Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-577/2024 (2-5666/2023;) ~ М-6015/2023 от 06.09.2023

К делу № 2-577/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи

Краснодарский край 24 января 2024 года

Текст мотивированного решения изготовлен 31 января 2024 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Куц И.А., при секретаре судебного заседания Муратовой А.В., с участием истца министерства природных ресурсов Краснодарского края в лице представителя по доверенности – Гочьяна С.В., ответчика Ковалева С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску министерства природных ресурсов Краснодарского края к Ковалеву С. И. об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов Краснодарского края в лице заместителя министра Соленова О.В. обратилось в суд с иском к Ковалеву С.И. об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.

    В обоснование заявленных требований указано на следующее.

    Согласно Положению о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ , министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) осуществляет региональный государственный экологический надзор, исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

B соответствии с Положением о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N° 970 «Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)» предметом государственного экологического контроля является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).

В адрес министерства неоднократно поступали обращения Первушина В.И. по вопросу несанкционированного размещения автомобильных покрышек на территории <адрес>.

На основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ
осуществлено обследование неразграниченного земельного участка
, расположенного по адресу: <адрес> (рядом с участком с кадастровым номером ), по результатам которого установлено, что на участке осуществляется несанкционированное размещение отходов 4-го класса опасности, а именно: покрышки автомобильные отработанные.

В результате изучения имеющейся информации и полученных дополнительных сведений установлено, что правообладателем земельного участка по адресу: <адрес> является гр. Ковалев С. И. (ИНН ).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление ) установлены исключительные основания проведения в 2022 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок, в числе которых: непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; непосредственная угроза обороны страны и безопасности государства, факты причинения вреда обороне страны и безопасности государства; непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, факты возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N° 248-Ф3 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон -Ф3) объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются, в том числе деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).

Таким образом, проведение в 2022 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий по основанию, указанному B обращении Первушина В.И., не представлялось возможным.

При этом согласно требованиям пункта 10 Постановления по 336 министерством осуществляется проведение мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом -Ф3 и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В связи с ограничениями, установленными Постановлением , ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом министерства вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении .

В целях устранения выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды Ковалеву С.И. выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ
.22/304ПРЭ, согласно которому ему необходимо в течение 30 дней с момента получения предостережения устранить нарушения в части несанкционированного размещения отходов на земельном участке по адресу: <адрес>

Предостережение от ДД.ММ.ГГГГ направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу регистрации (прописки) гражданина Ковалева С.И. - <адрес>, почтовый идентификатор , получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ. B министерство от гр. Ковалева С.И. поступило возражение (x. от ДД.ММ.ГГГГ ) на предостережение от ДД.ММ.ГГГГ , в котором он просит отменить его.

По результатам рассмотрения возражения министерством дан мотивированный отказ в отмене предостережения от ДД.ММ.ГГГГ
. ДД.ММ.ГГГГ гр. Ковалев С.И. обратился к должностному ЛИЦУ министерства с просьбой о продлении срока выполнения предостережения до ДД.ММ.ГГГГ.

При проведении повторных обследований земельного участка по адресу: <адрес> установлено, что предостережение не исполнено, отходы 4-го класса опасности, а именно: покрышки автомобильные отработанные с территории вышеуказанного земельного участка не убраны.

Таким образом, Ковалев С.И. несанкционированное размещение на почве продолжает допускать отходов производства потребления.

Согласно части 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 242, шины пневматические автомобильные отработанные отнесены к отходам IV класса опасности (код ФККО 92111001504). Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности» установлены требования при обращении с группой однородных отходов «отходы шин, покрышек, камер».

В них указано, что отходы шин подлежат сбору, накоплению, хранению, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека. Способы утилизации отходов шин являются приоритетными в следующей последовательности: утилизация отходов шин в качестве вторичного материального ресурса без применения термических методов; утилизация отходов шин с применением термических методов с получением продукции. Накопление, хранение отходов шин осуществляются соответственно в местах (площадках) накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которые исключен доступ посторонних лиц.

Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами.

Своими действиями Ковалев С.И. нарушил нормы природоохранного законодательства при осуществлении деятельности, которая причиняет вред окружающей среде и угрожает новым вредом.

Истец просил обязать Ковалева С. И. ИНН в течение 1 (одного) месяца с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в части несанкционированного размещения отходов 4-го класса опасности - покрышки автомобильные отработанные на земельном участке по адресу: <адрес> путем передачи отходов лицу, осуществляющему их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Гочьян С.В. настаивал на удовлетворении исковых требований.

Ответчик Ковалев С.И. просил суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, указывая, что размещение автомобильных покрышек осуществлено только на его земельном участке, которые используются в том числе и для опоры, поскольку земельный участок имеет угол наклона около 40 градусов. Просил суд принять во внимание, что он не наносит вред природе.

Выслушав стороны по делу, изучив материалы гражданского дела, суд полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом ответчик Ковалев С.И. является собственником земельного участка по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о праве пожизненного наследуемого владения.

На территории своего земельного участка Ковалев С.И. разместил около 20 лет назад автомобильные покрышки, которые использует как опору для земельного участка (имеется уклон), а также как декоративное оформление для выращивания овощей и фруктов.

Истцом на основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ осуществлено обследование неразграниченного земельного участка , расположенного по адресу: <адрес> (рядом с участком с кадастровым номером ), по результатам которого установлено, что на участке осуществляется несанкционированное размещение отходов 4-го класса опасности, а именно: покрышки автомобильные отработанные.

В целях устранения выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды Ковалеву С.И. выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ
.22/304ПРЭ, согласно которому ему необходимо в течение 30 дней с момента получения предостережения устранить нарушения в части несанкционированного размещения отходов на земельном участке <адрес>

Предостережение от ДД.ММ.ГГГГ направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу регистрации (прописки) гражданина Ковалева С.И. - <адрес>, почтовый идентификатор , получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ. B министерство от гр. Ковалева С.И. поступило возражение (x. от ДД.ММ.ГГГГ ) на предостережение от ДД.ММ.ГГГГ , в котором он просит отменить его.

По результатам рассмотрения возражения министерством дан мотивированный отказ в отмене предостережения от ДД.ММ.ГГГГ
. ДД.ММ.ГГГГ Ковалев С.И. обратился к должностному лицу министерства с просьбой о продлении срока выполнения предостережения до ДД.ММ.ГГГГ.

При проведении повторных обследований земельного участка <адрес> установлено, что предостережение не исполнено, отходы 4-го класса опасности, а именно: покрышки автомобильные отработанные с территории вышеуказанного земельного участка не убраны.

Таким образом, Ковалев С.И. несанкционированное размещение на почве продолжает допускать отходов производства потребления.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно статье 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-Ф3 «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства суд полагает правомерным отказать в удовлетворении исковых требований ввиду размещения автомобильных покрышек на территории земельного участка, находящегося в частной собственности на открытой площадке, где не производится их доступ в поверхностные и подземные водные объекты, что не противоречит требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об отходах производства и потребления».

Кроме того стороной истца во исполнение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено суду доказательств фактического загрязнения окружающей среды как на территории земельного участка ответчика, так и за его пределами – отсутствуют документы, на основании которых возможно установить наличие или отсутствие загрязнения почвы веществами, являющимися небезопасными для окружающей среды и выделяющимися из автомобильных покрышек, распложенных на территории земельного участка ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 195 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований министерства природных ресурсов Краснодарского края к Ковалеву С. И. об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды отказать.

    

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня постановления его в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи.    

Судья И.А. Куц

2-577/2024 (2-5666/2023;) ~ М-6015/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство Природных Ресурсов Краснодарского края
Ответчики
Ковалев Сергей Иванович
Суд
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края
Судья
Куц Инна Александровна
Дело на сайте суда
sochi-centralny--krd.sudrf.ru
06.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.09.2023Передача материалов судье
07.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.10.2023Предварительное судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее