Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-456/2024 ~ М-269/2024 от 05.04.2024

11RS0016-01-2024-000573-04

дело №2-456/2024

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 1 июля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству к Пустоварову В. А. о признании моста самовольной постройкой, возложении обязанности демонтировать мост,

установил:

Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обратилось в суд с иском к Пустоварову В.А. о признании моста (трубного проезда), возведенного через реку Важъёлью и расположенного в <адрес> Сыктывдинского района РК, самовольной постройкой, возложении обязанности снести (демонтировать) мост с учетом требований природоохранного законодательства. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной 19.12.2022 проверки установлен факт строительства и эксплуатации тяжелой и иной техникой моста (трубного проезда) через водный объект реку Важъёлью, полости труб которого погружены непосредственно в русло реки, частично перегородив русло реки. Дорожные знаки, обозначающие объект как переправу, не установлены. Водному объекту присвоена 1 категория, установлена водоохранная зона и прибрежная защитная полоса. Мост располагается в пределах земельного участка с кадастровым номером . В свою очередь, строительство моста на данном участке не предусмотрено, осуществлено самовольно, в отсутствие проектной документации и разрешительных документов, право пользования водным объектом не предоставлялось. Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что в ходе проверки установлен факт строительства спорного моста ответчиком, с которого решением суда взыскан ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обратилось в суд с настоящим иском.

Представитель истца Никитин А.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержал по доводам иска, дополнительно указав, что факт незаконности обустройства моста и лицо, его построившее, установлено.

Ответчик Пустоваров В.А. в судебном заседании удовлетворению требований возражал, не оспаривая при этом строительство им спорного моста.

Третье лицо Савкин Н.М. в судебном заседании с требованиями не согласился, указав, что прежде чем убирать спорный мост, необходимо возвести новый, поскольку в случае его демонтажа, будет отсутствовать доступ к его земельному участку.

Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, будучи извещенными о времени и месте его рассмотрения, в суд представителей не направили.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы надзорного производства №918ж-2023, материалы гражданского дела Куратовского судебного участка г. Сыктывкара №2-313/2024, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

В соответствии со статьями 3 и 4 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежат защите нарушенные либо оспариваемые права, свободы и законные интересы.

Согласно ст. 11 Гражданского кодекса РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав может осуществляться в судебном порядке.

На основании пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Правовые последствия возведения самовольной постройки определены в пункте 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой по общему правилу лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, а сама такая постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет или приведению в соответствие с установленными требованиями.

Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ №44 от 12.12.2023 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» (далее - Постановление от 12.12.2023 № 44), по смыслу пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по иску о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями является лицо, осуществившее самовольное строительство. При возведении (создании) самовольной постройки с привлечением подрядчика ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.

В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной (например, в случае отчуждения самовольной постройки - ее приобретатель; наследник, принявший наследство в виде земельного участка, на котором расположена такая постройка).

При отсутствии сведений о таких лицах ответчиком по иску о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями является лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена (создана) такая постройка. При этом, если земельный участок передан во временное владение и (или) пользование (например, по договору аренды или безвозмездного пользования), ответчиком по иску о сносе, о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями самовольной постройки будет являться лицо, во владении и (или) пользовании которого находится такой земельный участок, если не будет установлено, что самовольная постройка возведена (создана) до возникновения прав владения и (или) пользования земельным участком у этого лица.

Согласно ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет,/ какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Учитывая вышеприведенные положения закона, для правильного разрешения настоящего спора в рассматриваемом случае, с учетом оснований заявленных требований, надлежит установить когда, кем и на каком основании осуществлено строительство спорного моста, кем в настоящее время указанное сооружение используется.

Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

В соответствии с частью 7 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации использование акватории водных объектов, находящихся в федеральной собственности, осуществляется на основании договора водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 этой же статьи.

При этом для осуществления строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна или берегов водных объектов, находящихся в федеральной собственности, требуется решение о предоставлении водных объектов в пользование (пункт 5 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации).

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий (часть 4 статьи 11 названного Кодекса).

Согласно ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение объектов производства и потребления, движение и стоянка транспортных средств, за исключением движения в специально оборудованных местах.

В силу п. 2 ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ограничениями запрещается размещение отвалов размываемых грунтов.

В соответствии с положениями ст. 50 Федерального закона №166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям постановления Правительства РФ №380 от 29.04.2013 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются: отображение в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранных и рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон) с указанием ограничений их использования; оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания; предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов; установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями; выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания; определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов.

Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом "з" пункта 2 настоящего Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.

Согласно ст. 34 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 35 указанного закона территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий эксплуатации планируемых к строительству объектов капитального строительства и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия.

В ходе рассмотрения дела установлено, что река Важъёлью является водным объектом и находится в федеральной собственности, на сооружение в русле которой, разрешение кем-либо не получено.

Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что через реку Важъёлью в м. Захаровка Сыктывдинского района в пределах границ земельного участка с кадастровым номером построен мост (трубный проезд), полости труб которого погружены в русло реки.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которым осуществляется администрацией МР «Сыктывдинский» РК.

Земельный участок с кадастровым номером образован из земельного участка с кадастровым номером , который на основании договора цессии от 21.11.2015 находился в пользовании Пустоварова В.А., а в последующем на основании договора уступки прав от 21.02.2019 передан в пользование Михеевой Т.Л.

В ходе рассмотрения дела также установлено, что 24.07.2019 земельный участок с кадастровым номером на основании договора №24/07-75 аренды земельного участка администрацией МО МР «Сыктывдинский» передан в пользование Михеевой Т.Л., а в последующем, на основании договора цессии от 18.09.2019 Михеевой Т.Л. передан в пользование Иевлеву Д.В., затем по договору цессии от 25.01.2022 Иевлевым Д.В. — Савкину Н.М.

Решением мирового судьи Куратовского судебного участка г Сыктывкара от 27.03.2024 по делу №2-313/2024 с Пустоварова В.А. в пользу Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству взысканы денежные средства в счет возмещения вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, в размере 14 000 рублей.

В соответствии с заключением Отдела промышленного и государственного строительного надзора Печорского управления Ростехнадзора от 23.08.2023 на водопропускное сооружение в виде спорного моста отсутствует документация на проведение изысканий и проектирование данного сооружения, в связи с чем невозможно его идентифицировать и применить требования Технического регламента безопасности зданий и сооружений.

Согласно заключению №19 от 24.08.2023 Сыктывдинского районного отдела по охране окружающей среды мост представляет собой 12 металлических труб диаметром около 500 мм, которые уложены на дно, в русло реки, сверху выполнен настил из досок и насыпь из грунта, также в русле имеются строительные отходы (битый кирпич, обломки бетонных блоков). Также в русле реки обнаружены навалы стволов деревьев и кустарников.

Ответчиком Пустоваровым В.А. в ходе рассмотрения дела факт строительства им спорного моста (трубного проезда) не оспаривался, ответчик указал, что спорный объект обустроен им в 2019 году, поскольку в отсутствие моста доступ к земельным участкам, в том числе и к участку с кадастровым номером , будет невозможен.

На день рассмотрения настоящего дела, спорный объект используется, в том числе, Савкиным Н.М. и Пустоваровым В.А.

Ответчиком при рассмотрении дела не оспаривалось, что разрешение, как на строительство спорного моста, так и на использование водного объекта – река Важъёлью в целях обустройства трубного проезда Пустоваров В.А. не получал.

Принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, а также установленные обстоятельства, свидетельствующие о строительстве ответчиком спорного моста в водном объекте, принадлежащем Российской Федерации, в отсутствие разрешительной документации, чем нарушаются нормы действующего водоохранного законодательства, учитывая, что размещение данного моста приводит к угрозе причинения вреда водным биологическим ресурсам и среде данного объекта, суд находит обоснованными заявленные исковые требования.

Учитывая изложенное, спорный объект в виде моста (трубного проезда) следует признать самовольной постройкой, а на ответчика Пустоварова В.А. надлежит возложить обязанность осуществить действия по демонтажу данного объекта – моста (трубного проезда), возведенного через реку Важъёлью и расположенного в <адрес>, поскольку именно им осуществлено возведение данного объекта.

Таким образом, заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1077847413357) удовлетворить.

Признать мост (трубный проезд), возведенный через реку Важъёлью и расположенный в <адрес> с. Выльгорт Сыктывдинского района РК, самовольной постройкой.

Возложить на Пустоварова В. А. (паспорт ) обязанность демонтировать мост (трубный проезд), возведенный через реку Важъёлью и расположенный в <адрес> с. Выльгорт Сыктывдинского района РК.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 8 июля 2024 года.

Судья Ю.В. Рачковская

2-456/2024 ~ М-269/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Северо-Западное ТУ Федерального агентства по рыболовству
Ответчики
Пустоваров Вадим Александрович
Другие
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК
Савкин Николай Михайлович
Администрация МР "Сыктывдинский" Республики Коми
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Рачковская Юлия Валерьевна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
05.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2024Передача материалов судье
12.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
10.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Судебное заседание
08.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее