Дело № 2-3546/2023
УИД 91RS0024-01-2023-002350-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 1 ноября 2023 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при секретаре Щеповских А.Н., с участием помощника прокурора Редок А.В., представителя ответчика Крупского А.Е., третьих лиц Зорко С.И. и Чуркина С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Ялты Республики Крым, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялта Республики Крым о возложении обязанности производства противооползневых мероприятий,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственное казенное учреждение Республики Крым «Противооползневое управление», Государственное автономное учреждение «Крымский республиканский центр оценки сейсмической и оползневой опасности, технического обследования объектов строительства», Управление гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики терроризма администрации города Ялта Республики Крым, Зорко Сергей Иванович, Чуркин Сергей Николаевич,
установил:
заместитель прокурора <адрес> Республики Крым, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации <адрес> Республики Крым, Департаменту по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики Крым, в котором просит возложить на Администрацию <адрес> обязанность провести в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу мероприятия по оценке технического состояния и несущей способности подпорной стены ниже домовладения №<номер> по <адрес> в пгт. Гурзуф, <адрес>, а также выполнить необходимую инженерную защиту на оползневом участке территории.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения Администрацией <адрес> требований законодательства в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования. При этом установлено, что ГАУ «Крымский республиканский центр оценки сейсмической и оползневой опасности, технического обследования объектов строительства» (далее - ГАУ «КРЦ») в 2021 году проведено обследование участка склона в районе жилых домов №<номер> по <адрес> и №<номер> по <адрес> в пгт. Гурзуф, в ходе которого выявлены деформации в виде трещин на кирпичном ограждении, в помещении санузла и плиточном покрытии пола домовладения №<номер> по <адрес> данным фондовых материалов ГАУ «КРЦ», кадастра, каталога и карт оползней Крыма на рассматриваемом участке активных оползней нет, но учитывая крутизну склона, широкое распространение насыпных грунтов, указанную территорию следует рассматривать как оползнеопасную. Кроме того, ГАУ «КРЦ» рекомендовано выполнить соответствующие изыскания для определения противооползневых мероприятий для оценки технического состояния и несущей способности подпорной стены ниже домовладения №<номер> по <адрес> по вопросам жилищно- коммунального хозяйства от ГАУ «КРЦ» в рамках исполнения представления прокуратуры <адрес> от <дата> № Исорг-3939-21. В ответе Администрации <адрес> от <дата> №<номер> на представление прокуратуры <адрес> указано, что по результатам полученного заключения от ГАУ «КРЦ» будут приняты решения по созданию инженерной защиты на указанной территории. Вместе с тем, в ходе проведенной в апреле 2023 года проверки по обращению Чуркина С.Н., Зорко С.И. от Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> получена информация с указанием выводов и рекомендаций ГАУ «КРЦ», а также сведениями об отсутствии запланированных мероприятий по инженерной защите на 2023 год.
В судебном заседании помощник прокурора Редок А.В., третьи лица Зорко С.И. и Чуркин С.Н. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики Крым по доверенности Крупский А.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснил, что подпорная стена расположена в границах сформированного земельного участка придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <адрес>, с присвоенным кадастровым номером №<номер>. В этой связи Администрация <адрес> не может распоряжаться общедомовым имуществом без согласия собственников многоквартирного дома, в том числе проводить ремонтные работы.
Представитель ответчика Администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте его проведения, отзыв на иск не представлен.
Третьим лицом Управлением гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики терроризма администрации <адрес> Республики Крым представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в удовлетворении иска просит суд отказать, поскольку в соответствии с «Критериями информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», утвержденными Приказом МЧС России от <дата> №<номер>, указанная прокуратурой <адрес> ситуация не отвечает критериям чрезвычайных ситуаций (угрозы чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, не создает угрозы для жизни и здоровья людей.
Третьим лицом ГАУ «КРЦ» направлено в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Остальными лицами, участвующими в деле, при надлежащем извещении явка представителей в судебное заседание не обеспечена.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика Администрации <адрес> Республики Крым и третьих лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
В силу статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> по исполнение поручения прокуратуры Республики Крым по обращению заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Степанова К.И. в интересах Зорко С.И. и Чуркина С.Н. проведена проверка соблюдения Администрацией <адрес> требований законодательства в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 90:25:030104:2858, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гурзуф, <адрес>, в районе <адрес>, находится в собственности муниципального образования городской округ Ялта. Согласно информации ГКУ РК «Противооползневое управление» территория в районе жилых домов №<номер> по <адрес> и №<номер> по <адрес> в пгт. Гурзуф имеет сложные инженерногеологические условия, в том числе крутизну склона, высокую сейсмичность (8 баллов), а также плотность застройки, в связи с чем при замачивании грунтов откоса возможно формирование локального оползневого очага с усилением деформации зданий и сооружений на территории домовладения №<номер>. Для обеспечения устойчивости склона и строений на территории указанного домовладения ГКУ РК «Противооползневое управление» рекомендовано осуществить закрепление основания насыпного откоса между жилыми домами №<номер> по <адрес> и №<номер> по <адрес> установлено, что Чуркин С.Н. и Зорко С.И. неоднократно обращались в Администрацию <адрес> с вопросом о необходимости проведения мероприятий по обустройству инженерной защиты от опасных геологических процессов на территории домовладения №<номер>. Вместе с тем, Администрацией <адрес> до настоящего времени не предприняты меры по созданию инженерной защиты на указанной территории.
