Дело № 2-595/2024
УИД 11RS0016-01-2024-001022-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Алееве А.А.,
с участием истца Потапова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт
15 августа 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Потапова Р. А. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда по договору социального найма,
установил:
Потапов Р.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договору найма специализированных жилых помещений с даты обращения с соответствующим заявлением в администрацию муниципального района «Сыктывдинский», возложении обязанности предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
В обоснование заявленных требований указано, что истец относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время является нуждающимся в улучшении жилищных условий. 25.04.2024 истец обратился к ответчику с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилья, однако ему отказано в связи с достижением 23-летнего возраста. Ссылаясь на уважительность причин и невозможность подачи заявления о постановке на учет до достижения 23 лет, Потапов Р.А. обратился в суд.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования и науки Республики Коми.
В судебном заседании истец Потапов Р.А. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что ранее не обращался с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилья, поскольку являлся несовершеннолетним и полагал, что вопросами постановки на соответствующий учет должны были заниматься школы-интернаты, в которых он находился, органы опеки и попечительства. В последующем в период с 1983 по 2019 гг. отбывал наказание в учреждениях УФСИН России по Республике Коми, а в период с 19.04.2023 по 24.10.2023 принимал участие в специальной военной операции и также не имел возможности подать соответствующее заявление.
Ответчик администрация муниципального района «Сыктывдинский», третье лицо Министерство образования и науки Республики Коми надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, предоставив отзыв на исковое заявление, в котором выразили несогласие с заявленными требованиями. Ранее участвовавшая в судебном заседании представитель администрации просила отказать в удовлетворении иска, указав на отсутствие правовых оснований для его удостоверения, в том числе сославшись на то, что Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ, которым истец обосновывает требования иска, принят и вступил в действие в 1996 году, когда истцу уже было 30 лет.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец Потапов Р.А. родился <данные изъяты>.
Из свидетельства о рождении следует, что матерью Потапова Р.А является Патапова Т.Н., а в графе отец стоит прочерк.
Мать истца Потапова Т.Н. на основании решения Сыктывдинского народного суда Коми АССР от 13.01.1982 лишена родительских прав в отношении детей Р., <дата> года рождения, и <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, дети переданы под опеку органам опеки и попечительства. Потапова Т.Н. умерла <дата>.
Из похозяйственной книги за период с 1973 по 1982 годы следует, что Потапов Р.А. занимал жилое помещение по адресу: Сыктывдинский <адрес>.
Сторонами по делу не оспаривалось, что жилое помещение по адресу: Сыктывдинский <адрес>, находилось в муниципальной собственности и в настоящее время многоквартирный дом снесен.
Сведений о закреплении указанного жилого помещения за истцом материалы дела не содержат.
Потапов Р.А. <дата> обратился в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Письмом от 06.05.2024 № 887/937 администрацией истцу отказано во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, со ссылкой на то, что по достижению возраста 23 лет граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ) меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодательством условий получения такой социальной поддержки.
Ссылаясь на уважительность причин и невозможность подачи заявления о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, до достижения 23 лет, Потапов Р.А. обратился в суд.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 37 действовавшего до 01.03.2005 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Абзацем 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 3 указанной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) в соответствии с п. 1 данной статьи.
При этом в список включаются лица, указанные в абз.1 п. 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 данной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вступившим в силу 01.01.2013 и действовавшим до 01.01.2016) органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В силу ч. 3 указанной нормы органы местного самоуправления были наделены также государственными полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в порядке ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 №104-РЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда подлежали предоставлению органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.
Таким образом, абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ были установлены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам вышеуказанной категории. К их числу относятся, в том числе, достижение лицом возраста 18 лет, включение в Список и окончание срока пребывания в образовательной организации.
В соответствии с Законом Республики Коми от 01.12.2015 №115-РЗ (вступившим в силу 01.01.2016) органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст.109.1 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, и по формированию Списка.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» (в редакции Закона Республики Коми от 20.12.2016 №151-РЗ, применяющейся к отношениям возникшим с 10.08.2016) включение граждан, достигших возраста 14 лет, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным), в Список осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
В соответствии с положениями ст.8 Федерального закона №159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в первом абзаце данной нормы, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз. 2 п. 1).
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 п.1).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
Таким образом, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом №159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, относящихся к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении.
Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вопрос о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилой площадью, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на соответствующий учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, может быть разрешен при наличии к тому уважительных причин, к которым относятся неправомерные либо ненадлежащие действия органов опеки и попечительства, опекунами, попечителями своих обязанностей по защите прав этих детей, незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной гарантии в виде возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Потапов Р.А. достиг совершеннолетия <дата>, возраста 23 лет истец достиг <дата>.
До достижения возраста 23 лет Потапов Р.А. каких-либо попыток встать на соответствующий учет не предпринимал, суду не представлено относимых и допустимых доказательств того, что ранее, в том числе до достижения возраста 23 лет, истец обращался за постановкой на указанный учет, но ему было в этом необоснованно отказано. Каких-либо объективных причин, препятствовавших его обращению, истец не указал, доказательств не представил.
Суд считает необоснованным доводы истца о том, что несвоевременность обращения истца с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения и необеспечения его жилым помещением связана исключительно с ненадлежащим исполнением администрациями Эжвинской школы-интерната, школы-интерната № <адрес>, органами опеки и попечительства по защите его прав, на тот период являющегося несовершеннолетним, учитывая, что на протяжении нескольких лет, уже будучи способным самостоятельно защитить свои интересы, в том числе до достижения 23 лет, Потапов Р.А. никаких мер к их отстаиванию не предпринимал. При том, что никаких препятствий лично обратиться в соответствующие органы у него не было.
Также ссылки истца на невозможность подачи заявления в связи с нахождением местах лишения свободы суд признает необоснованными. Указанные доводы не могут быть признаны препятствующим реализации его прав и уважительной причиной, поскольку указанное зависело исключительно от воли истца. По убеждению суда, Потапов Р.А. имел возможность в период с 1984 года (по достижению 18 лет) по 1989 год (до достижения 23 лет) самостоятельно обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в предоставлении жилья.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих им достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что достижение истцом 23-летнего возраста, не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в удовлетворении его заявленных требований в полном объеме.
Помимо изложенного суд полагает необходимым отметить, что Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ, положениями которого истец обосновывает исковые требования, принят и вступил в действие в 1996 году, когда истцу уже было 30 лет.
При этом, истец не лишен возможности реализовать свои жилищные права путем постановки на учет по иным основаниям, как нуждающийся в жилом помещении.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░ 1021100971352) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20.08.2024.