Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1038/2023 ~ М-610/2023 от 26.04.2023

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Мотивированное решение составлено 10 августа 2023 года

УИД: 66RS0022-01-2023-000729-58

№ 2-1038/2023

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

04 августа 2023 года г.Березовский

Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Аникиной К.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петренко Д.В., с участием истца Соболева С.В., представителей ответчика АО «ЭнергосбыТ Плюс» Рябовой О.М., Черыговой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соболева Сергея Васильевича к Акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконными действий по начислению платы за электрическую энергию, возложении обязанности произвести начисление платы,

установил:

Соболев С.В. обратился с иском к Акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс», которым, уточнив исковые требования (л.д.31), просил:

признать незаконными действия Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению платы за электрическую энергию за январь 2023 года в сумме 23807 руб. 95 коп., за февраль 2023 года в сумме 37247 руб. 98 коп. в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

обязать ответчика Акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» произвести начисление платы за электрическую энергию за январь и февраль 2023 года по лицевому счету в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, дифференцированно по зонам суток (тариф-день, тариф-ночь).

В обоснование иска истец указал, что является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. Услуги по электроснабжению жилого дома оказывает Акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс», открыт лицевой счет за номером . В соответствии с действовавшими условиями предоставления услуг электроснабжения плата за электроэнергию в 2022 году рассчитывалась диффернцерированно по зонам суток (день и ночь) и в зимний период времени для дома истца составляла около 10000 руб. - 11000 руб. В начале 2023 года произошли изменения, поскольку Региональная энергетическая комиссия Свердловской области ввела новый тариф, отменив двухзонную (день и ночь) дифференциацию. При этом согласно постановлению Правительства Российской Федерации увеличение стоимости электроэнергии для Свердловской области в 2023 году не должно составлять более 9,5%. Ответчик, произведя расчет по новым правилам, в январе 2023 года выставил истцу счет на сумму 23807 руб. 95 коп., в феврале 2023 года - на сумму 27247 руб. 98 коп. Таким образом, стоимость электроэнергии (например, в январе 2023 года) для дома истца (при сохранении прежнего объема потребления) увеличилась более чем в два раза, то есть стоимость услуг увеличилась более чем на 100%. Истец произвел перепрограммирование счетчиков электроэнергии, установленных в доме, сразу в феврале 2023 года, как только стало возможно в установленном электроснабжающей организацией порядке. Истец полагает, что действия ответчика при расчете платы за электроэнергию за январь и февраль 2023 года являются незаконными, поскольку привели к увеличению стоимости услуг более чем в два раза, то есть более чем на 100% (при нормативно установленном правовым актом Российской Федерации ограничении не более чем 9,5%). Увеличение произведено в одностороннем порядке, в то время как стоимость услуг является существенным условием договора поставки электроэнергии. Считая права нарушенными, истец обратился с иском к ответчику с указанными выше требованиями.

В судебном заседании истец Соболев С.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и обстоятельствам, изложенным в иске.

