражданином (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
По договору личного страхования страховщик обязуется за страховую премию, уплачиваемую страхователем, выплатить единовременно страховую сумму в случае причинения вреда жизни или здоровью страхователя или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
При заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику. Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 179 ГК РФ, сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Как следует из ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
Обязанность страхователя сообщить страховщику сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), установлена, как указано выше, пунктом 1 статьи 944 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как установлено судом, а также подтверждается материалами дела, **.**.** Вороненко А.Н. на основании заявления включен в число застрахованных в ООО СК «ВТБ Страхование», участников программы страхования в рамках страхового продукта «Финансовый резерв Лайф+».
Срок страхования с **.**.** по **.**.**, страховая сумма составляет 599760 рублей.
Из пункта 4 заявления следует, что Вороненко А.Н. подтверждает, что: (для программы «Финансовый резерв Лайф» не состоит на учете в наркологическом и (или) психоневрологичеком диспансере; не является инвалидом и не подавал документы на установлении группы инвалидности; не страдает онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, заболеваниями, вызванными воздействием радиации, сердечно-сосудистыми заболеваниями, а именно перенесенными в прошлом (до даты заключения договора страхования): инфаркт миокарда (включая установление диагноза «ишемическая болезнь сердца»), инсульт- острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт головного мозга, атеросклероз головного мозга; не осведомлен о том, что является носителем ВИЧ-инфекции и имеет иные заболевания, связанные с вирусом иммунодефицита человека; не находился в течение последних 6(шести) месяцев на стационарном лечении по поводу вышеуказанных заболеваний.
Подписав заявление Вороненко А.Н. подтвердил, что с условиями страхования согласен, и на дату подписания заявления не страдает ни одним из вышеперечисленных заболеваний.
Кроме того, как следует из заявления, Вороненко А.Н. уведомлен о том, что в случае сообщения заведомо ложных сведений об обстоятельствах, указанных в п.4 Заявления, страховщик вправе исключить Застрахованное лицо из числа участников Программы страхования в рамках договора коллективного страхования.
Таким образом, Вороненко А.Н., как усматривается из материалов дела, при подписании заявления на включение в число участников Программы страхования в рамках Страхового продукта «Финансовый резерв» в ВТБ 24 (ПАО) подтвердил, что не страдает онкологическими заболеваниями, не состоит на учете в наркологическом диспансере, не находился в течение последних 6 месяцев на стационарном лечении по поводу указанных заболеваний, не является инвалидом.
Однако, согласно выписке из медицинской карты стационарного больного № *** от **.**.** от Вороненко А.Н. находился на стационарном лечении в отделении окоурологии ОБУЗ «*** клинический онкологический диспансер» с **.**.** по **.**.**
Кроме того, из выписки из амбулаторной карты Вороненко А.Н. следует, что у него установлено:
**.**.** <данные изъяты>; **.**.** <данные изъяты>;
**.**.** <данные изъяты>;
**.**.** установлена <данные изъяты>;
**.**.** <данные изъяты>…
Указанная информация подтверждается также выписками из медицинской карты Вороненко А.Н., то есть страхователь о своем заболевании, на момент подписания Заявления, страховщика в известность не поставил.
Как усматривается из материалов дела, Вороненко А.Н. на момент заключения договора страхования /**.**.**/не мог не знать о наличии у него заболевания, ему проводилась операция, была установлена группа инвалидности, о наличии которых он не сообщил, тем самым указав страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления.
Заключая договор страхования, страховщик предполагал добросовестность поведения застрахованного лица и надлежащее исполнение последним своей обязанности сообщить страховщику информацию, имеющую существенное значение для определения степени страхового риска, однако сообщив страховщику заведомо ложные сведения о состоянии своего здоровья, страхователь нарушил положения статьи 944 Гражданского кодекса РФ, тем самым лишив страховщика на момент заключения договора возможности оценить страховой риск и определить вероятность наступления страхового случая, при этом при заключении договора личного страхования проведение обследования страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья является правом, а не обязанностью страховщика (пункт 2 статьи 945 Гражданского кодекса РФ), а обязанности проводить медицинское освидетельствование страхуемого лица на стадии заключения договора страхования у страховщика не имелось в силу закона.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о недействительности спорного договора страхования, как заключенного под влиянием обмана, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
В связи с удовлетворением иска страховой компании в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, уплаченная при подаче иска госпошлина в сумме 6 000 руб. подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-1998 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ "░░ "░░░ ░░░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ **.**.**.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ "░░ " ░░░ ░░░░░░░░░░░ " ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.