Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-65/2024 (2-926/2023;) ~ М-770/2023 от 25.08.2023

УИД 91RS0023-01-2023-001014-77

Дело № 2-65/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2024 года.

Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2024 года.

4 апреля 2024 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи -                 Ильичевой Н.П.

при секретаре -                            Кирильчук Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, в лице Администрации Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, к Хасановой Римме Курбановне, Кочетовой Оксане Геннадьевне, Белому Александру Георгиевичу, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании объекта самовольной постройкой, о понуждении снести самовольно возведенную постройку или привести в соответствие,

УСТАНОВИЛ:

Председатель Окуневского сельского совета – глава администрации Окуневского сельского поселения Шконда А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Хасановой Р.К., Кочетовой О.Г., Белому А.Г., третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании объекта самовольной постройкой, о понуждении снести самовольно возведенную постройку или привести в соответствие.

В обоснование заявленных требований указано, что в администрацию Окуневского сельского поселения <адрес> РК, поступило уведомление о выявлении самовольной постройки Государственного комитета государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -СП, в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером , вид разрешенного использования земельного участка – «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», категория земель – «земли сельскохозяйственного назначения». Государственным комитетом государственной регистрации и кадастру Республики Крым установлен факт возведения (создания) здания, сооружения или другого строения на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительство на нем данного объекта, а также факт возведения (создания) здания, сооружения или другого строения без необходимой разрешительной документации. Администрацией Окуневского сельского поселения <адрес> РК, в соответствии с Положением о выявлении объектов самовольного строительства на территории муниципального образования Окуневское сельское поселение, осуществлен выезд на земельный участок по указанному адресу. В ходе осмотра, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером объект недвижимости: объект капитального строительства, количество этажей – 2; установить размеры строения не представляется возможным, в связи с отсутствием свободного доступа. Просит признать объект недвижимости: объект капитального строительства, количество этажей – 2, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, р-н Черноморский, на территории Окуневского сельского совета - самовольной постройкой; обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снести самовольно возведенную постройку, а именно: объект капитального строительства, количество этажей – 2, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, р-н Черноморский, на территории Окуневского сельского совета или привести самовольную постройку в соответствие с установленными требованиями.

ДД.ММ.ГГГГ определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

В судебное заседание представитель истца Шконда А.А. не явился, извещен надлежащим образом, подал в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме; указал на то, что возможность оплатить строительно-техническую экспертизу отсутствует, в связи с высокой дотационностью бюджета муниципального образования.

В судебное заседание ответчики Хасанова Р.К., Кочетова О.Г., Белый А.Г. не явились, извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщили.

В судебное заседание представитель третьего лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не явился, извещен надлежаще, заявлений в суд не подавал.

Суд считает возможным рассмотреть дело без сторон.

В соответствии со ст. 8 п.1 ГК РФ к основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей в числе других относит судебное решение, устанавливающие гражданские права и обязанности.

Статьей 11 ГК РФ предусмотрена судебная защита гражданских прав.

Согласно ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, а согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК РФ три признака самовольной постройки: осуществление строительства без разрешительной документации; возведение объектов на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке; отсутствие земельно-отводной документации.

Из указанной нормы права следует, что к признанию постройки (равным образом - реконструкции) самовольной приводит либо частноправовое нарушение (строительство на земельном участке в отсутствие соответствующего гражданского права на землю), либо публично-правовые нарушения: формальное (отсутствие необходимых разрешений) или содержательное (нарушение градостроительных и строительных норм и правил).

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

В статье 90 Федерального закона № 248-ФЗ, пункте 59 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)», установлено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан, в том числе, выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения.

Судом установлено, что в ходе проведенного выездного обследования объекта земельных отношений Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым мероприятий по государственному земельному надзору выявлен объект, обладающий признаками самовольной постройки, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , находящимся в собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, расположенный за границами населенного пункта, на территории Окуневского сельского совета <адрес> Республики Крым, в виде объекта капитального строительства, что противоречит виду разрешенного использования – «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» согласно сведениям, внесенным во ФГИС ЕГРН, что подтверждается Актом выездного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра (л.д. 10-16). По результатам проведения проверки Государственным земельным надзором, в адрес Администрации Окуневского сельского поселения <адрес> Республики Крым направлено уведомление -СП от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении самовольной постройки (т. 1 л.д. 8-9).

Судом установлено, что Администрацией Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым осуществлен выезд на земельный участок с кадастровым номером 90:14:100601:1734. В ходе осмотра установлено, что на земельном участке расположен объект капитального строительства, представляющий собой двухэтажное здание; установить размеры строения не представляется возможным, в связи с отсутствием свободного доступа; разрешение на строительство объекта отсутствует; объект недвижимости не соответствует виду разрешенного использования земельного участка и расположен в водоохранной зоне Черного моря, что подтверждается Актом осмотра объекта самовольного строительства от 08.08.2023 (т.1 л.д. 21-23).

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, на территории Окуневского сельского совета, площадью 653+/-9 кв.м., имеет категорию – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, право долевой собственности зарегистрировано за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, собственность от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 17-20), что также подтверждается ответом <адрес> отдела Госкомрегистра от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 50).

Согласно ответу Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , документы разрешительного характера, дающие право на строительство, и ввод объекта в эксплуатацию со штампом регистрации Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 90:14:100601:1734, в Министерстве отсутствуют. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, согласно данным Единого реестра зарегистрированных деклараций о начале выполнения строительных работ, выданных разрешений на выполнение строительных работ, зарегистрированных деклараций о готовности объекта к эксплуатации выданных сертификатов, отказов в регистрации таких деклараций и в выдаче таких разрешений и сертификатов, данным Единого реестра выданных уведомлений (2019-2021), о соответствии указанных уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомлений об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, данным реестра разрешений на строительство, данным реестра разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, данным реестра поднадзорных объектов, данным реестра не поднадзорных объектов, документы разрешительного характера, дающие право на строительство, на ввод объектов. расположенных на земельном участке с кадастровым номером 90:14:100601:1734, не выдавались (л.д. 30-31)

Согласно ответу Администрации Черноморского района от 16.08.2023 № 02-32/12731/1 на запрос администрации Окуневского сельского поселения, земельный участок с КН 90:14:100601:1734 расположен в ЗОУИТ90:14-6.30, Водоохранная зона Черного моря на территории Черноморского района Республики Крым (т.1 л.д.28).

Согласно ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохранных зон запрещаются: 1) использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»). 16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; 5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ч. 16.1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, в отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Земельный кодекс (подпункт 5 пункта 1 статьи 1) называет среди основных принципов земельного законодательства также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Этот принцип земельного законодательства и обусловленное им правовое регулирование, как отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2019 года № 9-П, объективно предопределены тесной связью земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости. Правовой режим земельного участка и расположенного на нем здания также являются взаимосвязанными и взаимообусловленными.

Принципы единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов и деления земель по целевому назначению, рассматриваемые в системном единстве, позволяют сделать вывод, что при строительстве и эксплуатации объектов недвижимости (здания, сооружения, объекты капитального строительства, линейные объекты) должны соблюдаться требования, обусловленные целевым назначением земельного участка, в границах которого они создаются и используются.

В силу части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке, в частности, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).

Системное толкование положений земельного и градостроительного законодательства, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что правовой режим земельных участков и объектов капитального строительства, неотъемлемой составляющей которого является разрешенное использование, определяется прежде всего нормативными актами публичного законодательства (в частности, правилами землепользования и застройки, в составе которых утверждены градостроительные регламенты), и именно неисполнение указанных актов свидетельствует о нарушении правового режима использования земельного участка и объекта капитального строительства.

В судебном заседании осмотрен и исследован сайт ФГИС ТП (https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/175481), в частности Генеральный план Окуневского сельского поселения <адрес>, Правила землепользования и застройки муниципального образования Окуневское сельское поселение <адрес> Республики Крым.

В рамках рассмотрения дела, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ назначена судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, на разрешение которой поставлены следующие вопросы: В какой территориальной и функциональной зоне расположен земельный участок по адресу: <адрес>, на территории Окуневского сельского совета, кадастровый (в соответствии с Генеральным планом Окуневского сельского поселения <адрес> Республики Крым и Правилами землепользования и застройки муниципального образования Окуневское сельское поселение)? Расположен ли на земельном участке с кадастровыми номерами какие-либо строения или сооружения. Если да, то являются ли такие объекты недвижимости объектами капитального либо некапитального строительства? Возведены ли они с соблюдением строительных, градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил? Являются ли они самовольными? Нарушают ли строения, расположенные на земельном участке с кадастровыми -либо права, создают ли угрозу жизни и здоровью граждан? Определить соответствуют ли объекты строительства (при наличии таковых), расположенные на земельном участке с кадастровыми номерами градостроительным, строительным нормам и правилам, включая требования пожарной безопасности, санитарных, эпидемиологических норм и правил? Определить, нарушает ли сохранение зданий, находящихся на земельном участке с кадастровым номером права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан? При выявлении нарушений градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил со стороны объекта недвижимого имущества, указать на наличие либо отсутствие возможности устранения таковых обстоятельств, с приведением соответствующих способов устранения. Соответствуют ли объекты строительства (при наличии таковых) расположенные на земельном участке с кадастровыми номерами , целям ведения коммерческой деятельности? Нарушают ли строения разрешенный вид использования земельных участков?

Проведение экспертизы поручено ООО «Крымский республиканский центр судебной экспертизы» по адресу: 295011, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ представитель администрации Окунёвского сельского поселения Шконда А.А. обратился в суд с заявлением о возобновлении производства по делу, невозможностью оплатить экспертизу, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования (л.д.106).

Согласно ответу ООО «Крымский республиканский центр судебной экспертизы» (исх. 296 от 21.03.2024) на запрос суда о возможности проведения строительно-технической и землеустроительной экспертизы без внесения предварительной оплаты, указано, что экспертиза должна быть оплачена до ее проведения (л.д.125).

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В судебное заседание не предоставлены доказательства того, что спорная постройка создана с нарушением установленных градостроительных и строительных норм и правил, при этом, снос постройки по причине ее нецелевого использования положениями статьи 222 ГК РФ не предусмотрен.

