Судья Коновалова А.И. дело № 21-270/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 24 марта 2022 года
Судья Самарского областного суда Чемерисова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Тема» Алпеева А.И. на решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 16.12.2021, которым постановление административной комиссии городского округа Новокуйбышевск № 828 от 29.09.2021 о привлечении ООО «ТЕМА» к административной ответственности по части 4 статьи 4.2 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области оставлено без изменения, а жалоба ООО «Тема» - без удовлетворения,
установила:
Постановлением № 828 административной комиссии городского округа Новокуйбышевск Самарской области от 29.09.2021 юридическое лицо – ООО «ТЕМА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 4.2 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, директор ООО «ТЕМА» Алпеев А.И. обратился с жалобой в Новокуйбышевский городской суд Самарской области, судьей которого 16.12.2021 постановлено вышеуказанное решение.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, директор ООО «ТЕМА» Алпеев А.И. просит отменить постановление административного органа и решение суда, прекратить производство по делу об административном правонарушении, указывая доводы необоснованности привлечения Общества к административной ответственности.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав защитников ООО «Тема», по доверенности ФИО3 и ФИО4, поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 4.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД нарушение сроков производства работ, установленных в разрешении либо в графике проведения работ, а также неисполнение требований, содержащихся в акте, определяющем состояние элементов благоустройства до начала работ и объемы восстановления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
На территории городского округа Новокуйбышевск действуют Правила благоустройства территории городского округа Новокуйбышевск Самарской области, утвержденные Решением Думы городского округа Новокуйбышевск от 18.10.2017 № 382 (в редакции Решения Думы городского округа Новокуйбышевск от 30.10.2018 №524, от 28.03.2019 № 580, от 30.08.2019 № 635, от 15.04.2021 № 178), которые предусматривают комплекс мероприятий, направленных на организацию содержания и благоустройства территории городского округа Новокуйбышевск (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованием улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Частью 3 статьи 1 Правил предусмотрено, что правила обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.
Пунктом 23 части 4 статьи 1 Правил определено, что земляные работы - работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий.
Пунктом 24 части 1 статьи 1 Правил, лицо, проводящее земляные работы - лицо, получившее разрешение на осуществление земляных работ или лицо, осуществляющее аварийные работы.
Статьей 33 Правил предусмотрены общие требования к осуществлению земляных работ.
Выполнение положений настоящей статьи является обязательным для заказчика проведения земляных работ, производителя работ, в том числе связанных с проектированием, строительством, ремонтом и эксплуатацией подземных сооружений и коммуникаций на территории городского округа (ч.1 ст.33 Правил).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Правил, разрешение на осуществление земляных работ выдается заказчику.
Предоставление разрешения на осуществление земляных работ осуществляется администрацией городского округа Новокуйбышевск в лице структурного подразделения - управления административно-контрольной работы (далее по тексту - Управление АКР) в порядке, установленном приказом министерства строительства Самарской области (ч.3 ст.33 Правил).
В соответствии с частью 4 статьи 33 Правил, перед получением разрешения на осуществление земляных работ составляется акт, определяющий состояние элементов благоустройства до начала работ и объемы восстановления (далее по тексту - Акт) и схема благоустройства земельного участка, на котором предполагается осуществить земляные работы, с графиком проведения земляных работ и последующих работ по благоустройству (далее по тексту - схема благоустройства земельного участка).
Часть 10 статьи 33 Правил предусматривает обязанности производителя земляных работ: соблюдать сроки производства работ, установленные в разрешении либо в графике проведения работ (п. 14 ч.10 ст.33 Правил); после завершения работ в пределах срока действия разрешения (уведомления, направленного при проведении аварийных работ) выполнить восстановление элементов благоустройства, в том числе демонтировать временное ограждение (п.16 ч.10 ст.33 Правил).
В соответствии с частью 11 статьи 33 Правил, ведение земляных работ осуществляется в соответствии с графиком проведения земляных работ. В случае изменения графика проведения земляных работ заказчик проведения земляных работ обязан уведомить об этом Управление АКР для внесения соответствующих изменений в разрешение. При невыполнении работ в установленный срок, разрешение может быть продлено. Заявление о продлении cpoка осуществления земляных работ подается заказчиком, не менее чем за три рабочих дня до истечения срока окончания работ, указанного в разрешении. Форма заявления о продлении cpока осуществления земляных работ утверждается постановлением администрации городского округа Новокуйбышевск.
Уполномоченное на выдачу разрешения лицо устанавливает сроки проведения работ, полного восстановления нарушенного благоустройства с учетом поданного заявления, существующих норм продолжительности строительства, ремонтных работ и местных условий, а также условий согласования проведения работ обслуживающими организациями.
В соответствии с частью 38 статьи 33 Правил, после завершения работ, нарушенные объекты благоустройства подлежат восстановлению в сроки, установленные в разрешении или уведомлении, направленном при проведении аварийных работ.
В соответствии с частью 39 статьи 33 Правил, факт восстановления (не восстановления) благоустройства территории фиксируется актом с участием представителей Управления АКР, собственника (владельца, пользователя) земельного участка, заказчика и производителя работ (его представителя).
К акту прилагаются фотографии места проведения работ после восстановления благоустройства. Акт должен быть представлен в Управление АКР производителем работ не позднее 5 дней после истечения срока производства работ.
При наличии обоснованных замечаний по качеству благоустройства от представителей Управления АКР, собственника (владельца, пользователя) земельного участка данные замечания отражаются в акте. Указанные замечания устраняются производителем работ, после чего акт с отметкой об устранении замечаний представляется в Управление АКР не позднее 10 дней после истечения срока окончания работ.
В соответствии с ч.41 ст.33. Правил, в случае нарушения настоящих требований к осуществлению земляных работ, уполномоченное должностное лицо Управления АКР выдает предписание об устранении нарушений.
В соответствии ч.3 ст.34 Правил, выдача предписания не является обязательным документом для решения вопроса о привлечении к административной ответственности лица, допустившего нарушение.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что 24 августа 2021 года, в 09 час. 02 мин. в ходе проведенного обследования территории городского округа Новокуйбышевск Самарской области установлено: во дворе многоквартирных жилых домов № по <адрес>, на момент обследования проводятся земляные работы. Информация о лице, проводящем работы и сроках проведения работ, отсутствует. На поверхности внутриквартальной дороги отсутствует асфальтобетонное покрытие, площадью ~ 120 кв.м. Вдоль дорожного полотна отсутствует бордюрный камень. Отсутствует планировка грунтом, площадью ~ 100 кв.м. На территории общего пользования складирован строительный мусор и строительные материалы.
Так, в указанный период времени установлено, что юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «ТЕМА», №, проводя земляные работы на основании муниципального контракта №-МК от ДД.ММ.ГГГГ, по ремонту внутриквартального проезда по адресу: <адрес> в соответствии с разрешением № на осуществление земляных работ от 08.06.2021 года, действительным до 10.08.2021 года, в нарушение требований к осуществлению земляных работ, определенных Правилами благоустройства территории городского округа Новокуйбышевск, утвержденных Решением Думы городского округа Новокуйбышевск №382 от 18.10.2017 г. (в ред. Решения Думы городского округа Новокуйбышевск №178 от 15.04.2021 г.) допустило нарушение сроков производства работ, установленных в разрешении, а именно:
- в нарушение п.14 ч.10 ст.33 Правил, ООО «ТЕМА», являясь производителем земляных работ, не обеспечило соблюдение сроков производства работ, установленных в разрешении и графике проведения работ;
- в нарушение п. 16 ч.10 ст.33 Правил, после завершения работ в пределах срока действия разрешения не выполнило восстановление элементов благоустройства;
- в нарушение ч.38 ст.33 Правил, после завершения работ, нарушенные объекты благоустройства не восстановило в сроки, установленные в разрешении;
- в нарушение ч.39 ст.33 Правил, не сдало объект по Акту завершения земляных работ после истечения срока производства работ, который истек 10.08.2021 г., за что предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 4.2 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» №115-ГД от 01.11.2007 года.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием к составлению протокола об административном правонарушении и привлечения ООО «ТЕМА» к административной ответственности по части 4 статьи 4.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
Факт совершения ООО «ТЕМА» административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: протоколом №от 13.09.2021 (л.д.80-81); актом проведения обследования территории г.о.Новокуйбышевск от 24.08.2021 (л.д.82), фототаблицей (л.д.83-93); копией разрешения № на осуществление земляных работ от 08.06.2021(л.д.94); схемой территории (л.д.98); актом определяющий состояние элементов благоустройства до начала земляных работ (л.д.99); предписанием № по земляных работам (л.д.101), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «ТЕМА» (л.д.102-110) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, представленным в дело доказательствам, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности ООО «ТЕМА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 4.2.Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области, не усматривается.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях ООО «ТЕМА» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 4.2 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях" от 01.11.2007 г. №115-ГД, является правильным. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
Как следует из материалов дела, установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнения и ненадлежащего исполнения ООО «ТЕМА» своих обязанностей. Состав инкриминируемого правонарушения формальный и не требует наступления общественно опасных последствий.
Поскольку требования правил благоустройства подлежат неукоснительному исполнению, все разрушения и повреждения дорожных покрытий, зеленых насаждений и иных элементов благоустройства, возникшие в ходе производства земляных работ, ликвидируются в полном объеме в сроки, указанные в разрешении, акте, определяющем состояние элементов благоустройства до начала работ и объемы восстановления, что юридическим лицом - ООО «ТЕМА» в данном случае не сделано.
Ссылки заявителя жалобы на муниципальный контракт№24/21-МК от 29.03.2021 на выполнение работ по благоустройству придомовой территории, заключенный между ООО «ТЕМА» и Администрацией г.о.Новокуйбышевск, действующий до 31.12.2021, и направление письма в адрес заместителя главы городского округа Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства исх.№48 от 06.08.2021 об уведомлении о необходимости дополнительного времени для выполнения всех работ и доведении информации о не завершении работ в срок до 10.08.2021, а также подписания акта выполненных работ до 31.12.2021, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела, и не могут свидетельствовать об отсутствии в действиях Общества административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 4.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД.
В рассматриваемом случае ООО «ТЕМА» допустило нарушение требований к осуществлению земляных работ, установленных Правилами благоустройства территории г.о.Новокуйбышевска, утвержденными Решением Думы городского округа Новокуйбышевск № 382 от 18.10.2017 (в редакции от 15.04.2021), и является надлежащим субъектом вышеуказанного административного правонарушения.
Ссылки заявителя жалобы о необоснованности привлечения к административной ответственности ООО «ТЕМА» к административной ответственности по части 4 статьи 4.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД были проверены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Выводы административного органа и суда основаны на полном и тщательном изучении материалов дела, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, и являются правильными.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу актов, в части назначенного наказания в силу следующего.
В соответствии с положениями ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с санкцией части 4 статьи 4.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» предусмотрено назначение наказание на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В рассматриваемом случае, административное наказание ООО «ТЕМА» назначено в виде административного штрафа, предусмотренном санкцией части 4 статьи 4.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» в размере 100000 рублей, с учетом наличия отягчающего вину обстоятельства, а именно невыполнения предписания № 69 от 24.08.2021.
Однако с данными выводами должностного лица оснований согласиться не имеется.
Статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Данный перечень является закрытым и не подлежит расширению, за исключением части 3 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлено, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.
Таким образом, должностное лицо необоснованно расширил установленный статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и при вынесении постановления пришел к выводу о необходимости назначить более строгое наказание с учетом обстоятельств, которые фактически признаны по делу отягчающими, хотя таковыми в силу вышеприведенных требований закона являться не могут, поскольку не предусмотрены статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьей городского суда при рассмотрении жалобы на постановление указанное нарушение требований законодательства об административных правонарушениях не устранено.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм закона следует, что установленный действующим законодательством порядок реализации административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и назначающих административные наказания.
В силу изложенного, применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
При таком положении, суд апелляционной инстанции полагает необходимым изменить и снизить, назначенное ООО «административное наказание, определив его в виде минимального административного штрафа в размере 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
Постановление № 828 административной комиссии городского округа Новокуйбышевск Самарской области от 29.09.2021, решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 16.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 4.2 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», в отношении ООО «ТЕМА» изменить и снизить размер наказания, назначив административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В остальной части принятые по делу акты - оставить без изменения.
Жалобу директора ООО «ТЕМА» Алпеева А.И. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке и сроки, установленные ст.30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Самарского областного суда п/п О.В. Чемерисова
«КОПИЯ ВЕРНА» Судья ____________________ (подпись) Помощник судьи Е.М. Соловьева _______________ (подпись) «___»__________ 20__ г. |