Представители ответчика АО «ЭнергосбыТ Плюс» Рябова О.М., Черыгова И.А. с исковыми требованиями не согласились полностью, просили в иске отказать, поддержав доводы письменных возражений и дополнений к ним (л.д.16-28,66), ссылались на то, что до января 2023 года расчет платы за электроэнергию осуществлялся по тарифу, дифференцированному по зонам суток, - 3 руб. 81 коп. за 1 кВт по дневной зоне, 1 руб. 82 коп. за 1 кВт по ночной зоне. С 01.01.2023 ответчиком применялись тарифы, утвержденные Постановлением РЭК Свердловской области № 5-ПК от 19.01.2023, за январь и февраль 2023 года плата начислена по одноставочному тарифу, недифференцированному по зонам суток, утвержденному Постановлением РЭК Свердловской области № 5-ПК от 19.01.2023 в размере 3 руб. 61 коп. за 1 кВт. Приказом ФСТ России от 26.11.2013 № 1473-э не предусмотрено распространение ночного тарифа на электрическую энергию на дневное время нерабочих дней. Поскольку приборы учета потребителей Свердловской области запрограммированы на учет электроэнергии в выходные и праздничные дни круглосуточно по ночной зоне, то есть некорректно осуществляют распределение объема потребленного коммунального ресурса по зонам суток, следовательно, при отсутствии перепрограммирования прибора учета электрической энергии расчет по показаниям таких приборов учета надлежит осуществлять по одноставочному тарифу, о чем Департаментом госжилинспекции Свердловской области в письмах от 27.01.2023 № 29-01-65/3035, от 07.02.2023 № 29-01-65/4381 даны разъяснения. Начисление платы за потребленную электрическую энергию по тарифам, дифференцированным по зонам суток, возможно в случае, когда прибор позволяет определить такие объемы: прибор учета не вышел из строя, прибор учета имеет такую функциональность, у прибора корректно настроено тарифное расписание, установленное регулирующим органом. Таким образом, применение ответчиком одноставочного тарифа в расчетах с истцом в январе-феврале 2023 года до перепрограммирования прибора учета является законным и обоснованным, оснований применять для расчетов двухзонные тарифы при некорректно настроенном приборе учета нет.

Представители третьих лиц Региональной энергетической комиссии Свердловской области, Департамента государственного жилищного и строительного надзора в Свердловской области, привлеченных протокольным определением Березовского городского суда Свердловской области от 31.05.2023 (л.д.32-33), в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом (л.д.53-54).

Представитель третьего лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора в Свердловской области в ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.43).

Представитель третьего лица Региональной энергетической комиссии Свердловской области в отзыве также просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.59-62).

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив фактические обстоятельства, исследовав представленные суду письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно ст.10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Согласно ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Из содержания ч.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1).

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2).

Согласно ст.544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно абз.2 п.6 ст.23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах предельных уровней цен (тарифов).

В силу п.63 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике», исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке: цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления).

Из п.81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» следует, что граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

В силу п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

В силу п.38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Тариф (цена) на коммунальный ресурс, действующий в соответствующем расчетном периоде, применяется ко всему объему потребления коммунального ресурса в этом расчетном периоде, в том числе к объему потребления коммунального ресурса в дни предыдущего календарного месяца, учтенному в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил. В в случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.

Согласно ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу ст.310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела, истец Соболев С.В. с дата является собственником жилого дома площадью 150 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.7,39-41,47).

Ответчик Акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» на основании Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области № 137-ПК от 25.09.2014 №137-ПК есть гарантирующий поставщик электрической энергии на территории Свердловской области, который осуществляет поставку в принадлежащее истцу Соболеву С.В. жилое помещение по указанному адресу электрической энергии.

При предоставлении коммунального ресурса в виде электрической энергии истцу Соболеву С.В. открыт лицевой счет за номером , по которому за декабрь 2022 года начислена плата в сумме 10834 руб. 04 коп., за январь 2023 года - в сумме 23807 руб. 95 коп., за февраль 2023 года - в сумме 37247 руб. 98 коп. (л.д.8-10).

Из данных платежных документов (л.д.8-10), информации ответчика (л.д.35), следует, что начисление платы за электрическую энергию в декабре 2022 года было произведено ответчиком по тарифу, дифференцированному по зонам суток: 3 руб. 81 коп. за 1 кВт по дневной зоне, 1 руб. 82 коп. за 1 кВт по ночной зоне. В январе и феврале 2023 года начисление платы за электрическую энергию произведено по одноставочному тарифу, недифференцированному по зонам суток в размере 3 руб. 61 коп. за 1 кВт на основании Постановления РЭК Свердловской области от 19.01.2023 № 5-ПК.

Выражая несогласие с действиями ответчика Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению платы по одноставочному тарифу, не дифференцированному по зонам суток, истец Соболев С.В. в иске приводит доводы о том, что стоимость электрической энергии для истца увеличилась более чем на 100%, в то время как согласно постановлению Правительства Российской Федерации увеличение стоимости электроэнергии для Свердловской области в 2023 году не должно составлять более 9,5%, увеличение произведено в одностороннем порядке, в то время как стоимость услуг является существенным условием договора поставки электроэнергии.

