Дело № 2-216/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пос. Глушково 21 июля 2022 года
Глушковский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Сумщенко О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бумах Н.Г.,
с участием истца - прокурора
Глушковского района Курской области Лащинина И.В.,
представителя ответчика – ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» по доверенности Луценко О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глушковского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Глушковская центральная районная больница» комитета здравоохранения Курской области о возложении обязанности выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности объекта (территории),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Глушковского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» комитета здравоохранения Курской области, в котором просит обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать объект (территорию) ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» комитета здравоохранения Курской области, расположенный по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, указав в обоснование требований, что в ходе проведенной прокуратурой Глушковского района соблюдения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, установлено, что ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» в установленном законом порядке проведено категорирование и паспортизация объекта (территории), расположенного по адресу: <адрес>, которому присвоена - 4 категория. В нарушение п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; подп. «б, и, н» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8, объект (территория) ОБУЗ «Глушковская ЦРБ», расположенный по адресу: д. <адрес> не оборудован системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией.
Несмотря на вынесенное по результатам проверки прокурором Глушковского района 06.05.2022 г. в адрес главного врача ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» Глушковского района Курской области Щербакова В.В. представление об устранении нарушений закона, требования представления ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» не исполнены, мероприятия по антитеррористической защищенности указанного объекта (территории), что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
В судебном заседании истец - прокурор Глушковского района Курской области Лащинин И.В. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» комитета здравоохранения Курской области по доверенности Луценко О.Ю. заявленные прокурором требования признала в полном объеме и не возражала против их удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В силу ч.4 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Частью 3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу требований п. 1, п. 3 и п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер его предупреждения.
Вместе с этим, согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования), которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения террористической защищенности мест массового пребывания людей.
Согласно п. 22 Требований, в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.
В соответствии с п. 23 Требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения.
В силу требований п. 30, п. 31 и п. 32 Требований, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).
Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – Требования), которые устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Согласно подп. «б, и, н» п. 16 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия: оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца; своевременное выявление и немедленное доведение информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении до территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории); своевременное оповещение работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечение технических возможностей эвакуации.
В судебном заседании установлено, и следует из паспорта безопасности Елизаветовского фельдшерско-акушерского пункта ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» (л.д.18-29) ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» проведено категорирование и паспортизация объекта (территории), расположенного по адресу: <адрес>, которому присвоена - 4 категория.
Прокурором по результатам проверки установлено и следует из справки (л.д. 85-90), что в нарушение п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272; подп. «б, и, н» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8, объект (территория) ОБУЗ «Глушковская ЦРБ», расположенный по адресу: <адрес>, не оборудован системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией.
По результатам проверки прокурором Глушковского района, в соответствии с требованиями ст. 22, ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», 06.05.2022 г. в адрес главного врача ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» Щербакова В.В. внесено представление об устранении нарушений закона в сфере обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (л.д.11-15).
Согласно сообщения ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» № 605 от 23.05.2022 г. о результатах рассмотрения акта прокурорского реагирования и принятых мерах к устранению отмеченных нарушений закона (л.д.16), объяснения и.о.главного врача ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» (л.д.8-10) в связи с наличием просроченной кредиторской задолженностью, отсутствует возможность устранения указанных в представлении нарушениях закона, направлено письмо учредителю о необходимости выделения денежных средств, на специалиста гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и мобилизационной работы ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания (л.д. 17).
В соответствии с п.1.2. Устава ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» комитета здравоохранения Курской области (л.д.30-45), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 46-84) ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» комитета здравоохранения Курской области является областной бюджетной медицинской, некоммерческой организацией.
Согласно п.п.8 п.2.3. Устава ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» комитета здравоохранения Курской области проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности является одним из видов деятельности ОБУЗ «Глушковская ЦРБ».
В соответствии с п.п. 1 п.3.6 Устава ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Согласно п. 1.13 Устава за ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» на праве оперативного управления закреплены здания, строения, сооружения, используемые для осуществления целей, для которых оно создано, в том числе по адресу: <адрес>.
В соответствии с п.1.9 Устава ОБУЗ «Глушковская ЦРБ» отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.
Оценивая все доказательства по делу, поскольку бездействие ответчика, выразившиеся в непринятии мер выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности объекта, затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, осуществление деятельности медицинского учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения, системы оповещения и управления эвакуацией, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Глушковского района Курской области является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.