Гражданское дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2023 года с. Баргузин
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Доржиевой Л.Б., при секретаре Чугуевской А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баргузинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Родионов Е.К., администрации МО «Баргузинский район» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, прокурор Баргузинского района Республики Бурятия, с учетом уточненных (измененных) требований, проситобязать администрацию МО «Баргузинский район»создать план рекультивации земельного участка с координатами <адрес> в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, - рекультивировать земельный участок с координатами <адрес> в течении 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, мотивировав требования тем, что по результатам проведенной проверки установлено, что на данном участке выявлена незаконная добыча полезных ископаемых в объеме 100 куб.м. работником ИП Родионова Е.К. - ФИО2, который был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. При этом, администрация как лицо, наделенное полномочиями по распоряжению земельными участками, не приняло мер по предотвращению порчи земельного участка. Противоправные действия ответчиков привели к ухудшению качества земель. Указанный земельный участок не разграничен.
В судебных заседаниях представители истца по доверенности Салихов Р.Н. и Зарубин И.Н. исковые требования поддержали в полном объеме и пояснили, что прокуратурой Баргузинского района проведена проверка природоохранного законодательства деятельности администрации МО "Баргузинский район", в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений» и ИП Родионовым Е.К. заключен договор подряда № на выполнение аварийно-восстановительных работы на участке автомобильной дороги местного значения на территории <адрес>. В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ специалистами Бурприроднадзора рейдового осмотра с участием главы МО СП «Улюнское» выявлена незаконная добыча полезных ископаемых в <адрес> на земельном участке работником ИП Родионова Е.К. Указанный земельный участок не разграничен. По данному факту Бурприроднадзором проведено административное расследование, по результатам которого работник ИП Родионова Е.К. ФИО2 признан виновным в нарушении ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, указанному лицу назначено наказание в виде административного штрафа 30 000 рублей. Родионов в последующем оплатил штраф в размере 30 000 рублей, а также ИП Родионов Е.К. оплатил ущерб, причиненный окружающей среде в размере 39 000 рублей. Зачисленные в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Данные средства носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. Управление и распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Баргузинский район» возложено на администрацию МО «Баргузинский район», в связи с чем на указанный орган местного самоуправления возложена и обязанность поддерживать участок в надлежащем состоянии. Данный вывод соответствует пункту 26 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с уточненными исковыми требованиями они просят обязать МО «Баргузинский район» провести рекультивацию всего земельного участка, всего карьера. Согласно ст. 42 ЗК РФ Собственники земельных участков осуществляют мероприятия по охране земель. собственность на данные земельные участки не разграничена, соответственно Администрация МО «Баргузинский район»не должна была допускать загрязнения, захламления данного земельного участка, в связи с чем ответственность по рекультивации земельного участка лежит на Администраци МО «Баргузинский район».
Представитель ответчика по доверенности Буланова А.Н. с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что предметом муниципального контроля в рамках поданного искового заявления, а именно рекультивация земель, не является полномочиями муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".В соответствии с Земельным кодексом РФ, они вправе лишь распоряжаться данным земельным участком.Контроль за данными землями осуществляет Бурприроднадзор. В рамках контрольных мероприятий они установили виновное лицо, наказали его. Считает, что рекультивацию должны производить виновные лица. Функции контроля лежат на органах государственной или исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В полномочия органов местного самоуправление входит осуществления мероприятий по муниципальному, земельному контролю, в предмет которых не входит контроль за недрами.
Ответчик Родионов Е.К.суду пояснил, что поскольку в уточненных исковых требованиях прокурора к нему не предъявлены требования, ему пояснить нечего.