<дата> исх. № Исорг-3939-21 прокурором <адрес> на имя Главы администрации <адрес> внесено представление, в котором прокурор предложил принять незамедлительные меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить в месячный срок в прокуратуру города в письменной форме с приложением необходимых документов.
В обоснование своих требований прокурор сослался на положения пункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения городского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно пункту 4.10 Свода-правил №<номер>. «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция. СНиП 22-02-2003», утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от <дата> №<номер>, инженерную защиту застроенных или застраиваемых территорий от одного или нескольких опасных геологических процессов следует осуществлять независимо от формы собственности и принадлежности защищаемых территорий и объектов, при необходимости предусматривать образование единой территориальной системы (комплекса) мероприятий и сооружений.
В ответе Администрации <адрес> от <дата> №<номер> на представление прокурора <адрес> указано, что Департаментом по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> направлено в ГАУ «КРЦ» письмо от <дата> №<номер> с просьбой проведения обследования склона в районе жилых домов <адрес>, по результатам полученного заключения от ГАУ «КРЦ» будут приняты решения по созданию инженерной защиты на указанной территории.
Вместе с тем, в ходе проведенной в апреле 2023 года проверки по обращению Чуркина С.Н., Зорко С.И. от Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> получена информация от <дата> №<номер>.1-39/1 с указанием выводов и рекомендаций ГАУ «КРЦ», при этом сообщено об отсутствии запланированных мероприятий по инженерной защите на 2023 год.
Тогда как из сообщения ГАУ «КРЦ» от <дата> исх. №<номер> в адрес Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> по результатам обследования склона в районе жилых домов №<номер> по <адрес> и №<номер> по <адрес> в пгт. Гурзуф сообщено, что по данным фондовых материалов ГАУ «КРЦ», кадастра, каталога и карт оползней Крыма на рассматриваемом участке активных оползней нет, но учитывая крутизну склона, широкое распространение насыпных грунтов территорию следует рассматривать как оползнеопасную, в этой связи для определения необходимости противооползневых мероприятий и возможных решений рекомендовано выполнить соответствующие изыскания с оценкой технического состояния несущей способности подпорной стены ниже домовладения №<номер> по <адрес>.
Судом установлено, что до настоящего времени органом местного самоуправления не предприняты меры, направленные на выполнение соответствующих изысканий с оценкой технического состояния несущей способности подпорной стены на указанной территории.
Принимая во внимание изложенное, суд признает обоснованными доводы заместителя прокурора о том, что Администрацией <адрес> Республики Крым допущено незаконное бездействие, нарушающее права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
При этом, поскольку выполнению необходимого комплекса противооползневых мероприятий в обязательном порядке предшествует выполнение специальных инженерных изысканий, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения на Администрацию <адрес> обязанности провести соответствующие изыскания по оценке технического состояния и несущей способности подпорной стены ниже домовладения <адрес> тогда как в удовлетворении исковых требований о выполнении необходимой инженерной защиты на оползневом участке территории следует отказать, ввиду их преждевременности.
Доводы представителя Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики Крым о том, что подпорная стена расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 90:25:030104:3220, который относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного <адрес> в пгт. Гурзуф, <адрес>, не принимаются судом во внимание, поскольку опровергаются данными Единого государственного реестра недвижимости, из которых следует, что земельный участок с присвоенным кадастровым номером №<номер> расположен по адресу: <адрес>, имеет вид разрешенного использования - деловое управление.
В силу п. п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 9 ст. 9 Федерального закона от <дата> № 61-ФЗ «Об обороне» организация обороны включает, кроме прочего, планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от <дата> N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указанные выше нарушения требований законодательства нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создавая непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Крым удовлетворить частично.
Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня вступления решения в законную силу произвести соответствующие изыскания по оценке технического состояния и несущей способности подпорной стены ниже домовладения <адрес>, Республики Крым.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым. В этот же срок на решение прокурором может быть принесено представление.
Судья О.И. Кулешова
Решение суда изготовлено
в окончательной форме <дата>