16RS0046-01-2023-013001-80
Дело №2-8250/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2023 года г. Казань
Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.И. Гадыршина,
при секретаре И.Ф. Шайхаттарове,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии, указав в обоснование требований, что ..., обратилась в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по ... с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от ... ... ответчиком отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет педагогической деятельности.
По мнению ответчика, ею выработано только 23 года 10 мес. 15дн. педагогического стажа. Считает, что отказ ответчика в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 Ф3... от ..., является незаконным. Отказывая в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик необоснованно исключил из специального страхового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды ее трудовой деятельности: периоды работы в должности воспитателя в ДОУ №... с ... по ... и в должности воспитателя в ДОУ №... с 08.02.2000г. по ... Истец указывает, что исключение из трудового стажа периодов работы в указанных учреждениях по причине отсутствия наименования учреждения – «Дошкольное образовательное учреждение» в Списке учреждений, дающих право на досрочную пенсию, является незаконным, поскольку из приложенных к материалам дела справок (также представленных ответчику) и копии трудовой книжки следует, что ею непрерывно весь этот период велась трудовая дошкольная педагогическая деятельность, в одном и том же учреждении.
Просит обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж истца: период работы в должности воспитателя в ДОУ №... с ... по ... и в должности воспитателя в ДОУ №... с ... по ... и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости, осуществив также перерасчет.
Истец в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленного отзыва просил отказать в удовлетворении требований.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 19 части 1, частями 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как следует из материалов дела, ....ФИО6 обратилась в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по ... с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19ч.1ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОПФР по РТ от ... ... истцу отказано в назначении страховой пенсии но старости, ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Страховой стаж, исчисленный в соответствии с п.19ч.1ст.30 Закона №400-ФЗ для определения права составил 24 года 6 месяцев25 дней.
Решением ОПФР по РТ от ... ... вышеуказанное решение пересмотреностраховой стаж, исчисленный в соответствии с п.19ч.1ст.30 Закона №400-ФЗ для определения права составил 23 года 6 месяцев 25 дней.
В специальный стаж ответчиком не были включены, в том числе, периоды работы в должности воспитателя в ДОУ №... с ... по ... и в должности воспитателя в ДОУ №... с ... по ....
Для оценки пенсионных прав истца подлежит применению как законодательство, действующее на момент обращения ее в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (список и правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 781), так и законодательство, действовавшее в спорные периоды работы.
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости" в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогическойдеятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Исходя из положений п. 1 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 677, деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов регулируется настоящим Типовым положением (далее - Типовое положение). Пунктом 5 указанного Типового положения устанавливалось, что дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды: детский сад, детский сад общеразвивающего вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад присмотра и оздоровления, центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Согласно п. 12 Типового положения, статус учредителя определяет организационно-правовую форму дошкольного образовательного учреждения, в частности, учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.
Таким образом, в спорный период в организационно-правовой форме дошкольного образовательного учреждения, а в случае истца - в форме дошкольного образовательного учреждения, могли существовать только поименованные и определенные в Типовом положении виды детских садов (поименованные в Списках как типы).
Приказом Минтруда России от 24.09.2015 N 661н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" приказано установитьпо представлению Министерства образования и науки Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в дошкольных образовательных организациях для детей независимо от их наименований, в том числе структурных подразделениях организаций, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам дошкольного образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в дошкольных образовательных учреждениях (детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), предусмотренных пунктом 1.8 раздела "Наименование учреждений" Списка, и профессиональной деятельности, выполнявшейся в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет) (детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), указанных в пункте 13 Правил.
Конституционный Суд РФ в определениях от 20 октября 2005 года N 392-0, от 18 апреля 2006 года N 83-0, от 21 декабря 2006 года N 584-0, от 19 июня 2007 года N 436-0-0 указал, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности.
В спорный период истец осуществляла деятельность, связанную с обучением детей, то есть педагогическую деятельность, в образовательном учреждении, предусмотренном Списком.
Как следует из материалов пенсионного дела, смена наименования учреждения (с ясли-сад ... в ДОУ ..., далее в коммунальное ДОУ «Прогимназия» ..., а в последующем на МАОУ «Прогимназия» ..., с коммунального дошкольного образовательного учреждения ... в коммунальное (муниципальное) дошкольное образовательное учреждение – детский сад ...) профиль его деятельности не меняла и поэтому не должна влиять на пенсионные права истца, препятствовать в ихосуществлении.
Кроме того, действующим в период с ... по ..., списком, утвержденным Постановлением Правительства от ... N 1067, предусматривалось, что право на льготное пенсионное обеспечение дает работа воспитателем в детских дошкольных учреждениях всех типов ( детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления;детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад).
В соответствии со списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 781, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются воспитатели, работавшие в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.
Таким образом, сведения о работе истца в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) №... и ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) №... в должности воспитателя подтверждает факт работы истца в спорный период в одном из установленных действовавшим законодательством видов (типов) детских садов в должности воспитателя, и, соответственно, право истца на включение спорного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При этом, в период работы А.А. ФИО2 с ... по ... в должности воспитателя в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) №... последняя с ... по ..., с ... по ... находилась в отпуске без сохранения заработной платы, с ... по ... – в административном отпуске по уходу за детьми.
Между тем, пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ... № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, а в соответствии с Разъяснением Министерства труда РФ от ... ... в специальный страховой стаж, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, начавшийся до ..., в связи с чем, суд приходит к выводу, что указанные периоды нахожденияв отпуске без сохранения заработной платы и в административном отпуске по уходу за детьми не могут быть включены в специальный стаж по педагогической деятельности.
С ... вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от ... № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», в том числе в части сроков назначения страховых пенсий.
В частности, для лиц, которым страховая пенсия по старости устанавливалась независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от ... № 400-ФЗ, в том числе в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, законодатель, не изменяя требований к продолжительности специального страхового стажа, предусмотрел, чтопенсия им назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (с постепенным увеличением данного срока с 12 месяцев в 2019 году и на 12 месяцев ежегодно с достижением к 2023 году величины 60 месяцев), то есть ввел период ожидания возможности реализовать возникшее исходя из продолжительности соответствующего вида деятельности право на пенсию по старости.
Таким образом, начиная с 2019 года право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» считается отложенным и возникает при совокупности двух условий – наличия требуемого стажа на соответствующих видах работ и истечения упомянутого ранее периода ожидания.
Как установлено пунктом 4 статьи 5 Федерального закона «О страховых пенсиях», обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
В силу положений частей 1, 2, 7, 9 статьи 22 названного Федерального закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представитьпо собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
Согласно пунктам 18 и 19 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых дляих установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ... ...н, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.
Стаж на соответствующих видах работ на день обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии по старости по решениюОПССФР и включаемого судом составляет 25 лет 7 месяцев 12 дней.
На день обращения А.А. ФИО2 в пенсионный орган – 07.04.2023г. года, предусмотренный действующим законодательством период ожидания, составляющий 48 месяцев, не истек.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО2 (СНИЛС ...) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ...(ИНН ...) о возложении обязанности удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... (ИНН ...) включить в специальный страховой стаж ФИО2 (СНИЛС ...), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период:
- с ... по ... в должности воспитателя в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) №... (за исключением периодов с ... по ..., с ... по ..., с ... по ...),
- с ... по ... в должности воспитателя в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) №....
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через данный суд в течении 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Д.И. Гадыршин