Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-595/2024 ~ М-442/2024 от 07.06.2024

Дело № 2-595/2024

УИД 11RS0016-01-2024-001022-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,

при секретаре судебного заседания Алееве А.А.,

с участием истца Потапова Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт

15 августа 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Потапова Р. А. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда по договору социального найма,

установил:

Потапов Р.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договору найма специализированных жилых помещений с даты обращения с соответствующим заявлением в администрацию муниципального района «Сыктывдинский», возложении обязанности предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

В обоснование заявленных требований указано, что истец относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время является нуждающимся в улучшении жилищных условий. 25.04.2024 истец обратился к ответчику с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилья, однако ему отказано в связи с достижением 23-летнего возраста. Ссылаясь на уважительность причин и невозможность подачи заявления о постановке на учет до достижения 23 лет, Потапов Р.А. обратился в суд.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования и науки Республики Коми.

В судебном заседании истец Потапов Р.А. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что ранее не обращался с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилья, поскольку являлся несовершеннолетним и полагал, что вопросами постановки на соответствующий учет должны были заниматься школы-интернаты, в которых он находился, органы опеки и попечительства. В последующем в период с 1983 по 2019 гг. отбывал наказание в учреждениях УФСИН России по Республике Коми, а в период с 19.04.2023 по 24.10.2023 принимал участие в специальной военной операции и также не имел возможности подать соответствующее заявление.

Ответчик администрация муниципального района «Сыктывдинский», третье лицо Министерство образования и науки Республики Коми надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, предоставив отзыв на исковое заявление, в котором выразили несогласие с заявленными требованиями. Ранее участвовавшая в судебном заседании представитель администрации просила отказать в удовлетворении иска, указав на отсутствие правовых оснований для его удостоверения, в том числе сославшись на то, что Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ, которым истец обосновывает требования иска, принят и вступил в действие в 1996 году, когда истцу уже было 30 лет.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав истца, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец Потапов Р.А. родился <данные изъяты>.

Из свидетельства о рождении следует, что матерью Потапова Р.А является Патапова Т.Н., а в графе отец стоит прочерк.

Мать истца Потапова Т.Н. на основании решения Сыктывдинского народного суда Коми АССР от 13.01.1982 лишена родительских прав в отношении детей Р., <дата> года рождения, и <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, дети переданы под опеку органам опеки и попечительства. Потапова Т.Н. умерла <дата>.

Из похозяйственной книги за период с 1973 по 1982 годы следует, что Потапов Р.А. занимал жилое помещение по адресу: Сыктывдинский <адрес>.

Сторонами по делу не оспаривалось, что жилое помещение по адресу: Сыктывдинский <адрес>, находилось в муниципальной собственности и в настоящее время многоквартирный дом снесен.

Сведений о закреплении указанного жилого помещения за истцом материалы дела не содержат.

Потапов Р.А. <дата> обратился в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Письмом от 06.05.2024 № 887/937 администрацией истцу отказано во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, со ссылкой на то, что по достижению возраста 23 лет граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ) меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодательством условий получения такой социальной поддержки.

Ссылаясь на уважительность причин и невозможность подачи заявления о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, до достижения 23 лет, Потапов Р.А. обратился в суд.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 37 действовавшего до 01.03.2005 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Абзацем 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу п. 3 указанной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) в соответствии с п. 1 данной статьи.

При этом в список включаются лица, указанные в абз.1 п. 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 данной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вступившим в силу 01.01.2013 и действовавшим до 01.01.2016) органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

В силу ч. 3 указанной нормы органы местного самоуправления были наделены также государственными полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в порядке ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 №104-РЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда подлежали предоставлению органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.

Таким образом, абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ были установлены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам вышеуказанной категории. К их числу относятся, в том числе, достижение лицом возраста 18 лет, включение в Список и окончание срока пребывания в образовательной организации.

В соответствии с Законом Республики Коми от 01.12.2015 №115-РЗ (вступившим в силу 01.01.2016) органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст.109.1 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, и по формированию Списка.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» (в редакции Закона Республики Коми от 20.12.2016 №151-РЗ, применяющейся к отношениям возникшим с 10.08.2016) включение граждан, достигших возраста 14 лет, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным), в Список осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц.

В соответствии с положениями ст.8 Федерального закона №159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в первом абзаце данной нормы, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз. 2 п. 1).

По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 п.1).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).

Таким образом, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом №159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, относящихся к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении.

Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вопрос о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилой площадью, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на соответствующий учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, может быть разрешен при наличии к тому уважительных причин, к которым относятся неправомерные либо ненадлежащие действия органов опеки и попечительства, опекунами, попечителями своих обязанностей по защите прав этих детей, незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной гарантии в виде возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.

Потапов Р.А. достиг совершеннолетия <дата>, возраста 23 лет истец достиг <дата>.

До достижения возраста 23 лет Потапов Р.А. каких-либо попыток встать на соответствующий учет не предпринимал, суду не представлено относимых и допустимых доказательств того, что ранее, в том числе до достижения возраста 23 лет, истец обращался за постановкой на указанный учет, но ему было в этом необоснованно отказано. Каких-либо объективных причин, препятствовавших его обращению, истец не указал, доказательств не представил.

Суд считает необоснованным доводы истца о том, что несвоевременность обращения истца с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения и необеспечения его жилым помещением связана исключительно с ненадлежащим исполнением администрациями Эжвинской школы-интерната, школы-интерната <адрес>, органами опеки и попечительства по защите его прав, на тот период являющегося несовершеннолетним, учитывая, что на протяжении нескольких лет, уже будучи способным самостоятельно защитить свои интересы, в том числе до достижения 23 лет, Потапов Р.А. никаких мер к их отстаиванию не предпринимал. При том, что никаких препятствий лично обратиться в соответствующие органы у него не было.

Также ссылки истца на невозможность подачи заявления в связи с нахождением местах лишения свободы суд признает необоснованными. Указанные доводы не могут быть признаны препятствующим реализации его прав и уважительной причиной, поскольку указанное зависело исключительно от воли истца. По убеждению суда, Потапов Р.А. имел возможность в период с 1984 года (по достижению 18 лет) по 1989 год (до достижения 23 лет) самостоятельно обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в предоставлении жилья.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих им достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что достижение истцом 23-летнего возраста, не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в удовлетворении его заявленных требований в полном объеме.

Помимо изложенного суд полагает необходимым отметить, что Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ, положениями которого истец обосновывает исковые требования, принят и вступил в действие в 1996 году, когда истцу уже было 30 лет.

При этом, истец не лишен возможности реализовать свои жилищные права путем постановки на учет по иным основаниям, как нуждающийся в жилом помещении.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░ 1021100971352) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20.08.2024.

2-595/2024 ~ М-442/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Потапов Руслан Анатольевич
Ответчики
Администрация МР "Сыктывдинский" Республики Коми
Другие
Министерство образования Республики Коми
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Сурнина Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
skdsud--komi.sudrf.ru
07.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2024Передача материалов судье
13.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2024Судебное заседание
15.08.2024Судебное заседание
20.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее