Судья: Непопалов Г.Г. адм.дело N 33А-2757/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 февраля 2019 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Сивохина Д.А. и Емелина А.В.,
при секретаре Нугайбековой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Захаровой Т.И. на решение Самарского областного суда от 25 декабря 2018 года, которым Захаровой Т.И.отказано в удовлетворении административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Захаровой Т.И., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя прокуратуры Самарской области Устиновой Т.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Захарова Т.И. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование иска указала, что решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 7 сентября 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 8 ноября 2016 года, удовлетворены исковые требования прокурора города Новокуйбышевск Самарской области в интересах Захаровой Т.И. к Главе городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. Глава городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области обязаны обеспечить Захарову Т.И. жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
Решение суда до настоящего времени фактически не исполнено, в свзяи с чем она несет материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных и иных расходов по месту фактического проживания в жилом помещении, не принадлежащем ей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила суд обязать Главу городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Администрацию городского округа Новокуйбышевск Самарской области выплатить ей солидарно компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 142 279 рублей 84 копейки.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Захарова Т.И. ставит вопрос об отмене решения суда, просит принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований в полном объеме.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее – КАС РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В силу части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Согласно статье 2 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из материалов дела следует, что Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 7 сентября 2016 года, удовлетворены исковые требования прокурора города Новокуйбышевск Самарской области в интересах Захаровой Т.И. к Главе городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. Суд обязал Главу городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Администрацию городского округа Новокуйбышевск Самарской области обязаны обеспечить Захарову Т.И. жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям. Срок исполнения решения судом не установлен.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 8 ноября 2016 года, указанное решение оставлено без изменения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Понятовой И.А. от 9 декабря 2016 года возбуждено исполнительное производство N 59118/16/63017-ИП в отношении Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области об обязании предоставить Захаровой Т.И. жилое благоустроенное помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения постановления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 21 декабря 2017 года с Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 25 января 2018 года удовлетворен иск Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При этом, установлено отсутствие виновных действий Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области, выразившихся в неисполнении указанного выше решения суда. Указано, что должником принимались все необходимые меры для полного и своевременного исполнения решения суда, неисполнение им требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного их исполнения, обусловлено недостаточным финансированием Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со стороны вышестоящих бюджетов.
Несмотря на то, что длительность неисполнения указанного выше судебного акта на дату рассмотрения судом первой инстанции настоящего административного дела составляет 2 года 17 дней, судебная коллегия считает, данный срок неисполнения судебного акта, в данном конкретном случае, не может быть расценен как не отвечающий критериям разумности по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Законом Самарской области от 28 декабря 2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», отдельные государственные полномочия Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления и определен порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
В силу ст. 2 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (в том числе, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, на осуществление государственных полномочий (ч. 1 ст. 9 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года № 135-ГД)).
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года № 135-ГД).
Установлено, что Администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области регулярно информировала Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, Правительство Самарской области и Губернатора Самарской области о необходимости увеличения бюджета в целях приобретения жилых помещений специализированного жилищного фонда для последующего предоставления их детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе и Захаровой Т.И.
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области неоднократно обращалось к Губернатору Самарской области с сообщениями о необходимости выделения дополнительных денежных средств на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, действия Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Главы городского округа Новокуйбышевск Самарской области по исполнению решения Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 7 сентября 2016 года, исходя из специфики реализации публичных полномочий в области обеспечения указанной выше категории лиц жилыми помещениями являются достаточными и эффективными.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание наличие обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение решения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при исполнении решения Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 7 сентября 2016 года разумные сроки не нарушены, наступление каких-либо негативных последствий для административного истца не установлено.
При этом, судом учтено, что процедура приобретения жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требует значительных временных затрат, как на проведение закупки, последующее заключение контракта, его исполнение – строительство жилых помещений, сдачу их в эксплуатацию, передачу и оформление прав муниципального образования на жилые помещения.
Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они последовательны, мотивированы, сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о несогласии с приведенными выводами суда, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на субъективной оценке административного истца обстоятельств дела.
Указанные доводы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения, и нормами процессуального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Самарского областного суда от 25 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Захаровой Т.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: