Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-831/2023 ~ М-564/2023 от 18.04.2023

дело № 2-831/2023

уникальный идентификатор дела - 75RS0003-01-2023-001130-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     г. Чита Забайкальского края                                                                        17 июля 2023 года

     Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края в составе председательствующего судьи Юргановой О.В.,

     при ведении протокола судебного заседания секретарём Подгорбунской К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску индивидуального предпринимателя Черепнина В.В. (далее – Черепнин В.В.) к Сергеевой Л.В. (далее – Сергеева Л.В.) о взыскании задолженности по плате за содержание и ремонт жилья,

установил:

индивидуальный предприниматель Черепнин В.В. обратился в Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В период с 15.06.2015 по 09.04.2020 муниципальное предприятие городского округа «Город Чита» «Городское жилищно-эксплуатационное управление» (далее – МП «ГЖЭУ») оказывало услуги по ремонту и содержанию многоквартирных домов на территории городского округа «Город Чита», в том числе дома ... по ..., в квартире ... которого в период с 01.11.2015 по 01.04.2020 была зарегистрирована и проживала Сергеева Л.В. При этом оказанные услуги Сергеевой Л.В. не оплачивались, что привело к образованию задолженности за указанный период в размере 145 444 рубля 48 копеек. МП «ГЖЭУ» признано несостоятельным (банкротом), между его конкурсным управляющим Кудряшовым Г.М. (далее – Кудряшов Г.М.) и индивидуальным предпринимателем Черепниным В.В. 13.05.2022 заключен договор уступки права требования ..., по условиям которого право требования задолженности Сергеевой Л.В. по оплате услуг по содержанию и ремонту жилого помещения в полном объёме перешло к индивидуальному предпринимателю Черепнину В.В. Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель Черепнин В.В. просил взыскать с Сергеевой Л.В. задолженность по плате за содержание и ремонт жилья за период с 01.11.2015 по 01.04.2020 в размере 145 444 рубля 48 копеек, а также судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска в суд государственной пошлины в размере 4 109 рублей.

     Определением от 16.06.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (далее, каждый в отдельности, - третье лицо) привлечены конкурсный управляющий Семёнов А.В. (далее – Семёнов А.В.) и администрация городского округа «Город Чита».

     В судебном заседании ответчица Сергеева Л.В. заявленные исковые требования не признала, в том числе по основанию пропуска истцом – индивидуальным предпринимателем Черепниным В.В. срока исковой давности для истребования спорной задолженности, представитель третьего лица: администрации городского округа «Город Чита», - Айдунбекова О.Ю. оставила разрешение заявленных исковых требований на усмотрение суда.

     Истец – индивидуальный предприниматель Черепнин В.В., третье лицо - конкурсный управляющий Семёнов А.В. в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещёнными о его дате, времени и месте, не явились, о причинах своей неявки не сообщили, об отложении слушания или о рассмотрении гражданского дела в своё отсутствие не просили.

     Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие указанных неявившихся лиц, участвующих в деле.

     Заслушав объяснения лица, участвующего в деле, представителя, исследовав имеющиеся в материалах гражданского дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.

     В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

     Согласно пункту 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

     В силу части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наём); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме); плату за коммунальные услуги.

     Как следует из части 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами.

     В соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

     Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

     В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учётом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

     Как следует из частей 9.1 – 9.3 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учёта исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчёта размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчёта размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учёта потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учёта при условии обеспечения этой системой учёта возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

     1) исходя из среднемесячного объёма потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчёта размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

     2) исходя из объёма потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

     При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учёта размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случая определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчёта размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

     В соответствии с частями 3 и 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наём) наймодателю этого жилого помещения.

     Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

     Как установлено в ходе судебного разбирательства из выписки от 26.06.2023 № ЮЭ9965-23-89449791 из Единого государственного реестра юридических лиц, 15.04.2015 было создано МП «ГЖЭУ», основным видом деятельности которого являлось управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

     По сообщению комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» от 31.05.2023 № И-3835 в период с 01.08.2016 по 05.06.2017 МП «ГЖЭУ» обслуживало многоквартирный дом ... по ... на основании договора управления от 01.08.2016 № ..., в период с 06.06.2017 по 30.03.2020 МП «ГЖЭУ» обслуживало многоквартирный дом ... по ... на основании договора управления от 06.06.2017 ..., сведения об управляющей организации, обслуживавшей данный дом в период с 01.11.2015 по 01.08.2016 в комитете городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» отсутствуют.

     10.11.2016 между администрацией Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» и Сергеевой Л.В. заключен договор социального найма помещения ... в доме ... по ....

     Согласно сообщению отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю от 14.05.2023, восстановленной поквартирной карточке на помещение ... в доме ... по ... Сергеева Л.В. является нанимателем данного жилого помещения, зарегистрирована в нём по месту жительства с 03.11.2017.

     Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства ответчицей Сергеевой Л.В. признано, что она является нанимателем помещения ... в доме ... по ... с 2006 года, что в силу части 2 статьи 68 ГПК РФ освобождает противоположную сторону от необходимости дальнейшего доказывания данного обстоятельства.

     Учитывая изложенное, в период с 01.08.2016 по 30.03.2020 на Сергееву Л.В. возлагалась обязанность по внесению платы за содержание и ремонт жилья в пользу МП «ГЖЭУ».

     По утверждению ответчицы Сергеевой Л.В., указанная плата вносилась ею в кассу МП «ГЖЭУ» на протяжении всего периода, однако достаточной совокупностью относимых, допустимых и достоверных доказательств такое внесение ответчицей Сергеевой Л.В. не подтверждено, что свидетельствует о возможности взыскания соответствующей задолженности в судебном порядке.

     В свою очередь, решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23.01.2020 МП «ГЖЭУ» признано несостоятельным (банкротом) с введением в отношении него конкурсного производства и утверждением конкурсным управляющим Кудряшова Г.М.

     13.05.2022 между конкурсным управляющим Кудряшовым Г.М. и индивидуальным предпринимателем Черепниным В.В. заключен договор уступки права требования № 01/2022, по условиям которого право требования задолженности Сергеевой Л.В. по плате за оказание услуг по ремонту и содержанию жилья перешло от конкурсного управляющего Кудряшова Г.М. к индивидуальному предпринимателю Черепнину В.В.

     Однако при допущении такой уступки не было учтено следующее.

     По общему правилу уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону (пункт 1 статьи 388 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)), а уступка права, совершённая в нарушение законодательного запрета, является ничтожной (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).

     Вступившим в действие 26.07.2019 Федеральным законом от 26.07.2019 № 214-ФЗ «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» статья 155 ЖК РФ дополнена частью 18, устанавливающей запрет на уступку права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

     В данной норме перечислены лица - цеденты и цессионарии, которым адресован установленный запрет. К первым относятся управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Ко вторым - любые третьи лица, в том числе кредитные организации или лица, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, за исключением вновь выбранных, отобранных или определённых управляющих организаций, вновь созданных товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, иных ресурсоснабжающих организаций, отобранных региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

     Из пояснительной записки к проекту названного закона следует, что целью дополнения статьи 155 ЖК РФ частью 18 является «гарантия защиты прав граждан от действий, связанных с взиманием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам путём передачи таких полномочий коллекторам, а также иным непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг».

     Из представленного истцом – индивидуальным предпринимателем Черепниным В.В. листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 03.08.2020 усматривается, что основным видом деятельности данного лица является деятельность в области права.

     При таких обстоятельствах, поскольку отнесение истца – индивидуального предпринимателя Черепнина В.В. к числу лиц, указанных в части 18 статьи 155 ЖК РФ, которым возможна уступка права требования задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, им не доказано, заключенный им с конкурсным управляющим Кудряшовым Г.М. 13.05.2022 договор уступки права требования ... является ничтожным, что исключает возможность взыскания переданной по нему задолженности ответчицы Сергеевой Л.В. по настоящему иску.

     Учитывая изложенное, удовлетворению заявленные исковые требования не подлежат, соответственно, не подлежат удовлетворению и заявленные требования о взыскании судебных расходов, поскольку таковые в силу части 1 статьи 98 ГПК РФ взыскиваются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

     Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

     ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                            ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 28.07.2023.

2-831/2023 ~ М-564/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИП Черепнин Виктор Викторович
Ответчики
Сергеева Людмила Васильевна
Другие
Администрация городского округа "Город Чита"
Семёнов Андрей Вячеславович
Суд
Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края
Судья
Юрганова Олеся Викторовна
Дело на сайте суда
gd--cht.sudrf.ru
18.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2023Передача материалов судье
21.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2023Судебное заседание
17.07.2023Судебное заседание
28.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2023Дело оформлено
24.10.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее