Дело № 2-346/2023г.
УИД 35RS0017-01-2023-000378-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2023 года г. Никольск
Никольский районный суд Вологодской области в составе судьи Шмаковой О.А., при секретаре Верховцевой Е.А., с участием истца Баева А.А., представителей ответчика Куваева А.А., Кокшаровой Т.А., Поповой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баева А.А. к МУП «Никольские теплосети» о взыскании доплаты за совмещение должностей,
Установил:
Баев А.А. обратился в суд с иском к МУП «Никольские теплосети» о взыскании доплаты за совмещение должностей. В обоснование исковых требований истец указывает, что он работает в МУП «Никольские теплосети» с 17.11.2017 в должности мастера участка. За ним закреплен контроль за деятельностью производственных участков (котельных) «Пермас», «Кожаево», «Борок», «Нигино», «Осиново». Со дня оформления на работу за ним был закреплен автомобиль с водителем А.П., а с 21.09.2020 водитель с автомобиля был снят и он стал управлять автомобилем самостоятельно. При этом обязанности по управлению автомобилем в условия трудового договора не вносились, согласие на совмещение должностей он не давал. С указанного времени он ежедневно проходит медицинский предрейсовый осмотр, получает путевой лист и управляет автомобилем ГАЗ 2705 «Газель». При этом он постоянно перевозит грузы, которые необходимы для нормальной деятельности котельных, которые самостоятельно загружает и разгружает, перевозит работников организации, проводит необходимый текущий ремонт автомобиля. Считает, что ему положена доплата за совмещение должности мастера участка с должностью водителя.
В судебном заседании истец Баев А.А. уточнил заявленные требования. Просил суд взыскать с МУП «Никольские теплосети» в свою пользу доплату за совмещение должности мастера участка с должностью водителя за период с 21 сентября 2020 года по август 2023 года в размере 117398,75 руб. из расчета 50% тарифной ставки (оклада) водителя за период до 01.09.2021, с 01.09.2021 по 31.08.2023 из расчета 20% тарифной ставки (оклада) водителя, а также моральный вред, причиненный нарушением его трудовых прав в размере 300000 рублей. В обоснование исковых требований показал, что он с 17 ноября 2017 года работает в МУП «Никольские теплосети» мастером участка. До сентября 2020 года за ним был закреплен автомобиль с водителем А.П. Но с сентября 2020 года водитель с закрепленной за ним машины был снят и он самостоятельно управляет указанной машиной, перемещается на ней между котельными, перевозит на ней грузы, необходимые для нормальной деятельности котельных. Кроме того, он неоднократно ездил за запчастями в г. Шарья, возил работников на медосмотр в г. Великий Устюг. Он обращался устно к бывшему руководителю И.М. с требованием о доплате за водителя, но доплаты так и не было произведено. Утверждал, что действиями ответчика ему причинен моральный вред, который он оценивает в 300000 рублей. Указанную сумму наравне с недоплаченной суммой за совмещение просит взыскать с ответчика в его пользу. Причинение морального вреда выразилось в том, что он испытывал переживания, в ноябре 2020 года с ним случился инсульт. 03 декабря 2020 года ему проведена операция, до которой его довел именно руководитель МУП «Никольские теплосети» И.М. Пояснил, что заработную плату он получает в 15х и 27х числах. Квитки с расшифровкой заработной платы он не получал, но ему было понятно при зачислении заработной платы, что доплату за совмещение ему не выплачивали.
Представитель ответчика, ВрИО директора МУП «Никольские теплосети» Куваев А.А. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Пояснил, что до марта 2023 года он также работал мастером участка и ездил на этой же машине без каких-либо доплат. Одной из трудовых функций мастера участка является бесперебойное обеспечение работы котельных, обеспечение наличия людей, топлива, запчастей, в связи с чем считает, что в данном случае совмещения не имеется.
Представитель ответчика по доверенности Кокшарова Т.А. в судебном заседании просила суд в удовлетворении исковых требований Баеву А.А. отказать. В возражениях указала, что не установлена причинно-следственная связь между заболеванием Баева и действиями ответчика. В трудовые обязанности Баева входит обеспечение деятельности котельных. Поскольку они находятся на достаточном отдалении друг от друга, деятельность Баева предполагает управление транспортным средством. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Баева А.А., просила суд применить срок исковой давности, поскольку работник имеет право требовать выплату заработной платы в течении года.
Представитель ответчика по доверенности Попова С.В. показала, что должности водителей и слесарей в штате МУП «Никольские теплосети» имеются, но за невысокую заработную плату никто не идет работать. Есть вакансии. По штатному расписанию у них четверо водителей, фактически работают два. Должности не сокращались, транспортные средства за водителями не закрепляются. Водитель управлять может любым транспортным средством. Баев А.А. ездит на автомобиле «Газель». Выполнение данной функции входит в понятие «Бесперебойное функционирование котельных» и данная трудовая функция и обязанность предусмотрена должностной инструкцией мастера участка. Для этого не предусмотрено отдельной должности водителя. Баев управляет транспортным средством ввиду нахождения котельных на достаточной удаленности друг от друга и от административного здания.
Свидетель В.Д. в судебном заседании показал, что работает в МУП «Никольские теплосети» экскаваторщиком, находится в непосредственном подчинении мастера участка. Ранее на предприятии работало три водителя, сейчас один, слесарей нет. Баев А.А. работает на машине с генератором, производит погрузочно-разгрузочные работы, выполняет также работы стропальщика, ездит на машине, возит их на обед.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны и их представителей, суд находит исковые требования истца не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Баев А.А. согласно приказа № ХХ от 17.11.2017 с 17 ноября 2017 года принят постоянно на работу в МУП «Никольские теплосети» мастером участка. В соответствии с трудовым договором истцу установлена пятидневная рабочая неделя с предоставлением двух выходных – субботы и воскресенья. Рабочий день установлен с 08.00 до 17.00 с перерывом для отдыха с 12.00 до 13.00. За выполнение трудовых обязанностей истцу установлен должностной оклад в размере 11617 рублей 00 копеек. Дополнительным соглашением от 01 сентября 2021 года должностной оклад увеличен до 20300 рублей, дополнительным соглашением от 16 января 2023 года – до 21112 рублей.
Согласно п. 2 должностной инструкции мастера участка, являющейся приложением № 1 к трудовому договору, Баев А.А. осуществляет руководство деятельностью производственного участка (котельные «Пермас», «Кожаево», «Борок», «Нигино», «Осиново»). Контроль за деятельностью производственного участка осуществляется на закрепленном автомобиле. Пунктом 1,8 должностной инструкции предусмотрено, что ввиду удаленности объектов, за мастером участка закрепляется служебный автомобиль (без водителя). Согласно п. 3.26 должностной инструкции мастер участка следит за техническим состоянием и производит текущий ремонт закрепленного за ним автотранспорта.
Трудовые отношения согласно положениям части первой статьи 16 Трудового кодекса возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом.
Работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, иными федеральными законами (абзац второй части первой статьи 21 Трудового кодекса).
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части второй статьи 22 Трудового кодекса).
Часть первая статьи 56 Трудового кодекса определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Требования к содержанию трудового договора определены статьей 57 Трудового кодекса, согласно которой в трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и другие (дополнительные) условия по соглашению сторон.
В силу абзаца третьего части второй статьи 57 Трудового кодекса обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе условие о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Должностная инструкция является документом, содержащим весь перечень трудовых обязанностей работника. Разрабатывая должностную инструкцию, работодатель должен учитывать требования положений Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. N 58/3-102 (далее - Квалификационный справочник профессий рабочих), а также Тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденных постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. N 31 (далее - Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих).
Согласно части 1 статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Согласно статье 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
Положением об оплате труда работников МУП «Никольские теплосети», утвержденным приказом МУП «Никольские теплосети» № ХХ от 01 сентября 2021 года, предусмотрена доплата за совмещение в размере 20% от часовой тарифной ставки (должностного оклада) заменяемого работника, согласно дополнительного соглашения к трудовому договору.
Суд приходит к выводу, что заявленная истцом в качестве дополнительной обязанности работа по управлению автомобилем для выполнения своих трудовых обязанностей соответствует должностной инструкции мастера участка. Указанные обязанности не относятся к дополнительным по смыслу статей 60.2 и 151 Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что кроме исполнения своих непосредственных обязанностей мастера участка Баев А.А. трижды в течении 2021 года привлекался к поездкам на служебной автомашине в г. Шарья за запчастями и в г. Великий Устюг с целью доставления работников на медосмотр и обратно. Однако, исковые требования истца о взыскании за указанные периоды доплаты за совмещение не подлежат удовлетворению, поскольку срок исковой давности, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, о котором заявлено ответчиком, истек.
Согласно ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течении одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Последний факт привлечения Баева А.А. к выполнению обязанности водителя имел место в октябре 2021 года. В судебном заседании стороны подтвердили, что за октябрь заработную плату Баев А.А. получил 13 ноября 2021года. В суд с настоящим иском Баев А.А. обратился 23 августа 2023 года, то есть за пределами года, срока исковой давности.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании доплат за совмещение должностей не имеется, поскольку доказательств выполнения истцом дополнительной работы, либо фактического увеличения объема работ, суду не представлено.
Требования истца о взыскании компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению, поскольку истцом суду не представлено доказательств того, что неправомерными действиями ответчика нарушены трудовые права истца, либо причинен вред его здоровью.
Руководствуясь ст.ст. 391, 392 ТК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. (░░░░░ ░░░░░░░░) ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░ 35140061199) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░