Дело № 2-277/2023 (2-2282/2022) ~ М-2037/2022, УИД 52RS0014-01-2022-002813-93 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Городец 27 февраля 2023 года
Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Ситниковой Н.К., при секретаре Шастовой О.Н., с участием представителя истца Виноградовой В.Л. - адвоката Зотовой И.С., представителя ответчика Смирновой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Виноградовой В. Л. к Министерству здравоохранения Нижегородской области и ГБУЗ НО "Городецкая ЦРБ" об обязании организовать бесплатное обеспечение лекарственными средствами регулярно, пожизненно или до изменения схемы лечения, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Виноградова В.Л. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Нижегородской области и ГБУЗ НО "Городецкая ЦРБ" об обязании организовать бесплатное обеспечение лекарственными средствами: ... регулярно, пожизненно или до изменения схемы лечения.
Из иска Виноградовой В.Л., в том числе уточненного, принятого к производству определением суда от 24 января 2023 года, следует, что она страдает ... имеет инвалидность * группы (пожизненно), от набора социальных услуг не отказывалась. Состоит на диспансерном учете с диагнозом «...» в Филиале * «....... городская больница» ГБУЗ НО «....... ЦРБ». В связи с тем, что в поликлинике по месту жительства нет врача-эндокринолога, она обращается к специалистам Нижегородской областной клинической больницы им.Н.А.Семашко. С *** по *** она по направлению врача - терапевта поликлиники * ....... находилась на стационарном лечении ГБУЗ НО НОКБ им. Семашко, с диагнозом: .... Врачами ей были даны рекомендации о лечении и приеме лекарственных средств. Часть лекарственных средств ей предоставляется бесплатно, другая нет. Для лечения ей необходим прием следующих лекарственных препаратов: .... Данные препараты были ей рекомендованы врачами неоднократно, дозировка уточнена при последнем стационарном лечении. Данные лекарственные средства ей были назначены в связи с длительным стажем ..., течением заболевания, наличием множественных осложнений, повреждений сосудов, и прочих сопутствующих заболеваний. По вопросу обеспечения её лекарственными средствами она обращалась в ГБУЗ НО «Городецкая ЦРБ» и в Министерство здравоохранения Нижегородской области, на что получены ответы, которыми отказано в обеспечении указанными лекарственными средствами, т.к. они не входят в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р. В ответе Министерства здравоохранения Нижегородской области указано на предложение стационарного лечения, от которого она отказалась. Однако при нахождении в стационаре ....... городской больницы назначенного лечения никогда не осуществлялось. Она имеет право на набор социальных услуг, как инвалид * группы. Обеспечение лекарственными средствами, необходимыми для лечения ... и осложнений, возникших на фоне основного заболевания, за счет средств бюджета не осуществляется. В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован ..., при амбулаторном лечении которого абсолютно все лекарственные средства, ..., иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно, вне зависимости от включения этих лекарственных препаратов в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. № 2406-р. При разрешении настоящего спора она опасается, что ответчики будут затягивать разрешение её иска. Несмотря на то, что на ответчиков возложена обязанность обеспечения бесплатными жизненно необходимыми лекарственными препаратами, предусмотренная законом, порядок апелляционного обжалования решения суда при удовлетворении её требований, отдалит процесс восстановления её нарушенных прав, поэтому она считает возможным просить суд обратить принятое по делу решение к немедленному исполнению. В случае обжалования вышеуказанного решения суда, ей придется приобретать лекарственные средства за свои деньги, это вызовет трудности, так как связано с поиском денежных средств на их приобретение, а её состояние здоровья требует постоянного и регулярного применения лекарственных препаратов.
В судебном заседании представитель истца иск Виноградовой В.Л. поддержала, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердила, дополнив, что прошлом году истец обращалась в суд с такими требованиями, но на, то время имелись противоречия в назначениях, необходимо было уточнение дозировки. После этого истец проходила лечение в больнице им.Семашко, где и было назначено уточненное лечение. Также истец состоит на учете у врача невролога, препараты назначались с *** года. Виноградова В.Л. обращалась с заявлением об обеспечении данными препаратами, на что получила отказ. Истец проходила стационарное лечение, но лекартсвами также не была обеспечена, так как они не входят в перечень жизненно важных препаратов. Заболевание, которым страдает истец, относится к социально значимым заболеванием и при лечении данного заболевания все лекарственные средства должны отпускаться по рецепту врача и бесплатно. Чтобы выписать рецепт истец должна обратиться в ГБУЗ НО «Городецкая ЦРБ» и они уже обеспечивают приобретение. Истец также просит обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку данное заболевание требует постоянного приема лекарств. Так как лекарства долго не назначались, истец считает возможным требовать компенсацию морального вреда в пользу истца в размере 10000 рублей. Просит удовлетворить иск.
Представитель ответчика исковые требования Виноградовой В.Л. к ГБУЗ НО «Городецкая ЦРБ» не признала, пояснив, что у истца сложная форма ..., заболевание ответчиком не оспариваются, как и сопутствующие заболевания, но требуемые истцом лекарственные средства, подходят не для лечения ..., а для лечения сопутствующих заболеваний. Данные лекарственные средства не входят в перечень жизненно важных препаратов отпускаемых препаратов. Льготное обеспечение данными лекарственными препаратами не предусмотрено. ГБУЗ НО «Городецкая ЦРБ» является лечебным учреждением и должно руководствоваться действующим законодательством в сфере здравоохранения. Поэтому ГБУЗ НО «Городецкая ЦРБ» не можем обеспечить истца, поскольку если учреждение за свой счет обеспечит, это будет нецелевое использования средств. Для обеспечения данными лекарственными средствами необходимо решение суда. Что касается морального вреда, лечебное учреждение не причиняло физических и нравственных страданий истцу, так как с начала *** года выписываются данные препараты и на данный период истец сама признала, что принимала эти препараты и осложнений по физического состояния не предусматривалось. Просит суд учесть, что в *** году истцу судом в иске по требованию обеспечения лекарственными препаратами было отказано. Просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Истец и представитель ответчика - Министерства здравоохранения Нижегородской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание 27 февраля 2023 года не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Лицо, участвующее в рассмотрении дела самостоятельно определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие (п. 3).
Принимая во внимание то обстоятельство, что все лица, участвующие в деле извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, при этом истец Виноградова В.Л. и ответчик – Министерство здравоохранения Нижегородской области выбрали именно такой способ защиты своих прав как неявка и не направление представителя (ответчик) в судебное заседание, не сообщив о причинах этого, суд находит возможным, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть данное дело в отсутствие вышеуказанных неявившихся лиц.
Изучив письменные доводы сторон, выслушав в ходе рассмотрения дела их представителей, исследовав в совокупности материалы данного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:
- охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;
- медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;
- лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;…
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе ....
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован ..., при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, ... иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения ..., включая заместительную ...), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт * раздела * Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).
Аналогичные приведенным выше положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 1506, а также в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что Правительством РФ утвержден перечень лишь тех лекарственных препаратов, которые предоставляются за счет средств федерального бюджета, но при этом не исключается возможность предоставления иных лекарственных средств за счет средств собственного бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 1.5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 марта 2006 года № 77 «Об утверждении Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении» финансирование бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении осуществляется за счет средств областного бюджета.
Министерство здравоохранения Нижегородской области образовано в соответствии с Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», является органом исполнительной власти Нижегородской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
Одной из основных задач Министерства здравоохранения Нижегородской области является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 года №2406-р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения входят препараты для лечения ....
Из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, следует, что право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. При этом законом гарантировано, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
В судебном заседании установлено, что Виноградова В.Л. страдает ... с *** года (с *** лет) с множественными осложнениями основного заболевания (Код ...), ... группы (пожизненно), от набора социальных услуг не отказывалась. Состоит на диспансерном учете с диагнозом «...» в Филиале * «....... городская больница» ГБУЗ НО «....... ЦРБ».
Виноградова В.Л. проходит амбулаторное лечение, неоднократно стационарное лечение. В ....... отделении ГБУЗ НО НОКБ им. Н.А. Семашко, Виноградова В.Л. находилась на стационарном лечении с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***.
С *** по *** Виноградова В.Л. по направлению врача - ....... поликлиники * ....... ГБУЗ НО «....... ЦРБ» находилась на стационарном лечении ГБУЗ НО НОКБ им. Семашко, с диагнозом: .... Врачами ей были даны рекомендации о лечении и приеме лекарственных средств. Часть лекарственных средств ей предоставляется бесплатно. Однако часть не предоставляется. Для лечения ей необходим прием следующих лекарственных препаратов: .... В выписных эпикризах при стационарных лечениях с *** по ***, с *** по *** Виноградовой В.Л. назначен ....
Согласно консультативного заключения ....... ГБУЗ НО НОКБ им.Семашко от *** Виноградовой В.Л. назначен прием лекарства – ....
Согласно консультативного заключения ....... ГБУЗ НО НОКБ им.Семашко от *** Виноградовой В.Л. назначен прием лекарства – ....
Согласно консультативного заключения врача ....... ФГБОУ ВО «....... исследовательский медицинский университет» Минздрава РФ от *** Виноградовой В.Л. назначен прием лекарства – ........
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Перечень N 890).
Так, в разделах Перечня N 890 "Группы населения" и "Категории заболеваний" названы "инвалиды ....... группы, неработающие инвалиды *** группы" и "...", в соответствующей им графе "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" указано - "все лекарственные средства".
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам, страдающим диабетом (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации – Нижегородская область относится к компетенции Министерства здравоохранения Нижегородской области, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих .... Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим указанным заболеванием, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд полагает, что Виноградова В.Л. имеет право на медицинскую помощь, и на лечение имеющегося заболевания, а с учетом своего заболевания и рекомендованного лечения, она имеет право и на бесплатное получение лекарственных средств: ... в соответствии с медицинскими показаниями.
В этом случае Виноградовой В.Л., страдающей социально значимым заболеванием "...", за счет соответствующих бюджетных средств будет реализовано её право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Таким образом, исковые требования Виноградовой В.Л. в этой части основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно части 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 18 упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации также разъяснено, что наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего.
С учетом приведенных выше правовых норм и акта их толкования, суд, не установив в действиях ответчиков нарушений прав истца ввиду непредставления ей допустимых и относимых доказательств, подтверждающих причинение ей физических и нравственных страданий, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда. Действиями ответчиков не нарушены личные неимущественные права истца, ответчики не посягали на принадлежащие ей нематериальные блага, с которыми закон связывает обязанность денежной компенсации морального вреда.
Истец не представила доказательств обращения к ответчикам с требованием о предоставлении лекарств за счет соответствующего бюджета. Истцом представлены выписные эпикризы, консультативные заключения врачей с рекомендациями.
Таким образом, требования Виноградовой В.Л. о компенсации морального вреда необоснованны и не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Лекарственные средства, обязанность по обеспечению которых возложена на ответчиков, необходимы для поддержания здоровья истца. Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости обращения решения к немедленному исполнению, что основано на достоверных и достаточных данных о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к негативным последствиям для здоровья Виноградовой В.Л.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ "░░░░░░░░░░ ░░░" ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ "░░░░░░░░░░ ░░░" ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ * ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ......., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ......., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ... ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ "░░░░░░░░░░ ░░░" ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░