Дело № 2-383/2024
59RS0027-01-2023-005109-20
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кунгур 11 марта 2024 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Исаковой О.В., при секретаре Медведевой Н.И., с участием помощника Кунгурского городского прокурора Пермского края – Мустакимова И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора Пермского края, действующего в интересах ФИО5 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Кунгурский городской прокурор в интересах Греховой Ю.Н. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю об обеспечении техническими средствами реабилитации.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал о том, что в ходе проверки, проведенной по обращению Греховой Ю.Н., выявлены нарушения ответчиком её права на бесплатное обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации. Установлено, что Грехова Ю.Н. является инвалидом, и согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № 854.23.59/2022 от 08.12.2022 подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: экзопротез молочной железы 1 шт., чехол для экзопротеза молочной железы трикотажный 1 шт., бюстгальтер (лиф крепление) и (или) грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы 1 шт. Однако до настоящего времени Грехова Ю.Н. не обеспечена данными техническими средствами реабилитации. Из-за отсутствия указанных технических средств реабилитации истец не может преодолевать замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, направленные на создание для неё равных с другими гражданами возможностей, что отрицательно сказывается на её здоровье, эмоциональном состоянии и влечет причинение нравственных и физических страданий.
Впоследствии прокурор уточнил требования и указал, что в декабре 2023 года Грехова Ю.Н. прошла переосвидетельствование в Бюро № 23 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю», по результатам которого ей установлена III группа инвалидности бессрочно. 22.12.2023 в отношении Греховой Ю.Н. разработана новая индивидуальная программа реабилитации, в соответствие с которой ей также рекомендованы технические средства реабилитации: экзопротез молочной железы 1 шт., чехол для экзопротеза молочной железы трикотажный 1 шт., бюстгальтер (лиф крепление) и (или) грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы 1 шт. Прокурор просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в длительном необеспечении Греховой Ю.Н. техническими средствами реабилитации, обязать ответчика обеспечить Грехову Ю.Н. техническими средствами реабилитации: экзопротез молочной железы 1 шт., чехол для экзопротеза молочной железы трикотажный 1 шт., бюстгальтер (лиф крепление) и (или) грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы 1 шт., а также взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Процессуальный истец - прокурор в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по доводам, изложенными в уточненном иске.
Истец Грехова Ю.Н. обратилась с заявлением, в котором указала о том, что поддерживает требования прокурора с учётом их уточнения и просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Частью 1 статьи 233 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предусмотрено, что в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
На основании изложенного, суд считает, что данное дело возможно рассмотреть в порядке заочного производства, и заслушав истца, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Пунктом 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.
Государственная политика в сфере предоставления инвалидам мер социальной защиты, их понятия, условия предоставления, субъекты и сроки предоставления определены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).
Согласно ст. 10 Федерального закона N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с абзацем 1 статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности оформляется ИПР инвалида.
Абзацем 1 статьи 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что к техническим средствам инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, к которым также относится протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);
Как следует из вышеуказанной статьи, решение об обеспечении инвалидов техническими средствами принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
При этом, как следует из абзаца 1 статьи 10 Федерального закона N 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 14 статьи 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что технические средства предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии с абзацем 2 статьи 11 Закона N 181-ФЗ ИПР инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Во исполнение обязанности, установленной абзацем 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
Из пункта 4 Правил следует, что обеспечение техническими средствами инвалидов осуществляют территориальные органы Фонда (или орган исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты РФ и высшим органом исполнительной власти субъекта РФ соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов), при условии подачи заявления о предоставлении ТСР, то есть при наличии волеизъявления инвалида.
Согласно пункту 5 Правил региональное отделение Фонда рассматривает заявление в 15-дневный срок, с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением региональное отделение Фонда высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства в отобранные региональным органом Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие технические средства.
Как следует из абзаца 8 статьи 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Размер доводимых до Фонда межбюджетных трансфертов ежегодно устанавливается федеральным законом о бюджете Фонда.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеране" протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" на основании индивидуальной программы реабилитации, разрабатываемой учреждениями медико-социальной экспертизы.
Согласно пункту 5 указанного Постановления уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении технического средства (изделий в 15-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом, в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления о предоставлении технического средства (изделия). Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.Судом установлено и материалами дела подтверждается, что для проведения реабилитационных мероприятий в отношении ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющей II группу инвалидности, была разработана индивидуальная программа (ИПРА) № 854.23.59/2022 от 08.12.2022 с рекомендациями по медицинской, социальной реабилитации или абилитации, а также определением нуждаемости ФИО1 техническими средствами реабилитации (далее - ТСР): экзопротез молочной железы 1 шт., чехол для экзопротеза молочной железы трикотажный 1 шт., бюстгальтер (лиф крепление) и (или) грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы 1 шт., при этом срок проведения реабилитационных мероприятий указан ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-18). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением об обеспечении ТСР (л.д. 55-56). Также из материалов дела следует, что в декабре 2023 ФИО1, переосвидетельствована Бюро № 23 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» с установлением третьей группы инвалидности (л.д. 87). С ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 действует индивидуальная программа (ИПРА) № 1014.23.59/2023, определяющая нуждаемость ФИО1 техническими средствами реабилитации (далее - ТСР): экзопротез молочной железы 1 шт., чехол для экзопротеза молочной железы трикотажный 1 шт., бюстгальтер (лиф крепление) и (или) грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы 1 шт., при этом срок проведения реабилитационных мероприятий указан с ДД.ММ.ГГГГ - бессрочно (л.д. 80-86). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 к ответчику с заявлением об обеспечении ТСР и согласно уведомлению о постановке на учёт по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями она поставлен на учет в ОСФР по Пермскому краю для обеспечения вышеуказанными средствами реабилитации (л.д. 94-97). 15.02.2024 ОСФР по Пермскому краю выдало ФИО1 направление на получение (изготовление) технических средств реабилитации (л.д. 88-91) Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения искового заявления ФИО1 не была обеспечена необходимыми ей техническими средствами реабилитации по индивидуальной программе реабилитации № 854.23.59/2022 от ДД.ММ.ГГГГ; документов, свидетельствующих об обратном, суду не представлено. Заявляя требование о признании бездействия ответчика незаконным, прокурор ссылается на то, что ФИО1 длительное не обеспечена техническими средствами реабилитации. Разрешая требования истца в данной части, суд исходит из того, что процедура заключения государственного контракта, направленная на удовлетворение потребностей ФИО1 в технических средствах реабилитации, стала осуществляться ответчиком в 2024 году, то есть после того, как ФИО1 обратилась с заявлением об обеспечении ТСР по ИПРА № 1014.23.59/2023, как следствие, государственный контракт был заключен ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, в период действия в отношении ФИО1 ИПРА № 854.23.59/2022 от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в период ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-18) ответчиком не принято надлежащих и своевременных мер по обеспечению ФИО1 техническими средствами реабилитации за предыдущий период, что повлекло нарушение её прав как инвалида, гарантированных федеральным законодательством.Таким образом, учитывая установленный в судебном заседании факт нарушения прав и законных интересов истца по обеспечению ТСР ответчиком, исходя из того, что средства технической реабилитации, которыми инвалид не был обеспечен своевременно, необходимы ему в соответствии с их предназначением для ежедневного применения и в том количестве, которое предусмотрено программой реабилитации инвалида, при этом социальные гарантии, предоставляемые гражданам-инвалидам, предполагают обязанность при наличии соответствующих показаний своевременно обеспечивать граждан - инвалидов техническими средствами реабилитации, независимо от их функционального назначения, наименования и иных обстоятельств, суд приходит к выводу о незаконности бездействия ответчика по необеспечению истца положенными средствами технической реабилитации, в связи с чем исковые требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению. Также подлежат удовлетворению требования истца в части возложения на ответчика обязанности по обеспечению ФИО1 техническими средствами реабилитации в рамках ИПРА № 1014.23.59/2023, поскольку сама по себе выдача направления на получение технического средства в день вынесения решения суда не может считаться исполнением обязательства по предоставлению средства реабилитации.Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса РФ).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
В данном случае суд учитывает, что предусмотренная законом процедура предоставления инвалидам технических средств реабилитации направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека), следовательно, бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении Греховой Ю.Н. полагающимся ТСР в соответствии с ИПРА № 854.23.59/2022 от 08.12.2022, существенно нарушило её личные неимущественные права, поскольку лишило возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничило право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества, и приходит к выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда.
При определении суммы, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, суд, учитывая обстоятельства, установленные по делу, принцип разумности и справедливости, приходит к выводу о том, что компенсация морального вреда в размере 5000 рублей соответствует степени и длительности физических и нравственных страданий истца, а также целевому назначению данной компенсационной выплаты.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200), выразившееся в необеспечении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, полагающимся техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 854.23.59/2022 от 08.12.2022.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии 5721 № 021582 выдан ГУ МВД России по Пермскому краю 03.11.2020, код подразделения 590-029) техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 1014.23.59/2023 от 22.12.2023: экзопротез молочной железы 1 шт., чехол для экзопротеза молочной железы трикотажный 1 шт., бюстгальтер (лиф крепление) и (или) грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы 1 шт.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии 5721 № 021582 выдан ГУ МВД России по Пермскому краю 03.11.2020, код подразделения 590-029) компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления.
Судья (подпись)
Копия верна. Судья О.В. Исакова
Мотивированное решение изготовлено 18.03.2024
Подлинное решение подшито в материалы гражданского дела № 2-383/2024, которое находится в Кунгурском городском суде Пермского края