Свидетель Свидетель №1 суду пояснил, что работает <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ Бурприроднадзор поступило обращение от местного населения, о том, что в <адрес> производится изъятие грунта ИП Родионовым для подсыпки дороги. Выехав на место, он связался с главой сельского поселения, тот показал, где находится указанная местность. Прибыв на место, он обнаружил следы техники и изъятия грунта. Кроме этого ему были представлены фотографии, видеозаписи, на которых происходит изъятие грунта, работает техника. В ходе установления всех фактов был установлен правонарушитель - должностное лицо, который работал у ИП Родионова Е.К., он был привлечен к административной ответственности. Далее поступало предписание природоохранной прокуратуры, в котором говорилось о том, что при изъятии грунта был уничтожен молодняк сосен. Но при выезде на место порубочных остатков обнаружено не было. Может предположить, что изъятие грунта с данного карьера производится местными жителями, другими лицами уже на протяжении долгого времени. Определить объем изъятого грунта сложно, так как там гора, и какой она была изначально, непонятно.Примерная площадь карьера составляет 2068 кв.м. Если судить по площади карьера, то изъято больше 100 куб.м. недр. Лицензия для разработки настоящего карьера, разрешение на использование данного земельного участка под карьер никому не выдавались. Самовосстановление данного земельного участка, без проведения работ по рекультивации не возможно. Земельный участок подлежит рекультивации. Данный карьер приносит вред окружающей среде, была «стесана гора», снят плодородный слой почвы и образовался обрыв, который может осыпаться, в дальнейшем, из-за снятия плодородного слоя земли, происходит эрозия земли, осушение почвы. Если не проводить рекультивацию, он и дальше будет осыпаться, люди будут продолжать изымать грунт из данного карьера. В настоящее время возникла необходимость восстановить данный земельный участок. Уже сняты большие объемы недр. Земли на данном участке не разграничены, не относится ни к лесному фонду, ни к сельхозугодиям. С ИП Родионова Е.К. был взыскан ущерб за изъятие почвы, денежные средства взысканы в местный бюджет. Считает, что работы по восстановлению данного участка должны проводить органы местного самоуправления. Но неизвестен первоначальный вид этого склона, даже если они его восстановят, неизвестно, восстановят ли в прежнем виде. Необходимо провести работы по предотвращения последующего осыпания земли, засыпать склон, восстановить плодородный слой земли, восстановить деревья. Таким образом, цели рекультивации буду достигнуты. Контроль за использованием недр проводит Бурприроднадзор. Органы местного самоуправления должны фиксировать факты нарушений и направлять в Бурприроднадзор. Могут сделать официальный запрос в Бурприроднадзор, узнать, какие карьеры в районе имеют официальную лицензию. В Баргузинской районе официальный карьер находится только в <адрес>, то есть все остальные места, где изымаются недра, незаконные. Никакого заключения, что снят плодородный слой земли не имеется, следов снятия плодородного слоя установить не представилось возможным, но если судить по склону, на котором произрастает растительность, исходя из ландшафта данной местности, можно сказать, что плодородный слой был.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
На основании п. 5 настоящей статьи лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно п.4 ч. 2 ст. 30 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 42ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далееЗакон об охране окружающей среды) закреплено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1).
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды - компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Таким образом, на лиц, деятельность которых привела к нарушению почвенного слоя, должна быть возложена гражданская ответственность в целях восстановления состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда.
Согласно п.п. 13 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее постановление Пленума от ДД.ММ.ГГГГ №) возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
При этом определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).
В соответствии разъяснениями, данными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее постановление Пленума от ДД.ММ.ГГГГ №), компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.
Правила проведения рекультивации и консервации земель, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 800 (далее - Правила) устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.
В п. 2 Правил указано, что "рекультивация земель" - это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений, «деградация земель» - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов; нарушение почвенного слоя - снятие или уничтожение почвенного слоя; нарушенные земли - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 3Правил).
В соответствии с п. 4 Правил, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:
а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;
б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, вслучае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
На основании п.5 Правил - рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу ч.2 ст. 3.3, ч. 13 ст. 3.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Орган местного самоуправления вправе распоряжаться земельным участок, государственная собственность на который не разграничена.
Как следует из материалов дела, в соответствии с плановым (рейдовым) заданием Управлением Бурприроднадзора, в связи с обращением жителя <адрес> ФИО4 о незаконном вывозе грунта в <адрес>», проведен осмотр территории местности «<адрес>
Так, из акта специалистов Управления Бурприроднадзора результатов планового (рейдового) осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что произведен осмотр территории вблизи <адрес> РБ (координаты <адрес>) на земельном участке слева от автомобильной дороге <адрес> (в 1,5 км.от <адрес>) находится карьер по добыче общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ). Земельный участок, на котором расположен карьер, по сведениям публичной кадастровой карты не разграничен. <адрес> карьера составляет 2068 кв.м. Со слов главы МКУ МА СП «Улюнское» подрядчики работу по ремонту дороги завершили в сентябре, координатором и заказчиком выступает администрация Баргузинского района РБ.
ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «<адрес> комитет имущественных отношений» и ИП Родионовым Е.К. заключен договор подряда № по выполнению аварийно-восстановительных работ на участке <адрес> Срок договора с момента подписания договора до ДД.ММ.ГГГГ.
Из объяснений ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, чтогрунт в объеме 100 куб.м. был взят в карьере <адрес> по его указанию.
Из материалов поверки Управления Бурприроднадзора следует, что незаконная добыча ОПИ осуществлялась работником ИП Родионова Е.К. – ФИО2.
Согласно постановлению о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо – мастер леса ФИО2 признан виновным совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ – пользование недрами без лицензии на пользование недрами, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановления о назначении административного наказания следует, что объем добытых и вывезенных ФИО2 ископаемых (ОПИ) составляет 100 куб.м..
Вместе с тем, из показаний государственного специалиста-эксперта отдела государственного экологического и водного контроля и надзора БурприроднадзораСвидетель №1 следует, что примерная площадь карьера составляет 2068 кв.м.и исходя из площади карьера, там изъято больше 100 куб.м. недр. Лица, которые изымали грунт помимо Родионова, и деятельность которых привела к деградации земельного участка, не установлены, к ним обращений не поступало. Может предположить, что изъятие грунта с данного карьера производится местными жителями, другими лицами уже на протяжении долгого времени. Лицензиядля разработки настоящего карьера, разрешение на использование данного земельного участка под карьер никому не выдавались.
Таким образом, в соответствии с п. 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 800, учитывая, что образованный в результате незаконной добычи недр карьер в местности <адрес> нарушает землепользование, лица, деятельность которых привела к образованию карьера, и как следствие к деградации земель, не установлены, земельный участок, на которомрасположен карьер, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, уполномоченным на предоставление данного земельного участка органом является Администрация МО «Баргузинский район» в силу ч.2 ст. 3.3, ч. 13 ст. 3.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», суд приходит к выводу, что обязанность обеспечить разработку проекта рекультивации и рекультивацию земель карьера вграницах указанного земельного участка должна быть возложена на Администрацию МО «Баргузинский район.
Доводы представителя Администрации МО «Баргузинский район» Булановой А.Н., о том, что установлена вина Родионова Е.К., в связи с чем он должен нести ответственность по рекультивации земельного участка, суд не принимает во внимание.
Так, из акта планового (рейдового) осмотра, показаний Свидетель №1 следует, что примерная площадь карьера составляет 2068 кв.м., что значительно превышает установленный объем изъятой земли ФИО2. Из показаний Свидетель №1 следует, чтолица, деятельность которых привела к деградации земельного участка, не установлены, изъятие грунта с данного карьера производится на протяжении долгого времени. Лицензия на разработку настоящего карьера не выдавались.
Кроме того, Республиканской службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мера, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзором) установлен размер вреда, причиненный недрам вследствие законодательства РФ о недрах в размере 39759 рублей. Родионову Е.К. ДД.ММ.ГГГГ предложено оплатить вред добровольно. Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ, ИП Родионов Е.К. указанную сумму оплатил.
Согласно абзацу 1 ч. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ, платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.
Использование средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований регламентировано статьей 78.2 Закона об охране окружающей среды.
Указанной нормой предусмотрено, что зачисленные в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1). Данные средства носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели (пункт 5).
Таким образом, платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, имеют целевое назначение, и не могут быть использованы на иные цели, поскольку их взыскание обязывает субъект Российской Федерации или муниципальное образование провести за счет взысканных средств работы по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, ликвидации накопленного вреда, иные мероприятия в области защиты окружающей среды.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание то, что площадь карьера значительно превышает объем изъятого ИП «Родионов Е.К.» грунта, лица, деятельность которых привела к образованию карьера, не установлены, а также, то, что ИП Родионов Е.К. вред, причиненный окружающей среде в объеме 100 куб.м., возместил, указанные средства в соответствии с Бюджетным кодексом РФ зачисляются на счет бюджета муниципального района и должны быть использованы на мероприятия в области защиты окружающей среды,суд приходит к выводу об ответственности Администрации МО «Баргузинский район» по обеспечению разработки проекта рекультивации и рекультивации земель карьера.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом установленных обстоятельств и представленных доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, также то, что ответчиком до настоящего времени нарушения не устранены, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Так, решая вопрос о сроках исполнения решения суда, суд считает возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда, указанный истцом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░ №), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (№) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░»░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░»░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ GPS <░░░░░> ░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░