Как установлено судом, размещенным в системе «КонсультантПлюс» постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23.12.2011 № 211-ПК «О применении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области» было установлено, что при наличии двухтарифных приборов учета применяются тарифы, дифференцированные по зонам суток, в том числе: тарифы, установленные для пиковой (дневной) зоны, применяются в будние дни с 07.00 до 23.00 часов; тарифы, установленные для ночной зоны, применяются в будние дни с 23.00 до 07.00 часов, в выходные и праздничные дни - круглосуточно.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 26.11.2013 № 1473-э утверждены интервалы тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей. Ночная зона суток соответствует часам с 23-го по 7-й. Пиковая - с 7-го по 10-й и с 17-го по 21-й. Полупиковая зона - остальное время. Дневная зона - время пиковой и полупиковой зон (л.д.30).

Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.12.2021 № 248-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2022 год» утверждены Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на период с 01.01.2022 по 31.12.2022, в соответствии с которыми для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками, и приравненного к нему: одноставочный тариф: 1 полугодие 3,15 руб./кВт.ч, 2 полугодие 3,31 руб./кВт.ч; одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток: дневная зона (пиковая и полупиковая) 1 полугодие 3,59 руб./кВт.ч, 2 полугодие 3,81 руб./кВт.ч; ночная зона 1 полугодие 1,71 руб./кВт.ч, 2 полугодие 1,82 руб./кВт.ч.

Данное постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.12.2021 № 248-ПК утратило силу с 01.12.2022 в связи с изданием Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК, установившего тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на период с 01.12.2022 по 31.12.2023, в соответствии с которыми для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками, и приравненного к нему: одноставочный тариф: 3,61 руб./кВт.ч; одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток: дневная зона (пиковая и полупиковая) 5,15 руб./кВт.ч, ночная зона 2,00 руб./кВт.ч.

Приказом Федеральной антимонопольной службой России от 11.10.2022 № 733/22 установлены с 01.01.2023 предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2023 год. Для Свердловской области этим нормативным правовым актом минимальный уровень тарифа установлен в размере 515 коп./кВтч (с НДС); максимальный уровень тарифа составляет 516 коп./кВтч (строка 56 таблицы 2).

Также приказом Федеральной антимонопольной службой России от 28.12.2022 № 1053/22 отменено с даты принятия приказа постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК, Региональной энергетической комиссии Свердловской области предписано не позднее 01.02.2023 установить и ввести в действие тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Из данного приказа Федеральной антимонопольной службой России, в частности, следует, что в соответствии с абзацем четвертым пункта 70 Основ ценообразования интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) утверждаются Федеральной антимонопольной службой. Приказом Федеральной службы по тарифам от 26.11.2013 № 1473-э утверждены интервалы тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей. Ночная зона суток соответствует часам с 23-го по 7-й. Пиковая - с 7-го по 10-й и с 17-го по 21-й. Полупиковая зона - остальное время. Дневная зона - время пиковой и полупиковой зон (л.д.30). Расчет тарифов на электрическую энергию для населения, дифференцированных по зонам суток, выполняется в соответствии с пунктами 11 и 12 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных приказом ФАС России от 27.05.2022 № 412/22 (далее - Методические указания), исходя из значения одноставочного тарифа, с учетом установленных тарифов в предыдущем периоде регулирования и соответствия средневзвешенного тарифа, дифференцированного по двум и трем зонам суток, одноставочному тарифу. Расчет тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в дневной (при установлении двухзонных тарифов) и пиковой зоне (при установлении трехзонных тарифов), осуществляется по формулам 12 и 18 Методических указаний с использованием прогнозных объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению, за исключением населения, указанного в пунктах 13 - 24 Методических указаний, по тарифам, дифференцированным по двум зонам суток (день, ночь) и трем зонам суток (пик, полупик, ночь). При этом прогнозные объемы электрической энергии (мощности), поставляемой населению Свердловской области, по двум зонам суток (день, ночь) и трем зонам суток (пик, полупик, ночь), сформированы с учетом пункта 6 разъяснений по применению тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области, утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23.12.2011 № 211-ПК, согласно абзацу третьему которого тарифы, установленные для ночной зоны, применяются в выходные и праздничные дни круглосуточно, что противоречит пункту 70 Основ ценообразования и приказу Федеральной службы по тарифам от 26.11.2013 № 1473-э «Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей».

