31RS0002-01-2022-000315-18 № 2-883/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород 29 апреля 2022 года
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Бушевой Н.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чумановой Н.В.
с участием представителя истца Лапиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева С.В. к Артеменко С.Ю. о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Андреев С.В. и А. (до заключения брака А.) Н.В. являлись детьми А. В.К., (дата обезличена) года рождения.
А. В.К. являлась собственником жилого дома, площадью 39,5 кв.м, и земельного участка, площадью 1970+/-31,1 кв.м, расположенных по адресу: (адрес обезличен)
(дата обезличена) А. В.К. умерла, наследственное дело после ее смерти не открывалось.
Наследниками первой очереди после смерти А. В.К. являлись сын Андреев С.В. и дочь А. Н.В.
(дата обезличена) А. Н.В. умерла, наследственное дело после ее смерти не открывалось.
Наследником первой очереди после смерти А. Н.В. является ее сын Артеменко С.Ю.
Андреев С.В. обратился в суд с иском к Артеменко С.Ю., в котором, ссылаясь на фактическое принятие наследства после смерти матери А. В.К., в виде земельного участка и расположенного на нем жилого дома путем пользования таковыми, обрабатывания земельного участка, несения бремени содержания земельного участка и жилого дома, отсутствие иных наследников первой очереди, просил признать за ним право собственности на земельный участок для ИЖС, площадью 1970+/-31,1 кв.м, с кадастровым номером (номер обезличен), и жилой дом, общей площадью 39, 5 кв.м, с кадастровым номером (номер обезличен), расположенные по адресу: (адрес обезличен), в порядке наследования после смерти А. В.К., умершей (дата обезличена)
25.04.2022 в суд поступило письменное заявление ответчика Артеменко С.Ю. о признании исковых требований.
В судебном заседании представитель истца Андреева С.В. Лапина Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Истец Андреев С.В., ответчик Артеменко С.Ю. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом: заказными письмами с уведомлением о вручении, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали, истец Андреев С.В. обеспечил участие в судебное заседании своего представителя Лапиной Т.В., а ответчик Артеменко С.Ю. в письменном заявлении о признании иска просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца и ответчика.
Выслушав объяснения представителя истца Лапиной Т.В., исследовав материалы дела, заявление о признании иска, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, при этом супруг и дети наследодателя являются наследниками первой очереди по закону (ст.ст. 1141 -1142 ГК РФ).
В силу положений ч. 1-2. 1152 ГК Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять, а принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно ч. 2 ст. 1153 ГК Российской Федерации, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в том числе, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
Как следует из материалов дела, Андреев С.В. и А. (до заключения брака А.) Н.В. являлись детьми А. В.К., (дата обезличена) года рождения.
А. В.К. являлась собственником жилого дома, площадью 39,5 кв.м, и земельного участка, площадью 1970+/-31,1 кв.м, расположенных по адресу: (адрес обезличен), что подтверждается выписками из ЕГРН.
(дата обезличена) А. В.К. умерла, наследственное дело после ее смерти не открывалось, завещание не оформлялось.
Наследниками первой очереди после смерти А. В.К. являлись сын Андреев С.В. и дочь А. Н.В.
(дата обезличена) А. Н.В. умерла, наследственное дело после ее смерти не открывалось, завещание не оформлялось.
Наследником первой очереди после смерти А. Н.В. является ее сын Артеменко С.Ю.
Согласно доводам искового заявления, Андреев С.В. фактически принял наследство после смерти А. В.К. в виде жилого дома и земельного участка, пользуется ими, несет бремя содержания указанного имущества.
Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, включая платежные документы о приобретении истцом строительных материалов для доставки по адресу: (адрес обезличен), сведения об оплате истцом задолженности по налогу на жилой дом и земельный участок, а также показания свидетеля Л. В.И., подтвердившего фактическое принятие Андреевым С.В. наследства после смерти матери в виде жилого дома и земельного участка.
Ответчиком Артеменко С.Ю. возражений относительно заявленных исковых требований не представлено.
Напротив, ответчиком в суд направлено письменное заявление о признании иска, в котором указано на то, что ответчику последствия признания иска ясны и понятны, иск признан им добровольно.
Ст. 39 ГПК Российской Федерации предусмотрено право ответчика признать иск.
Вместе с тем, ч. 2 указанной статьи содержит запрет на принятие признания иска ответчиком в случае, если такое признание противоречит закону или нарушает права законные интересы третьих лиц.
При этом по смыслу норм действующего гражданско-процессуального законодательства признание иска ответчиком должно являться его свободным волеизъявлением, т.е. носить добровольный характер.
Ч. 1 ст. 54 ГПК Российской Федерации предусмотрено, что признание иска может быть сделано как ответчиком по делу, так и его представителем, имеющим соответствующие полномочия, которые должны быть отдельно оговорены в доверенности.
В соответствии с положениями абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Ч. 2 ст. 173 ГПК Российской Федерации предусмотрена обязанность суда разъяснить ответчику последствия признания иска, а именно то, что принятие судом признания иска влечет вынесение решения об удовлетворении заявленных истцом требований без выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела и исследования доказательств.
Признание Артеменко С.Ю. исковых требований Андреева С.В., исходя из содержания письменного заявления ответчика, является его добровольным волеизъявлением, последствия признания иска ему понятны, такое заявление подписано ответчиком собственноручно.
Доказательств того, что принятие судом признания иска противоречит закону или нарушает права третьих лиц, суду не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования Андреева С.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 173, 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Андреева С.В. к Артеменко С.Ю. о признании права собственности в порядке наследования удовлетворить.
Признать за Андреевым С.В. право собственности на земельный участок, площадью 1970+/-31,1 кв.м, с кадастровым номером (номер обезличен), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ИЖС, и жилой дом, общей площадью 39, 5 кв.м, с кадастровым номером (номер обезличен), расположенные по адресу: (адрес обезличен), в порядке наследования после смерти А.В.К., (дата обезличена) года рождения, умершей (дата обезличена)
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд Белгородской области.
Судья Н.Ю. Бушева
Мотивированный текст решения изготовлен 27 мая 2022 года.