№12-66/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
19 апреля 2022 года город Новочебоксарск
Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Огородников Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Тусдорстрой» Семенова Андрея Анатольевича на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федерального службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федерального службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - директор общества с ограниченной ответственностью «Тусдорстрой» (далее - Общество) Семенов А.А. привлечён к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 руб. за то, что ООО «Тусдорстрой» в нарушение ст.ст.12-14,42 Земельного кодекса РФ, ст.34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при исполнении государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге - Рекультивация шламонакопителя для сухих солей и шламоотстойника № ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чуваши по адресу: 429950, Чувашская Республика, <адрес>, осуществляло деятельность по рекультивации объекта с отступлением от Проектной документации «Рекультивация шламонакопителя для сухих солей (инв. №) и шламоотстойника № (инв. №) ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), утвержденной приказом Департамента Росприроднадзора по ПФО от ДД.ММ.ГГГГ №, и оказывало негативное воздействие на окружающую среду, ухудшая качественное состояние почвы. Согласно экспертному заключению проб почвы возле шламонакопителей от ДД.ММ.ГГГГ № выявлено превышение загрязняющих веществ по азоту нитритному в 2,1 раза, по фосфору в 3,1 раза и по алюминию в 1,2 раза.
Не согласившись с указанным постановлением, директор Общества Семенов А.А. обратился в суд с жалобой об его отмене и прекращении производства по делу, мотивированной следующим. Точки контроля за состоянием почв и земель уже были установлены в программе экологического мониторинга окружающей природной среды (таблица 29 на листе 129 раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» с шифром 6860-2016-ООС Проектной документации «Рекультивация шламонакопителя для сухих солей (инв. №) и шламоотстойника № (инв. №) ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии), карте постов наблюдения за компонентами окружающей среды приложения Щ раздела 8 указанного Перечня, экспертному заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы градостроительной и иной проектной документации № от ДД.ММ.ГГГГ по проекту обоснования размеров расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны для ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии приложения М раздела 8 указанного Перечня. При проверке не были обнаружены следы подтекания, нарушения целостности дамб у шламонакопителей. ООО «Тусдорстрой» выполняет работы по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ на объекте в течение 1 года 4 месяцев, поэтому проверкой не доказано негативное воздействие организации на окружающую среду в виде попадания в почву загрязняющих веществ, и превышение допустимых концентрация произошло в результате накопления вредных веществ с начала эксплуатации комплекса очистных сооружений, то есть с 1970-1980 годов.
В судебном заседании Семенов А.А. доводы жалобы поддержал, вновь приведя их суду, и пояснил, что Общество выполняет работы в строгом соответствии с государственным контрактом и проектом, получившим одобрение государственной экологической экспертизы. Так как частично работы уже приняты заказчиком и прошли авторский надзор, то предъявление претензий сотрудниками Росприроднадзора к результатам работ противоречит заключению государственной экологической экспертизы. Шламонакопитель представляет собой сооружение в земле, изолированное от почвенного слоя глиняным замком, работы в отношении которого государственным контрактом не предусмотрены и обществом не проводились. С момента начала исполнения государственного контракта целостность изоляционного слоя Обществом не нарушалась. По результатам проверки Волжско-Камское Управление Росприроднадзора выдало Обществу 2 предписания, которые были опротестованы в Федеральную службу по надзору в сфере в сфере природопользования. Жалобы были возвращены без рассмотрения из-за процессуальных нарушений. В оспариваемом постановлении в вину необоснованно вменено отсутствие мониторинга состояния почвы на объекте рекультивации, так как по этому факту должностными лицами Управления был составлен отдельный протокол, и он как директор ООО «Тусдорстрой» был привлечён к административной ответственности. Согласно проектной документации, Раздел 5, подраздел 7 «Технологические решения» осадку сточных вод в рекультивируемых шламонакопителях присвоен 5 класс опасности, что подразумевает отсутствие превышения предельных норм концентраций вредных веществ и его вторичное использование. При исполнении государственного контракта обществу были переданы 2 земельных участка, которые ограничены перегородками шламонакопителей и шламоотстойников. Ему неизвестно, входят ли в состав этих участков точки отбора почвенных проб.
Должностное лицо Управления - государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Кузьмин С.П. в судебное заседание не явился, уведомлён, ранее просил оставить постановление без изменения, жалобу - без удовлетворения, пояснил, что проверка на земельном участке ГУП «БОС» была проведена в ходе контроля за исполнением федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология». До заключения государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ и в ходе его исполнения до октября 2021 года содержание в почве химических веществ на указанном земельном участке не проверялось. Нарушений целостности дамб шламонакопителя и шламоотстойника при проверке не выявлено. В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ были отобраны 5 проб почвы в непосредственной близости от шламонакопителя № и 5 фоновых проб на расстоянии приблизительно 45 метров от него. В пробах, взятых непосредственно у шламонакопителя, концентрация вредных химических веществ была превышена в несколько раз, а в фоновых пробах - превышена незначительно. Нормативными документами, ГОСТ не предусмотрено расстояние от проверяемого участка, на котором подлежат отбору фоновые пробы почвы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, и доказательства, которыми они могут быть подтверждены, перечислены в ст.ст.26.1, 26.2 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.8.7 КоАП РФ состав правонарушения образует невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области рационального землепользования, субъектами правонарушения - граждане, должностные и юридические лица.
В п.1 ст.13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
В ст.42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении №, заместителем руководителя Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ принято решение № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Тусдорстрой».
Предметом проверки являлся контроль соблюдения требований природоохранного законодательства при реализации мероприятий в целях достижения показателей «Количество ликвидированных объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волга» федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология», в частности, контоль за соблюдением ООО «Тусдорстрой» обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений при рекультивации шламонакопителя для сухих солей (инв. №) и шламоотстойника № (инв. №) ГУП Чувашской Республики «БОС».
По итогам выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт внеплановой выездной проверки №, где указано, что ООО «Тусдорстрой» на территории г. Новочебоксарск Чувашской Республике ведёт работы по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге - рекультивацию шламонакопителя для сухих солей и шламоотстойника № ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии. Работа осуществляется в соответствии с техническим заданием, приложенным к Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № (идентификационный код закупки (№) и проектной документацией. Собственником земельного участка, на котором расположены объекты размещения отходов, является Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики. Объекты рекультивации расположены по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, находятся на одной промышленной площадке в 750 м на юг от реки Волга, на ее правом берегу, и на расстоянии 1,75 км от русла реки Цивиль.
При проведении проверки специалистами филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республики» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» и Управления Росприроднадзора произведён отбор проб почвы.
Как следует из протокола отбора проб филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республики» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» № от ДД.ММ.ГГГГ, были отобраны фоновые пробы № и № - фоновые пробы, и пробы № и № с земельного участка, на котором осуществляется рекультивация, характер проб - объединенная. К протоколу приложена карта-схема, в которой указаны 5 координат фоновых проб почвы и 5 координат точек отбора с проверяемого участка.
Как следует из протокола Управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, были отобраны 5 проб почвы, прилегающей к шламонакопителю №, и 5 фоновых проб почвы за пределами объекта рекультивации.
В ГОСТ 17.4.4.02-2017 «Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа» изложены методы отбора и подготовки проб почвы естественного и нарушенного сложения для химического, бактериологического и гельминтологического анализадля контроля общего и локального загрязнения почв в районах воздействия промышленных, сельскохозяйственных, хозяйственно-бытовых и транспортных источников загрязнения, при оценке качественного состояния почв, а также при контроле состояния плодородного слоя, предназначенного для землевания малопродуктивных угодий и при осуществлении государственного экологического надзора.
Согласно п.п.5.1-5.3 ГОСТ 17.4.4.02-2017 точечные пробы отбирают на пробной площадке из одного или нескольких слоев, или горизонтов методом конверта, по диагонали либо любым другим способом с таким расчетом, чтобы каждая проба представляла собой часть почвы, типичной для генетических горизонтов или слоев данного типа почвы. Количество точечных проб должно соответствовать ГОСТ 17.4.3.01.
Объединенную пробу составляют путем смешивания точечных проб, отобранных на одной пробной площадке.
Для химического анализа объединенную пробу составляют не менее чем из пяти точечных проб, взятых с одной пробной площадки. Масса объединенной пробы должна быть не менее 1 кг.
Согласно п.5.1 ГОСТ 17.4.3.01-2017 «Почвы. Общие требования к отбору проб» для определения содержания в почве химических веществ необходимо не менее 1 объединенной пробы. В п.2.3 ГОСТ 17.4.3.01-2017 указано, что объединенная проба - это смесь не менее двухточечных проб.
Между тем, для осуществления государственного экологического надзора пробы почвы необходимо отбирать именно по ГОСТ 17.4.4.02-2017, то есть объединенная проба должна состоять не менее чем из пяти точечных проб с одного пробного участка.
Как следует из протокола количественного химического анализа почвы филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республики» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» №-Г от ДД.ММ.ГГГГ, исследовались 4 точечные пробы, а не 5; по отдельности, а не после смешивания; отобранные на двух разных пробных площадках.
В силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Таким образом, протокол №-Г от ДД.ММ.ГГГГ составлен с нарушением действующих правил, регулирующих порядок получения проб почвы, и не является допустимым доказательством по настоящему делу.
Соответственно, не может быть использовано в качестве доказательства вины должностного лица и экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором на основании указанного протокола №-Г от ДД.ММ.ГГГГ выявлено превышение загрязняющих веществ по азоту нитритному в 2,1 раза, по фосфору в 3,1 раза и по алюминию в 1,2 раза.
Между Министерством экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (ссудодатель) и ООО «Тусдорстрой» (ссудополучатель) ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор №, по которому ссудодатель передал ссудополучателю в безвозмездное пользование для выполнения работ по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного экологического вреда - шламонакопителя для сухих солей и шламоотстойника № ГУП «БОС» Минстроя Чувашии земельные участки из земель населенных пунктов площадью 142558 кв.м. с кадастровым № и площадью 107560 кв.м. с кадастровым №, являющихся государственной собственностью Чувашской Республики, расположенные по адресу: Чувашская Республика, г.Новочебоксарск, ул.Промышленная, д.1 (п.1.1). Границы участков определены в выписках из ЕГРН, которые прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью (п.1.2). Срок использования участков с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (п.2.1).
Как следует из представленных директором ООО «Тусдорстрой» выписок ЕГРН на указанные земельные участки и схемы территории с земельными участками с кадастровыми № и №, точки отбора проб почвы, координаты которых указаны в протоколе №-Г от ДД.ММ.ГГГГ, находятся за пределами обоих земельный участков.
В ст.26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания. Исходя из содержания данной нормы, судья при рассмотрении дела по жалобе на постановление должностного лица об административном правонарушении выясняет вопрос о наличии события административного правонарушения, то есть имело ли место противоправное деяние, подпадающее под диспозицию, содержащуюся в КоАП РФ, а также совершено ли оно тем лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Между тем, значимыми обстоятельствами по делу являются установление факта загрязнения земельного участка, которым владеет ООО «Тусдорстрой», а не рядом расположенного земельного участка. Такие доказательства, свидетельствующие о нарушении ООО «Тусдорстрой» природоохранного законодательства, не добыты, доводы Семенова А.А. о том, что Общество не владеет земельным участком, с которого отбирались пробы, ничем не опровергнуты.
Указанные нарушения требований административно-процессуального закона являются существенными, которые в своей совокупности не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федерального службы по надзору в сфере природопользования от 22.12.2021подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение, поскольку установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федерального службы по надзору в сфере природопользования от 22 декабря 2021 года №11-50 по делу об административном правонарушении о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «Тусдорстрой» Семенова Андрея Анатольевича к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Д.Ю. Огородников