Во исполнение Приказа Федеральной антимонопольной службой России от 28.12.2022 № 1053/22 Региональной энергетической комиссией Свердловской области 19.01.2023 приняты постановления № 4-ПК, которым признано утратившим силу Постановление РЭК Свердловской области от 23.12.2011 № 211-ПК «О применении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области» с изменениями, внесенными Постановлением РЭК Свердловской области от 18.12.2013 № 143-ПК, и № 5-ПК, которым установлены тарифы на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками, и приравненного к нему: одноставочный тариф: 3,61 руб./кВт.ч; одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток: дневная зона (пиковая и полупиковая) 4,21 руб./кВт.ч, ночная зона 2,00 руб./кВт.ч.

Из постановления № 5-ПК от 19.01.2023 следует, что тарифы данным постановлением установлены на 2023 год.

Согласно разъяснениям, данным Департаментом государственного жилищного и строительного надзора в Свердловской области в письме от 27.01.2023 № 29-01-65/3035, размер платы за коммунальную услугу электроснабжения за январь 2023 года рекомендовано определять исходя из тарифов, утвержденных постановлением № 5-ПК (л.д.18). Из этих же разъяснений следует, что при начислении платы за коммунальные услуги исполнителю надлежит обеспечить соблюдение требований ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в части недопущения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных Указом Губернатора Свердловской области от 28.11.2022 № 603-УГ «Об установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, на декабрь 2022 года и об установлении значений предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, на 2023 год», принятого в целях реализации указа Губернатора Свердловской области от 07.12.2018 № 658-УГ «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, на 2019-2023 годы»: - в период с 01.12.2022 по 31.12.2022 прирост платы за коммунальные услуги не должен превышать 9,5% (в муниципальных образованиях Каменск-Уральский городской округ и город Нижний Тагил - 11,1%) к уровню, сложившемуся в ноябре 2022 года; - в период с 01.01.2023 по 31.12.2023 прироста платы за коммунальные услуги не предусмотрено.

Из разъяснений, данных Департаментом государственного жилищного и строительного надзора в Свердловской области в письме от 07.02.2023 № 29-01-65/4381, следует, что потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию один из вариантов тарифа: одноставочный тариф или тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток (двухставочный или трехставочный). В настоящее время приборы учета электрической энергии запрограммированы на учет электроэнергии в выходные и праздничные дни круглосуточно по ночной зоне, то есть некорректно осуществляют распределение объема потребленного коммунального ресурса по зонам суток. Следовательно, при отсутствии перепрограммирования прибора учета электрической энергии расчет по показаниям таких приборов учета надлежит осуществлять по одноставочному тарифу. Собственникам надлежит самостоятельно с учетом экономической целесообразности определиться в необходимости перехода в расчетах платы за электрическую энергию с начисления по одноставочному тарифу на начисления по тарифам, дифференцированным по зонам суток. В случае принятии решения о необходимости расчетов платы по тарифам, дифференцированным по зонам (часам) суток, необходимо чтобы прибор учета электрической энергии был перепрограммирован (л.д.19).

Как установлено судом из материалов дела, 23.02.2023 в жилом доме истца по адресу: <адрес> , сетевой организацией ООО «УЭС» осуществлено перепрограммирование прибора учета СЕ 301, заводской , настроены суточные интервалы (дневной с 07-00 до 23-00, ночной с 23-00 до 07-00) с целью перехода на расчет платы за электрическую энергию по одноставочному тарифу, дифференцированным по двум зонам суток (л.д.56).

Согласно сведениям о начислениях по счету с марта 2023 года истцу Соболеву С.В. расчет платы за электрическую энергию производится на основании постановления № 5-ПК по одноставочному тарифу, дифференцированному по двум зонам суток: дневная зона (пиковая и полупиковая) 4,21 руб./кВт.ч, ночная зона 2,00 руб./кВт.ч (л.д.36).

Разрешая исковые требования истца Соболева С.В., следует отметить, что в спорный период времени с января по февраль 2023 года начисление истцу платы за электрическую энергию было произведено ответчиком Акционерным обществом «ЭнергосбыТ Плюс» по тарифам, установленным в постановлении № 5-ПК уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Региональной энергетической комиссией Свердловской области, данное постановление является действующим нормативным правовым актом, обязательным для исполнения, подлежащим применению в 2023 году, в том числе, как указал Департамент государственного жилищного и строительного надзора в Свердловской области в разъяснениях, и при начислениях платы за коммунальную услугу электроснабжения за январь 2023 года.

Так, положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утверждённым Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ, установлено, что РЭК Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен, РЭК Свердловской области устанавливает подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) в сфере электроэнергетики в соответствии с Федеральным законом.

Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области № 5-ПК являлось предметом спора по административному делу № 3а-399/2023 по административному иску Фарносовой Н.В. о признании нормативно-правового акта недействующим, рассмотренному Свердловским областным судом 18.05.2023.

Как следует из решения суда от 18.05.2023 по административному делу № 3а-399/2023, не вступившего в законную силу по состоянию на дату рассмотрения настоящего спора (л.д.67-71,72), 14.11.2022 Правительством Российской Федерации издано постановление № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 01.12.2022 по 31.12.2023 и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым предписано установить на 2023 год без календарной разбивки и ввести в действие с 01.12.2022 цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей; одной из особенностей при этом установлено использование годовых планируемых на 2023 год параметров для расчёта регулируемых цен (тарифов). Нормативные положения постановления № 5-ПК правомерно рассчитывались и устанавливались РЭК Свердловской области на весь 2023 год без календарной разбивки на первое и второе полугодия. Постановление № 5-ПК принято в соответствующей форме уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры принятия, введения в действие и опубликования.

Из решения суда от 18.05.2023 также следует, что из положений п.3 ст.24 Федерального закона и п.63 Основ ценообразования следует, что на розничных рынках электрической энергии государственное регулирование осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Методическими указаниями. Помимо прочих, государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей; такое государственное регулирование происходит в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов). Для Свердловской области решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) не принималось. Предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливает Федеральная антимонопольная служба (пункт 62 Основ ценообразования). Приказом № 733/22 для Свердловской области минимальный уровень тарифа установлен в размере 515 коп./кВтч (с НДС); максимальный уровень тарифа составляет 516 коп./кВтч (строка 56 таблицы 2). Именно в таком минимальном размере - 5 руб. 15 коп/кВтч (с НДС) в обжалуемом постановлении № 5-ПК (строка 1.1) органом тарифного регулирования (РЭК Свердловской области) и установлен (а фактически просто воспроизведён из нормативного правового акта Федеральной антимонопольной службы) одноставочный тариф для населения и приравненных к нему потребителей, за исключением потребителей, указанных в строках 2-5 (в точном соответствии с формой регламента № 196/22). Такое установление тарифа со стороны РЭК Свердловской области полностью соответствует требованиям и предписаниям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и ничему не противоречит. Пунктом 71 Основ ценообразования при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских и сельских населённых пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также населению, проживающему в сельских населённых пунктах в домах, не оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. РЭК Свердловской области такое решение принято - 28.11.2022 издано, в установленном порядке опубликовано постановление № 235-ПК; начиная с 01.12.2022 по 31.12.2023 понижающий коэффициент к тарифам на электрическую энергию для населения Свердловской области, проживающего в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и населения, проживающего в сельских населённых пунктах, установлен в размере 0,7. В соответствии с пунктом 19 Методических указаний тариф на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками и не оборудованных стационарными электроплитами, в пределах социальной нормы во втором полугодии i-го периода регулирования устанавливается в соответствии с формулой (44), включая НДС, то есть, в соответствии с этой формулой понижающий коэффициент, установленный РЭК Свердловской области в размере 0,7 умножается на тариф для населения, который установлен приказом ФАС России № 733/22, (0,7 * 5,15 = 3,61). Таким образом, одноставочный тариф в размере 3 руб. 61 коп., который установлен в строке 4.1, рассчитан в строгом и точном соответствии с положениями Методических указаний, а также с учётом особенностей тарифного регулирования на 2023 год, установленный в постановлении Правительства Российской Федерации № 2053. Фактически обжалуемый тариф представляет собой расчётную величину от исходного тарифа, установленного ФАС России, которая лишь максимально снижена и уменьшена на понижающий коэффициент, установленный РЭК Свердловской области. Расчёт одноставочного тарифа, дифференцированного по двум зонам суток (строка 4.2 приложения к постановлению № 5-ПК) также выполнен РЭК Свердловской области в строгом соответствии с Методическими указаниями. Нормотворческая деятельность регионального законодателя, в лице уполномоченного органа тарифного регулирования, реализованная в постановлении № 5-ПК, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В виду вышеприведенного суд находит несостоятельными доводы истца Соболева С.В. о нарушении при начислении ответчиком Акционерным обществом «ЭнергосбыТ Плюс» платы за электрическую энергию постановления Правительства Российской Федерации № 2053 от 14.11.2023.

Письменными доказательствами в материалах дела подтверждено, что суточные интервалы прибора учета истца СЕ 301, заводской , с целью перехода на расчет платы за электрическую энергию по одноставочному тарифу, дифференцированному по двум зонам суток, настроены только 23.02.2023 (л.д.56), с заявлением о смене тарифа электрической энергии, приложив акт перепрограммирования, истец обратился к ответчику 02.03.2023 (л.д.55), из чего следует вывод о том, что в период с января по февраль 2023 года при том, что фактический объем потребленной энергии верно учтен прибором учета потребленной электрической энергии, тарифное расписание прибора учета в доме истца было настроено не правильно. В связи с этим, вопреки доводам истца, ответчиком Акционерным обществом «ЭнергосбыТ Плюс» законно и обоснованно в спорный период с января по февраль 2023 года применялся одноставочный тариф, не дифференцированный по двум зонам суток, при отсутствии правильно настроенного тарифного расписания прибора учета применение в расчетах двузонных тарифов недопустимо, так как в соответствии с пунктами 5.10, 9.5 ГОСТ 31818.11-2012, пунктом 5.1.2 ГОСТ 2.601 в (многотарифных) счетчиках должно быть запрограммировано правильное расписание.

С учетом установленных фактических обстоятельств и норм действующего законодательства в удовлетворении исковых требований Соболева С.В. к Акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконными действий по начислению платы за электрическую энергию, возложении обязанности произвести начисление платы следует отказать.

Согласно ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решением по заявленным истцом исковым требованиям. Иных исковых требований в рамках настоящего гражданского дела истцом не заявлено.

Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, обе стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст.12,35,56,57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Соболева Сергея Васильевича к Акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконными действий по начислению платы за электрическую энергию, возложении обязанности произвести начисление платы - оставить без удовлетворения.

Стороны и другие лица, участвующие в деле, вправе подать на решение апелляционную жалобу в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Березовский городской суд Свердловской области.

Председательствующий судья: п/п К.С. Аникина

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

2-1038/2023 ~ М-610/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Соболев Сергей Васильевич
Ответчики
АО "ЭнергосбыТ Плюс"
Другие
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
Суд
Березовский городской суд Свердловской области
Судья
Аникина Ксения Сергеевна
Дело на сайте суда
berezovsky--svd.sudrf.ru
26.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2023Передача материалов судье
03.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.05.2023Предварительное судебное заседание
28.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
04.08.2023Судебное заседание
10.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее