УИД 72RS0013-01-2023-003316-93
дело № 12-236/2023
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень 04 августа 2023 года
ул. 8 Марта, 1
Судья Калининского районного суда г. Тюмени Полушина А.В.,
с участием с участием Вавилова П.В., в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении,
защитника Марченко В.В.,
помощника прокурора г.Тюмени Камаловой А.Р.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу Вавилова Павла Валерьевича на постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тюменской области Прошутинской К.Н. № № от 28 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МАУ «Спортивная школа № 2 г.Тюмени» Вавилова Павла Валерьевича,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тюменской области Прошутинской К.Н. № № от 28 февраля 2023 года директор МАУ «Спортивная школа № 2 г.Тюмени» Вавилов П.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, Вавилов П.В. обратился с жалобой в суд, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить вследствие отсутствия его вины и малозначительности. Жалобу мотивирует тем, что обязанность по приобретению и выдаче средств индивидуальной защиты лежит на заведующем хозяйством Дудниковой В.В., в соответствии с должностной инструкцией, приказом о приеме на работу и трудовым договором, которая не производила закупку средств индивидуальной защиты в текущем периоде, так как ранее приобретенное имущество находится в удовлетворительном состоянии и эксплуатируется по настоящее время. Работник, ранее занимавший должность заведующего хозяйством, произвел закупку средств индивидуальной защиты работникам и их выдачу в 2018-2020 годах без фиксации в журнале, имело место отсутствие журнала выдачи средств индивидуальной защиты. Документы, подтверждающие приобретение средств индивидуальной защиты, были предоставлены в ходе прокурорской проверки, однако они не были приняты в качестве доказательств. Указывает, что Дудникова В.В. является руководителем начального звена, на неё возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, контроль за работой Дудниковой В.В. должен осуществлять заместитель директора по административно-хозяйственной части Ефременко Д.Е.
Определением судьи Центрального районного суда г.Тюмени жалоба направлена для рассмотрения в Калининский районный суд г.Тюмени.
В судебном заседании Вавилов П.В. и защитник Марченко В.В. доводы жалобы поддержали, настаивали на ее удовлетворении по приведенным в жалобе основаниям.
Помощник прокурора Камалова А.Р. просила постановление должностного лица оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, полагая постановление законным и обоснованным.
Выслушав мнение участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, оснований для отмены или изменения постановления, судья не усматривает.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 - 4 настоящей статьи и ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу ст. 221 ТК РФ для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.
Аналогичные требования закреплены в пункте 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 года N 290н (далее - Межотраслевые правила).
В силу пункта 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки; сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам; выдача работникам и сдача фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств.
На работодателя возлагается ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за ними (пункт 34 Межотраслевых правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
На основании ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются, в том числе, к административной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Тюмени на основании решения № 2 от 23 января 2023 года проведена проверка исполнения МАУ «Спортивная школа № 2 г.Тюмени», расположенной по адресу: г.Тюмень, ул. Луначарского, 10, требований трудового законодательства, в ходе которой выявлены нарушения статей 22, 221 ТК РФ, Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, а именно: в МАУ «Спортивная школа № 2 г.Тюмени» не организован надлежащий контроль и учет за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
Распоряжением главы города Тюмени от 23 июня 2021 года № 58-гл на должность директора МАУ «Спортивная школа № 2 г.Тюмени» назначен Вавилов П.В.
На основании Устава МАУ «Спортивная школа № 2 г.Тюмени», директор Учреждения осуществляет руководство спортивной школой в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, обеспечивает организационно-распорядительные функции, возложенные на него Уставом и трудовым договором.
В соответствии с пунктами 6, 7 раздела II Трудового договора № 1991-Д от 24 июня 2021 года, заключенного между Администрацией города Тюмени и Вавиловым П.В., назначенным на должность директора МАУ «Спортивная школа № 2 г.Тюмени», руководитель является единоличным исполнительным органом Учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельности. Руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, Уставом Учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц.
Пунктами «е», «ж» части 9 указанного Трудового договора закреплено, что руководитель обязан обеспечивать работникам Учреждения безопасные условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации, создавать и соблюдать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором и соглашениями.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Вавилова П.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, зафиксированы в постановлении и.о. прокурора города Тюмени о возбуждении дела об административном правонарушении, которое составлено с его участием, отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, не содержит недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством.
Доказательств организации в МАУ «Спортивная школа № 2 г.Тюмени» на момент проверки надлежащего учета и контроля за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки не представлено, в связи с чем, доводы жалобы от отсутствии в действиях должностного лица МАУ «Спортивная школа № 2 г.Тюмени» вины в совершении административного правонарушения не состоятельны.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Поскольку в рассматриваемом деле, основанием для привлечения должностного лица МАУ «Спортивная школа № 2 г.Тюмени» к административной ответственности явились вышеизложенные факты выявленных нарушений, а также учитывая, что Вавилов П.В. занимает должность единоличного исполнительного органа МАУ «Спортивная школа № 2 г.Тюмени» и обладает организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, директор МАУ «Спортивная школа № 2 г.Тюмени» Вавилов П.В. обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Достаточные доказательства объективной невозможности соблюдения требований трудового законодательства Российской Федерации в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину указанного должностного лица, не установлены.
Факт совершения должностным лицом учреждения данного административного правонарушения подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств, которые получены с соблюдением установленных КоАП РФ процессуальных требований.
Таким образом, вина директора МАУ «Спортивная школа № 2 г.Тюмени» Вавилова П.В. выразилась в том, что у данного лица имелась возможность для соблюдения правил и норм трудового законодательств, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что не приняты в качестве доказательств документы, подтверждающие приобретение средств индивидуальной защиты подлежат отклонению, так как указанные документы приобщены к материалам дела об административного правонарушения, были предметом оценки, кроме того они не опровергают установленные по делу фактические обстоятельства.
Назначенное административное наказание соответствует степени тяжести совершенного административного правонарушения, требованиям статьей 3.1, 3.4 и 4.1 КоАП РФ, отвечает целям административного наказания, назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Вавилова П.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении директора МАУ «Спортивная школа № 2 г.Тюмени», допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Довод жалобы о том, что содеянное должно быть квалифицировано как малозначительное, подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае (доказательства наличия иной причины неисполнения соответствующей обязанности должностным лицом в материалах дела отсутствуют).
С учетом обстоятельств содеянного, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица - директора МАУ «Спортивная школа № 2 г.Тюмени» от административной ответственности отсутствуют.
Доводы жалобы о наличии других должностных лиц в Учреждении, ответственных за соблюдение трудового законодательства не влечет освобождение директора МАУ «Спортивная школа № 2 г.Тюмени» Вавилова П.В. от административной ответственности.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение обжалуемого постановления, судьей не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тюменской области Прошутинской К.Н. № от 28 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора МАУ «Спортивная школа № 2 г.Тюмени» Вавилова Павла Валерьевича оставить без изменения, жалобу Вавилова П.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.
Судья подпись А.В.Полушина