Дело №12-83/2022
УИД 18RS0009-01-2022-002160
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июня 2022 года г. Воткинск
Судья Воткинского районного суда Удмуртской Республики Безушко В.М.,
с участием защитника ФИО3, должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, ФИО4, ст. помощника Воткинского межрайонного прокурора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по жалобе ООО «Газпром трансгаз Чайковский» на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский» ФИО4 №*** от <дата> о назначении административного наказания ООО «Газпром трансгаз Чайковский» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ,
установил:
В Воткинский районный суд Удмуртской Республики поступил административный материал по жалобе ООО «Газпром трансгаз Чайковский» на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский» ФИО4 №*** от <дата> о назначении административного наказания ООО «Газпром трансгаз Чайковский» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
В судебном заседании поставлен на обсуждение вопрос о передаче жалобы ООО «Газпром трансгаз Чайковский» по подведомственности в Чайковский городской суд Пермского края, к территориальной подсудности которого отнесено место совершения правонарушения.
В судебном заседании защитник ФИО3, должностное лицо ФИО4 оставили разрешение вопроса на усмотрение судьи.
Ст. помощник Воткинского межрайонного прокурора ФИО2 не возражала против направления жалобы для рассмотрения в Чайковский городской суд Пермского края.
Законный представитель ООО «Газпром трансгаз Чайковский» в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом. Вопрос о направлении жалобы по подведомственности рассмотрен в отсутствии законного представителя ООО «Газпром трансгаз Чайковский»
Выслушав мнение явившихся по делу лиц, изучив административный материал по жалобе ООО «Газпром трансгаз Чайковский» и приложенные к нему материалы, судья приходит к следующему.
Так, согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела, а военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) - в гарнизонный военный суд (статья 29.5 КоАП РФ).
Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Как следует из разъяснения, содержащегося в подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица (пункт 3 указанной статьи).
В силу части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Исходя из положений ч. 2 п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24 марта 2005 года, при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
В силу ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Дело, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Административное расследование по факту нарушения требований предусмотренных ст. 8.39 КоАП РФ не проводилось.
Юридическое лицо ООО «Газпром трансгаз Чайковский» привлечено к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, а именно, за нарушение требований ч. 4 ст. 15 Федерального закона №33-ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях», выразившееся в несогласовании социально-экономической деятельности ООО «Газпром трансгаз Чайковский» на территории национального парка «Нечкинский» в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.
Административное правонарушение, за совершение которого юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ, совершено в форме бездействия.
Следовательно, территориальная подсудность рассмотрения жалобы определяется местом нахождения общества, то есть местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации: <*****>, что усматривается из сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц, и как следует из обжалуемого постановления.
Вышеуказанный адрес места нахождения ООО «Газпром трансгаз Чайковский» находится в границах <*****> и не относится к юрисдикции Воткинского районного суда Удмуртской Республики.
Прихожу к выводу, что рассмотрение жалобы неподведомственно Воткинскому районному суду, поскольку при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами за совершенное правонарушение должностными лицами в форме бездействия, как уже отмечалось выше, необходимо исходить из места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, и исходя из системного толкования указанных выше правовых норм, прихожу к выводу, что жалоба подлежит передачи по подведомственности в Чайковский городской суд Пермского края, к территориальной подсудности которого отнесено место совершения правонарушения в форме бездействия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.5, ст.30.4 КоАП РФ, судья
определил:
жалобу ООО «Газпром трансгаз Чайковский» на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский» ФИО4 №*** от <дата> о назначении административного наказания ООО «Газпром трансгаз Чайковский» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, направить на рассмотрение по подведомственности в Чайковский городской суд Пермского края (617760, г. Чайковский, ул. Ленина, д. 47/1).
Судья В.М. Безушко