№ 2-1059/2022
10RS0011-01-2021-023121-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2022 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Балицкой Н.В., при секретаре Толоконниковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Айдынян Е. Н. к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Карелия, об учете периодов работы,
установил:
Айдынян Е.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Карелия о включении периодов работы в ГБУЗ РК «Родильный дом им. Гуткина К.А.» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении; периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в стаж работы в районах Крайнего Севера. Исковые требования мотивированы тем, что истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа в досрочном назначении страховой пенсии по старости было отказано в связи с недостаточностью стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. Истец указывает, что необоснованно не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда она работала в должности «медсестры-анестезиста» в «Отделении анестезии-реанимации» в ГБУЗ «Родильный дом им.Гуткина К.А.», поскольку неправильное оформление документации не может являться основанием для исключения периодов из специального стажа. Истец также считает, что пенсионным органом необоснованно в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были включены донорские дни ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в данные периоды за истцом сохранялось место работы, средняя заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, истец считает, что необоснованно не включены в стаж иные спорные периоды работы ввиду отсутствия сведений об индивидуальном (персофиницированном) учете в отношении данных периодов. В данном случае, по мнению истца, позиция пенсионного органа необоснованна, поскольку неисполнение работодателем возложенных на него законом обязанностей, не может являться основанием для лишения права на получение пенсии.
Истец в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представитель истца адвокат Яковлева О.Л., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и заявлении.
Представитель ответчика Маркина Е.В. в судебном заседании иск не признала, указывая на то, что решение пенсионного органа было принято в соответствии с действующим законодательством со ссылкой на доводы, изложенные в решении.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ГБУЗ РК «Родильный дом им. Гуткина К.А.» в судебное заседание своего представителя не направило, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом.
Выслушав объяснения, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Законом сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям гражданам, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В силу части 4 статьи 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление № 665).
Пунктами 1 и 3 Постановления № 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее Постановление № 781).
В выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий, должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, а с 14 ноября 2002 г. - в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Согласно пункту 6 Правил, утвержденных Постановлением № 781, работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3). Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы (пункт 5).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Из представленных доказательств (копия трудовой книжки) следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет лечебную деятельность, работая в ГБУЗ РК «Родильный дом им. Гуткина К.А.» в должности «медицинской сестры-анестезиста» в отделении анестезиологии и реанимации.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № № истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Ответчиком при решении вопроса о праве истца на досрочное назначение пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда она работала в должности «медецинской сестры-анестезиста» в «Отделении анестезии-реанимации» в ГБУЗ РК «Родильный дом им. Гуткина К.А.» были исчислены в календарном порядке, т.к. указанные подразделения не предусмотрены Перечнем.
Вместе с тем, отказ ответчика об исчислении вышеуказанных периодов работы в льготном порядке, является необоснованным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 был утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев.
В данном перечне в числе наименований структурных подразделений указаны отделения анестезиологии-реанимации, а в числе наименований должностей - должности медицинских сестер-анестезистов.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применялся и при ранее установленном правовом регулировании данных отношений.
Так, исчисление специального стажа предусматривалось для медицинских сестер-анестезистов, медицинских сестер отделений анестезиологии-реанимации, отделений реанимации и интенсивной терапии Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (п.3), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066. Данные правила действовали в период работы истца в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации.
Как следует из представленных документов, Айдынян Е.Н. в спорный период работала в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезии –реанимации, впоследствии названного «Отделение анестезиологии и реанимации» - согласно Положению о данном отделении, принятого решением собрания трудового коллектива от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что в данном случае действия работодателя по неправильному отражению сведений в первичных документах, не должны ущемлять прав истца на получение пенсии, т.к. из представленных документов следует, что истец в спорный период осуществлял лечебную деятельность в должности медицинской сестры-анестезиста соответствующего подразделения без изменений функциональных обязанностей.
Соблюдая принцип правовой определенности, согласно которому при применении того или иного нормативного акта участник правоотношений должен не только однозначно понимать норму права, но и предвидеть последствия своего поведения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2012 года № 25-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 1999г. № 4-О и от 5 февраля 2004г. №78-О), суд принимает во внимание аналогичный подход. Примененный при разрешении иска Таэль Х.П. к пенсионному органу (дело № №, Петрозаводский городской суд РК). Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, за истцом было признано право на включение специальный стаж для назначения пенсии периода работы в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.г. в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезии и реанимации.
С учетом изложенных обстоятельств указанный спорный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности в льготном порядке.
Таким образом, исковые требования в отношении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
При этом надлежащим ответчиком суд считает пенсионный орган, поскольку отказ данного органа во включении спорного периода в стаж работы не был обусловлен отсутствием данных индивидуального (персонифицированного) учета со стороны работодателя, а мотивирован исключительно несовпадением наименования структурного подразделения с названием, используемым законодателем. Суд также учитывает, что согласно представленным в материалы дела документам первоначально работодатель представил сведения о спорном периоде, как о подлежащем включению в стаж с особыми условиями труда, однако впоследствии был вынужден внести коррективы, выполняя требования пенсионного органа, указанные в Уведомлении № № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении ошибок и (или) несоответствии между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда РФ. Так, в данном Уведомлении в отношении спорного периода указано на то, что «наименование отделения не предусмотрено списком работ, профессий, должностей для досрочного назначения пенсий».
Также пенсионным органом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не был включен день – ДД.ММ.ГГГГ, который согласно справке работодателя от ДД.ММ.ГГГГ № № согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ являлся донорским днем.
Суд считает действия пенсионного органа по не включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанного дня незаконными по следующим основаниям.
В силу ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и её компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Согласно Закону РФ от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов», действовавшему на указанную дату, донорство крови и её компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья; донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
С учетом системного толкования приведенных выше положений законодательства, день сдачи крови, засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку в эти дни за работником сохраняется средний заработок.
Поскольку спорный день имел место в период работы в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации, следовательно, ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в специальный стаж работы.
Относительно включения в специальный стаж работы другой даты - ДД.ММ.ГГГГ оснований не имеется, так как вопреки доводам истца, в названную дату Айдынян Е.Н. был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, справка работодателя от ДД.ММ.ГГГГ № №), а по Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №№, в стаж на соответствующих видах работ не включаются периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы.
Как следует из решения пенсионного органа об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии, сведения индивидуального (персонифицированного) учета о периодах работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представлены страхователем без указания на факт работы в льготном порядке ввиду особых условий труда (лечебная деятельность, работа, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, срок представления сведений в отношении периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на момент вынесения пенсионным органом решения, равно как и на момент подачи иска не наступил.
Законом предусмотрен способ подтверждения сведений о специальном страховом стаже работника после его регистрации в качестве застрахованного лица, а именно: выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 г. № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Из разъяснений, содержащихся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», далее - Федеральный закон № 173-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истец зарегистрирована в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ДД.ММ.ГГГГ.
Работодатель истца – ГБУЗ РК «Родильный дом имени Гуткина К.А.» представил сведения индивидуального (персонифицированного) учета по лицевому счету застрахованного лица Айдынян Е.Н. за спорные периоды, определив их по своему усмотрению, что исключает в данном случае претензии к пенсионному органу, со стороны которого отсутствуют действия, нарушающие права истца.
Более того, на дату вынесения решения пенсионным органом и на момент подачи иска срок предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не наступил (контрольная дата - ДД.ММ.ГГГГ), на момент рассмотрения настоящего гражданского дела по существу такие сведения представлены, характеристики спорного периоды работы также определены работодателем самостоятельно.
Соответствующие требования о предоставлении пенсионному органу достоверных, по мнению истца, сведений могут предъявлены к работодателю, с последующим разрешением вопроса об учете таких сведений пенсионным органом в стаж работы на определенных условиях. Поскольку такое требование означает самостоятельные (в отношении рассматриваемого искового заявления) и предмет, и основание иска, в рамках настоящего дела такой спор рассмотрению не подлежит – в силу прямого запрета на одновременное изменение основания и предмета исковых требований (ст. 39 ГПК РФ).
С учетом изложенного исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.
На основании ст. 98 ГПК РФ следует взыскать с ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Карелия в пользу Айдынян Е.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Карелия учесть Айдынян Е. Н. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в льготном порядке исчисления стажа работы периоды работы в ГБУЗ РК «Родильный дом им. Гуткина К.А.» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Карелия в пользу Айдынян Е. Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Балицкая Н.В.
Мотивированное решение составлено 28.03.2022