Дело №2-557/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2023 года пгт. Апастово
Апастовский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Л.Ф. Гафиатуллиной,
с участием помощника прокурора Апастовского района РТ Г.З. Ганиевой,
при секретаре судебного заседания М.Р. Хузягалиевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Апастовского района РТ в интересах неопределенного круга лиц к ГАПОУ «Апастовский аграрный колледж» Апастовского муниципального района РТ, Министерству образования и науки РТ, Министерству земельных и имущественных отношений РТ о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
установил:
Прокурор Апастовского района Республики Татарстан обратился в суд с исковым заявлением к ГАПОУ «Апастовский аграрный колледж» Апастовского муниципального района РТ, Министерству образования и науки РТ, Министерству земельных и имущественных отношений РТ о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму в обосновании указав, что прокуратурой Апастовского района Республики Татарстан по поручению прокуратуры Республики Татарстан проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в студенческом общежитии ГАПОУ «Апастовский аграрный колледж», расположенном на северной окраине пгт. Апастово, кадастровый номер объекта 16:08:200301:374 (далее по тексту – людей). Между тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона в общежитии Учреждения отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Выявленное нарушение, выразившиеся в необеспечении надлежащей антитеррористической защиты, препятствует реализации требований законодательства, существенно нарушают права работников, более 100 студентов, проживающих в учебное время в данном общежитии, так как при наличии указанных нарушений, имеется реальная угроза их жизни и здоровью в случае совершения террористического акта и иных непредвиденных чрезвычайных ситуациях. Согласно п.1.4 Устава ГАПОУ «Апастовский аграрный колледж» (далее - Учреждение), утвержденного приказом Министерства образования и науки РТ от 29.12.2016 и согласованного распоряжением министерства земельных и имущественных отношений РТ от 26.12.2016, Учредителем Учреждения и собственником его имущества является Республика Татарстан. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Республики Татарстан осуществляет Министерство образования и науки Республики Татарстан. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Республики Татарстан осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в связи с чем прокурор просит обязать учредителя Учреждения - Министерство образования и науки Республики Татарстан, собственника учреждения -Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и ГАПОУ «Апастовский аграрный колледж» в течении 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить выявленное нарушение законодательства: оборудовать студенческое общежитие ГАПОУ «Апастовский аграрный колледж», расположенное на северной окраине пгт. Апастово, кадастровый номер объекта 16:08:200301:374 системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Представитель истца – помощник прокурора Апастовского района Республики Татарстан Г.З. Ганиева в судебном заседании иск поддержала.
Представитель ответчика – Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Апастовский аграрный колледж» ФИО3 иск признал.
Представители ответчиков - Министерства образования и науки РТ, Министерства земельных и имущественных отношений РТ в суд не явились, надлежащим образом извещались. От представителя Министерства земельных и имущественных отношений РТ поступил отзыв на иск, согласно которому здание общежития ГАПОУ «Апастовский аграрный колледж» передано в оперативное управление последнего на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений РТ №305-р от 16 февраля 2017 года, на основании чего считают себя ненадлежащим ответчиком.
Представители третьего лица Отделения вневедомственной охраны по Буинскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по РТ» – ФИО4, ФИО5 иск поддержали, пояснив, что система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система экстренного оповещения в ГАПОУ «Апастовский аграрный колледж» отсутствует. При потенциальной угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации данная система позволяет предупредить лиц, находящихся в данном учреждении, о данной ситуации и, в соответствии с Инструкцией, в целях обеспечения безопасности предпринять необходимые действия.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из пункта "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму", одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
- в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
- в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу пунктов 2 и 22 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 2 части 6, части 7 статьи 28 указанного Федерального закона закреплено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Закона N273, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
Согласно п. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N635/10, для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
В помещениях охраны всех типов общественных зданий следует предусматривать наличие радиотрансляционной абонентской точки.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. п. 6.1, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 указанного Закона, в целях решения вопросов честного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы местного самоуправления.
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42 концепции).
Установка канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112" в образовательной организации является обязательной в силу закона.
Согласно пункта 5 требований, к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), носящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года N1006, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 24 Требований, закреплен перечень мероприятий, которые осуществляются в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, - оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Судом установлено, что 23 июня 2023 года Федеральной службой войск национальной гвардии РФ в адрес Прокуратуры Апастовского района РТ направлено письмо с указанием, что в общежитие ГАПОУ «Апастовский аграрный колледж» Апастовского муниципального района отсутствует система оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (в нарушении пункта 24, Постановления правительства РФ от 12.08.2019 г. №1006.) и отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии ( в нарушении пункта 24 «г» Постановления правительства РФ от 12 августа 2019 года №1006).
6 июля 2023 года прокуратурой района направлено на имя директора ГАПОУ «Апастовский аграрный колледж» Апастовского муниципального района Республики Татарстан представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Из информационного письма от 9 октября 2023 года ГАПОУ «Апастовский аграрный колледж» Апастовского муниципального района Республики Татарстан следует, что выявленные нарушения частично устранены.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Апастовского муниципального района Республики Татарстан в студенческом общежитии ГАПОУ «Апастовский аграрный колледж», установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона в общежитии Учреждения отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, о чем свидетельствует АКТ проверки №52 от 25 октября 2023 года,
Представитель ответчика не отрицал указанное обстоятельство, пояснив, что ГАПОУ «Апастовский аграрный колледж» составил с ИП договор по установке системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системы (средств) экстренного оповещения. В ближайшее время требования прокуратуры будут устранены.
Представители Отделения вневедомственной охраны по Буинскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по РТ» данное обстоятельство подтвердили.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства, существенно нарушают права работников, более 90 студентов, проживающих в учебное время в данном общежитии, так как при наличии указанных нарушений, имеется реальная угроза их жизни и здоровью в случае совершения террористического акта и иных непредвиденных чрезвычайных ситуациях.
Согласно п.1.4 Устава ГАПОУ «Апастовский аграрный колледж» (далее - Учреждение), утвержденного приказом Министерства образования и науки РТ от 29.12.2016 и согласованного распоряжением министерства земельных и имущественных отношений РТ от 26.12.2016, Учредителем Учреждения и собственником его имущества является Республика Татарстан. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Республики Татарстан осуществляет Министерство образования и науки Республики Татарстан. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Республики Татарстан осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
В силу требований частей 2 и 4 статьи 123.22. Гражданского кодекса РФ, порядок финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений определяется законом. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
При указанных обстоятельствах исковое заявление прокурора Апастовского района Республики Татарстан подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Апастовского района Республики Татарстан удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и ГАПОУ «Апастовский аграрный колледж» в течении 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить выявленное нарушение законодательства: оборудовать студенческое общежитие ГАПОУ «Апастовский аграрный колледж», расположенное на северной окраине пгт. Апастово, с кадастровым номером объекта 16:08:200301:374 системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Апастовский районный суд Республики Татарстан.
Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2023 года.
Председательствующий: Л.Ф. Гафиатуллина