Дело №12-264/2024
УИД 12 RS0002-01-2024-000248-47
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
г.Йошкар-Ола 15 апреля 2024 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев жалобу директора ООО «ТК ДАР» Е.Д.Л. на постановление старшего государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому Федеральному округу от 08 февраля 2024 года №, вынесенные в отношении ООО «ТК ДАР» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому Федеральному округу от 08 февраля 2024 года №, ООО «ТК ДАР» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Звениговский районный суд Республики Марий Эл, директор ООО «ТК ДАР» Е.Д.Л. просит об отмене постановления должностного лица по настоящему делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указав, что протокол об административном правонарушении составлен без надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности. Так, ООО «ТК ДАР» 17 января 2024 года заказным письмам 80103891955759 получило уведомление о том, что в 11:00 16 января 2024 года в отношении него будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ, без какой-либо информации о том, что явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, что не позволяло ООО «ТК ДАР» подготовить надлежащим образом оформленную доверенность (для участия защитника при составлении протокола по конкретному административному правонарушению) на защитника. Также, ходатайство об отложении рассмотрения дела не было изучено и не приведено объективных причин для отказа в его удовлетворении. Кроме того, заявитель указывает, что должностным лицом неправильно квалифицировано вменяемое деяние (по ст.12.31.1 ч.6 КоАП РФ) следует квалифицировать по ст.11.23 КоАП РФ.
Определением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 13 марта 2024 года жалоба законного представителя ООО «ТК ДАР» - директора Е.Д.Л. направлена в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл по подведомственности.
Законный представитель ООО «ТК ДАР», извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явился, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Представитель административного органа Ш.А.В. просил жалобу оставить без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьями 11.15.1, 11.23 и 12.21.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати пяти тысяч рублей.
Субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать организацию и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения ООО «ТК ДАР» 08 февраля 2024 года к административной ответственности по ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении № от 16 января 2024 года выводы о том, что 19 декабря 2023 года в 10 часов 25 минут по адресу: РМЭ, 19 км. а/д «Вятка», в ходе постоянного рейда, проводимого на основании решения о проведении постоянного рейда № от 29 ноября 2023 года старшим государственным инспектором Управления Д.А.Г., в рамках федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, осмотрено транспортное средство марки <иные данные>, государственный регистрационный номер № под управлением водителя П.В.А. Водитель осуществлял перевозку грузов по путевому листу б/н от 03.12.2023г.. путевой лист выдан ООО «ТК ДАР». В ходе изучения распечаток с тахографа выяснилось, что ООО «ТК ДАР» допустило нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, а именно: выявлен факт нарушения режима груда и отдыха водителя П.В.А., согласно распечаткам с тахографа за 18-19 декабря 2023 года перерыв в работе составил менее 45 минут, в нарушение п. 10 Приказа Минтранса России от 16.10.2020г. № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей».
Вместе с тем с состоявшимся по делу постановлением должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из анализа приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
В соответствии с ч.1 ст.25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Протокол об административном правонарушении № составлен 16 января 2024 года в отсутствие законного представителя ООО «ТК ДАР», защитника.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80103891955759 ООО «ТК ДАР» 17 января 2024 года получило уведомление о том, что в 11 часов 00 минут 16 января 2024 года им необходимо явиться по адресу: <адрес> для составления и подписания протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ.
Таким образом, материалы дела не содержат сведения о надлежащем извещении должностным лицом административного органа лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «ТК ДАР» о составлении протокола по ст.12.31.1 ч.6 КоАП РФ на 16 января 2024 года.
В силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и в отсутствии доказательств его извещения о дате и времени составления протокола, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет нарушение права указанного лица на защиту.
Несоблюдение требований статьи 28.2 названного Кодекса о составлении протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, или в отсутствие этого лица при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола является существенным процессуальным нарушением, препятствующим реализации указанным лицом права на защиту.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, после начала рассмотрения дела об административном правонарушении возвращение протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное по настоящему делу существенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу и повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого судебного постановления.
Протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о месте и времени его составления, не имеет юридической силы и не может быть взят за основу постановления. Таким образом, на стадии возбуждения производства по делу об административном правонарушении должностным лицом административного органа допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ. В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, административным законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ в качестве доказательства, так как несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым доказательством.
При признании судом протокола № от 16 января 2024 года недопустимым доказательством, оценка иным доводам жалобы не дается.
Изложенные выше обстоятельства влекут отмену постановления по делу об административном правонарушении с прекращением производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, постановление должностного лица административного органа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ, в отношении ООО «ТК ДАР» подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл МТУ Ространснадзора по ПФО от 08 февраля 2024 года №0308, вынесенные в отношении ООО «ТК ДАР» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ермолаева М.Л.