УИД:23RS042-01-2021-000250-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2023 года г. Новороссийск
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.,
при секретаре Тесленок Т.Н., с участием представителей сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2-1437/2023 по иску ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье»» к <ФИО1 об исправлении реестровой ошибки,
У С Т А Н О В И Л :
ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье»» обратилось в суд с иском к <ФИО1, в котором просит признать сведения ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером <№>, являющейся смежной границей земельного участка с кадастровым номером <№> реестровой ошибкой, подлежащей исправлению путем осуществления учета изменений местоположения границ и площади земельного участка в соответствии с представленным каталогом координат поворотных точек границ, с указанием, что решение является основанием для учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <№> и внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
В обоснование требований в заявлении указано, что в бессрочном пользовании ФКУ Упрод «Черноморье» находится земельный участок с кадастровым номером <№> в полосе отвода автомобильной дороги федерального значения А-290 «Новороссийск-Керчь». При проведении кадастровых работ выявлено пресечение фактических границ участка <№> на отрезке от точки н25 20 до точки н35 с границами земельного участка с кадастровыми номером <№> по сведениям ЕГРН. Согласно техническому паспорту в полосе отвода дороги в местах примыкания к смежному земельному участку <№> располагаются дорожные инженерные устройства. Причиной пересечения, по мнению истца, является реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка <№>, принадлежащего <ФИО1
В судебном заседании представитель истца <ФИО3 иск поддержал, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства.
Представитель ответчика <ФИО4 иск не признала, указав в своих возражениях на то, что сведения ЕГРН о местоположении границ участка <№> соответствуют местоположению фактических границ. Реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границ участка <№> отсутствует, что подтверждается проведенными по делу судебными землеустроительными экспертизами. Дорожные инженерные устройства установлены в границах участка ответчика по инициативе истца после проведения кадастровых работ по уточнению границ участка. Требования истца при таких обстоятельствах по существу направлены на изъятие у ответчика части принадлежащего ему земельного участка помимо их воли и без соразмерной денежной компенсации. Между сторонами имеется спор о праве, что исключает возможность удовлетворения требований об исправлении реестровой ошибки.
Управление Росреестра по КК своего представителя в судебное заседание не направило.
Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея своего представителя в судебное заседание не направило.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к заключению, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Из части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в законную силу с 01.01.2017, следует, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N457 является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с 01.01.2017 урегулирован статьей 61 Закона N 218-ФЗ.
В силу части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, суд может приять решение об исправлении реестровой ошибки в сведениях только при наличии для этого законных оснований, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Аналогичные разъяснения содержатся и в п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Из представленных суду документов видно, что в бессрочном пользовании ФКУ Упрод «Черноморье» находится земельный участок с кадастровым номером <№>, в границах которого расположена полоса отвода автомобильной дороги федерального значения А-290 «Новороссийск-Керчь».
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <№> является многоконтурным, имеет площадь 498 808 кв.м., расположен по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> Вид разрешенного использования «автомобильный транспорт». На кадастровый учет земельный участок поставлен 16 ноября 2011 года. Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано <ДД.ММ.ГГГГ>. Государственная регистрация постоянного (бессрочного) пользования ФКУ Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» осуществлена 13 января 2016 года.
Земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 2500 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности <ФИО1 Регистрация права осуществлена 23 июля 2018 года.
На кадастровый учет земельный участок <№> поставлен 6 декабря 2008 года.
2 сентября 2019 года ФКУ Упрод «Черноморье» заключило с ООО «ГЕО Инвест-Информ» договор подряда на проведение кадастровых работ с целью исправления реестровой ошибки путем учета изменений в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельный участок с кадастровым номером <№>.
18 июня 2020 года кадастровым инженером <ФИО5 подготовлен межевой план.
По заключению кадастрового инженера при проведении кадастровых работ в связи с уточнением границ участка <№> в сведениях о местоположении границ смежного земельного участка <№> выявлена реестровая ошибка, которая возникла по причине неверного определения на местности границ этого участка. Согласно техническому паспорту автомобильной дороги федерального значения ФАД А-146 «Краснодар-Верхнебаканский» по стоянию на 1 января 2017 года в полосе отвода дороги в местах примыкания к смежному земельному участку <№> располагаются дорожные инженерные устройства: барьерное ограждение, дорожный знак, дорожное освещение.
Одним из документов, необходимых для государственного кадастрового учета и регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ), представляющий собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются: 1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; 2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N921 утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, в соответствии с которым раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста.
Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка; сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (часть 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ).
Таким образом, положения части 2 статьи 43 Закона N218-ФЗ применяются в отношении частей границ смежных земельных участков, местоположение границ которых уточняется в связи уточнением местоположения границ земельного участка, в отношении которого в орган регистрации представлено заявление об осуществлении его государственного кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N921, межевой план оформляется в виде одного документа также в случае, если одновременно уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении их границ.
Согласно пункту 58 Требований раздел "Сведения об уточняемых земельных участках" должен содержать последовательно все сведения о каждом уточняемом земельном участке.
Представленный истцом межевой план кадастрового инженера <ФИО5 от 18 июня 2020 года этим требованиям не соответствует.
В межевом плане нет сведений о проведении согласования границ, которое является обязательным в случае выявления пересечения границ участков.
В межевом плане отсутствуют указание на материалы, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка <№> на местности пятнадцать и более лет.
Содержащееся в межевом плане указание на технический паспорт автомобильной дороги М-25 «Новороссийск-Керченский пролив» <№> ОП ФЗ А-290 от 1 января 2012 года, как на документ, подтверждающий фактическое местоположение границ земельного участка <№> на местности, является необоснованным, так как технический паспорт составлен по состоянию на 1 января 2012 года, тогда как сведения о местоположении границ участка <№> внесены в ЕГРН в 2008 году, а участка <№> - в 2011 году.
Документы, подтверждающие расположение в полосе отвода дороги ФАД А-290 «Новороссийск-Керчь» в местах примыкания к смежному земельному участку <№> дорожных инженерных устройств, на момент проведения кадастровых работ по определению местоположения границ участков на местности, то есть в 2008 и 2011 году, в межевом плане кадастрового инженера <ФИО5 от 18 июня 2020 года отсутствуют.
Представленная суду копия технического паспорта автомобильной дороги М-25 «Новороссийск-Керченский пролив» по состоянию на 1 января 2001 года содержит сведения о дорожном устройстве «водопропускная труба».
Определением от 17.02.2023 г. по делу была назначена повторная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Геодезия плюс».
По заключению эксперта ООО «Геодезия плюс» №02/09/23-25 от 29 сентября 2023 года границы земельного участка с кадастровым номером <№> по сведениям ЕГРН являются смежными. В границах земельного участка с кадастровым номером <№>, сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН расположены дорожные инженерные устройства и элементы автомобильной дороги А-290 «Новороссийск-Керчь» металлическое дорожное ограждение, дорожный знак «Стоянка на полосе торможения строго запрещена», столб дорожного освещения, дорожный знак «Новороссийский автотерминал». Координаты характерных точек границ земельного участка <№> от н25 до н35, содержащиеся в межевом плане <ФИО5 от 18 июня 2020 года, фактическим границам этого участка на указанном отрезке не соответствуют. Границы участка <№> с границами участка <№> по сведениям ЕГРН не пересекаются. Реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка <№> отсутствует.
Кроме того, эксперты пришли к выводу, что технические паспорта автомобильной дороги федерального значения ФАД А-290 «Новороссийск-Керч» по состоянию на 2001 г. и по состоянию на 2012 г., постановление администрации МО г. Новороссийск №3520 от 25.07.2011 г., решение Исполкома Новороссийского Горсовета №456-4 от 23.12.1987 г. не содержат сведения, позволяющие определить с достаточной точностью местоположение границ земельного участка <№> на отрезке границы, являющейся общей с участком <№>. В связи с тем, что точные данные о местоположении гранц земельного участка с кадастровым номером <№> в технических паспортах автомобильной дороги федерального значения ФАД А-290 «Новороссийск-Керч» по состоянию на 2001 г. и по состоянию на 2012 г., постановлении администрации МО г. Новороссийск № 3520 от 25.07.2011 г., решении Исполкома Новороссийского Горсовета № 456-4 от 23.12.1987 г. отсутствуют, то определить наличие или отсутствие пересечений с границами по сведениям ЕГРН земельного участка <№> не представляется возможным.
При таких обстоятельствах технические паспорта автомобильной дороги федерального значения ФАД А-290 «Новороссийск-Керч» по состоянию на 2001 г. и по состоянию на 2012 г., постановление администрации МО г. Новороссийск №3520 от 25.07.2011 г., решение Исполкома Новороссийского Горсовета №456-4 от 23.12.1987 г. не могут подтвердить существование гранц земельного участка с кадастровым номером <№> на местности пятнадцать и более лет, а межевой план кадастрового инженера <ФИО5 от 18 июня 2020 года не может служить основанием для учета изменений в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков <№>.
Согласно ч. 3 ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заключения судебной экспертизы оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
Оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется, поскольку оно соответствует требованиям, установленным ст. 86 ГПК РФ, и согласуется с иными имеющимися в материалах дела доказательствам. Заключение составлено компетентным специалистом, предупрежденным об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Доказательств в опровержение содержания заключения эксперта истцом не представлено.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2015 N 1789-О отметил, что федеральное законодательство с учетом необходимого баланса частных и публичных интересов обеспечивает, с одной стороны, возможность оперативного исправления ошибок органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, а с другой стороны, в случае спора между смежными собственниками земельных участков или землепользователями о границах земельных участков - гарантии судебной защиты их прав от произвольного изменения сведений государственного кадастрового учета.
В судебном заседании представитель ответчика заявил о наличии между сторонами спор о праве на часть земельного участка 23:47:0117002:2083, до разрешения которого установить необходимые для внесения в ЕГРН при исправлении реестровой ошибки координаты характерных точек бесспорных границ земельных участков невозможно.
При таких обстоятельствах исправление реестровой ошибки приведет к прекращению прав ответчиков на часть принадлежащего им земельного участка и соответствующее возникновение таких прав у истца. Таким образом, избранный истцом способ защиты права является ненадлежащим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье»» к <ФИО1 о признании сведений ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером <№> реестровой ошибкой, с указанием, что решение является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером <№>, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером <№>, и осуществления Управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и пощади земельного участка с кадастровым номером <№> в соответствии с представленным каталогом координат, отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарской краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья А.Н. Литвинов