Отсутствия сведений в ЕГРН об объекте недвижимости на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, р-н Черноморский, на территории Окуневского сельского совета, отсутствие разрешительных документов на строительство объекта недвижимости указывают, что объект недвижимости: объект капитального строительства, количество этажей – 2, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, р-н Черноморский, на территории Окуневского сельского совета, является объектом самовольной постройкой.

Вопрос об использовании объекта и земельного участка с нарушением вида разрешенного использования подлежит разрешению с учетом градостроительного и земельного законодательства (статья 37 ГрК РФ, пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).

Суду не предоставлено доказательств необходимости сноса самовольно возведенной постройки, а именно: объекта капитального строительства, количество этажей – 2, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, р-н Черноморский, на территории Окуневского сельского совета; также суду не предоставлено обоснований, в соответствие с какими нормативным требованиям необходимо привести самовольную постройку в соответствие, без изменения категории земли.

Снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности. С учетом конкретных обстоятельств дела допущенное при возведении строения нарушение градостроительных и строительных норм и правил, не создающее угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушающее права и интересы третьих лиц, может быть признано судом незначительным и не препятствующим возможности сохранения самовольной постройки.

Закрепленные в статьях 35 и 40 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности и права на жилище предоставляются лишь в отношении того имущества, которое принадлежит соответствующему субъекту на законных основаниях; самовольное же строительство представляет собой правонарушение, а обязанность по сносу самовольной постройки - санкцию за такое правонарушение, как это предусмотрено статьей 222 ГК РФ. Указанная в статье 222 ГК РФ санкция применяется с учетом характера допущенных нарушений, а сама статья направлена на защиту прав граждан, а также на обеспечение баланса публичных и частных интересов и тем самым на реализацию статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. № 101-О, от 24 марта 2015 г. № 658-О, от 27 сентября 2016 г. № 1748-О, от 28 марта 2017 г. № 609-О и др.).

Снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности, а устранение последствий нарушений должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.

В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Установление правового режима использования земель, ограничение прав собственников земельных участков, как и иных категорий землепользователей, обусловливается необходимостью соблюдения прав и законных интересов иных лиц, а также обеспечения публичных (государственных, общественных) интересов, выражающихся в защите основ конституционного строя, окружающей среды, нравственности, здоровья, государственной безопасности (части 2, 3 статьи 36, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, подпункты 8, 10, 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).

Возведение здания, сооружения или другого строения на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, в силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ является самостоятельным основанием для признания постройки самовольной.

При рассмотрении спора о сносе объекта требуется установить наличие у истца не только процессуального права на предъявление иска, но и материально-правового интереса в сносе самовольной постройки, выраженного в том, что требуемый снос приведет к восстановлению нарушенного права.

С учетом, исследованных в судом доказательств, требования о признании объекта недвижимости: объект капитального строительства, количество этажей – 2, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, р-н Черноморский, на территории Окуневского сельского совета - самовольной постройкой, подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, требования об обязании ФИО1, ФИО2, ФИО3 снести самовольно возведенную постройку, а именно: объект капитального строительства, количество этажей – 2, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, р-н Черноморский, на территории Окуневского сельского совета или привести самовольную постройку в соответствие с установленными требованиями, удовлетворению не подлежат, в связи с тем, что судом не предоставлено доказательств того, что требуемый снос приведет к восстановлению нарушенного права истца.

На основании изложенного, требование истца подлежат частичному удовлетворению.

По смыслу ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» регламентировано, что положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав, а также иска имущественного характера, не подлежащего оценке.

Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается в соответствующий бюджет с ответчика, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй НК РФ).

В связи с тем, что истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать солидарно с ответчиков государственную пошлину в доход муниципального образования <адрес>, в размере 300,00 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление, Муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, в лице Администрации Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, к Хасановой Римме Курбановне, Кочетовой Оксане Геннадьевне, Белому Александру Георгиевичу, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании объекта самовольной постройкой, о понуждении снести самовольно возведенную постройку или привести в соответствие, удовлетворить частично.

Признать объект недвижимости: объект капитального строительства, количество этажей – 2, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, р-н Черноморский, на территории Окуневского сельского совета, - самовольной постройкой.

В остальной части отказать.

Взыскать солидарно с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд, в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья                                     Н.П. Ильичева

2-65/2024 (2-926/2023;) ~ М-770/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Муниципальное образование Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым в лице Администрации Окунёвкого сельского поселения Черноморского района Республики Крым
Ответчики
Кочетова Оксана Геннадьевна
Хасанова Римма Курбановна
Белый Александр Георгиевич
Другие
- Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Суд
Черноморский районный суд Республики Крым
Судья
Ильичева Наталья Павловна
Дело на странице суда
chernomorskiy--krm.sudrf.ru
25.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.08.2023Передача материалов судье
28.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2023Подготовка дела (собеседование)
12.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.10.2023Предварительное судебное заседание
05.02.2024Производство по делу возобновлено
05.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2024Судебное заседание
12.03.2024Производство по делу возобновлено
12.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
04.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее