Судья: Лапшина З.Р. дело N 33а-4552/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А. и Роменской В.Н.
с участием помощника прокурора Никитиной Е.С.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
N 2а-1207/2023 по апелляционной жалобе Головчан А.С. решение Советского районного суда г.Самара Самарской области от 16 февраля 2023 г., которым удовлетворено административное исковое заявление ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области об установлении в отношении Головчан А.С. административного надзора.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., административного ответчика Головчана А.С., поддержавшего апелляционную жалобу, заключение прокурора Никитиной Е.С., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
начальник ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Головчан А.С., указав, что в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области отбывает наказание Головчан А.С. осужденный ДД.ММ.ГГГГ г. Кировским районным судом г. Самары по <данные изъяты> УК РФ (приговор от ДД.ММ.ГГГГ г. и постановление от ДД.ММ.ГГГГ г.), к <данные изъяты> месяцам лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
Конец срока отбывания наказания – ДД.ММ.ГГГГ г.
С учетом уточнений просил установить в отношении Климентьева М.А. административный надзор сроком на <данные изъяты> лет со следующими административными ограничениями: являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту своего жительства, пребывания или фактического нахождения два раз в месяц.
Решением Советского районного суда г.Самара от 16 февраля 2023 г. уточненное административное исковое заявление удовлетворено (л.д. 42-47).
В апелляционной жалобе Головчан А.С. просит решение суда отменить, полагает установленные срок административного надзора и количество явок на регистрацию, подлежат снижению (л.д. 52).
Рассмотрев материалы административного дела, заслушав объяснения административного ответчика, заключение прокурора и обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 2 Федерального закона от 6 апреля 2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Из пункта 2 части 2 статьи 3 Закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"следует, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Срок административного надзора исчисляется в отношении указанных лиц со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно статье 4 Федерального закона от 6 апреля 2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Из материалов дела следует, что Головчан А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден приговором Кировского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г. по <данные изъяты> УК РФ (приговор от ДД.ММ.ГГГГ г. с учетом постановления от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 10-19), к <данные изъяты> лишения свободы в исправительной колонии особого режима, в действиях Головчан А.С. установлен особо опасный рецидив преступлений (л.д. 20-24).
Головчан А.С. отбывал наказание в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области.
Апелляционным постановлением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ г. Головчан А.С. условно-досрочно освобожден от наказания, назначенного приговором Кировского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г. на неотбытый срок <данные изъяты> дня.
После освобождения ДД.ММ.ГГГГ г. проживает по адресу<адрес> срок УДО на дату апелляционного рассмотрения истек.
Исходя из пункта "г" части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В силу приведенных правовых норм и с учетом, установленных по административному делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 3 и пунктом 2 части 1 статьи 5 приведенного федерального закона оснований для установления административного надзора в отношении Головчан А.С., имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, на срок 8 (восемь) лет.
При разрешении вопроса об установлении Головчан А.С. административных ограничений районным судом учтены данные характеризующие личность Головчан А.С., а также обстоятельства совершения преступления, за которые он отбывает наказание, поведение в местах лишения свободы, его удовлетворительную характеристику за период отбывания наказания в местах лишения свободы, наличие <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д. 7-8).
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав надлежащую оценку представленным доказательствам.
Административное ограничение в виде явки поднадзорного лица в орган внутренних дел для регистрации по месту жительства, пребывания, фактического нахождения <данные изъяты> раза в месяц, установленное в отношении Головчан А.С. определено судом в соответствии с положениями части 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с учетом обстоятельств дела, тяжести совершенного преступления, личности осужденного, его поведения, как до совершения преступления, так и в период отбывания наказания, с учетом характеристики, представленной администрацией исправительного учреждения.
Количество раз в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (два раза в месяц), определено судом в допустимых пределах (от одного до четырех раз в месяц) и с учетом указанных выше обстоятельств дела, является разумным.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с приведенными выводами.
Вопреки приведенным выше требованиям закона, административный ответчик в обоснование своих доводов не предоставил судам доказательств чрезмерности ограничения его прав и законных интересов вследствие установления вышеназванных административных ограничений, предположения о таковых не могут быть приняты во внимание.
Каких-либо данных о том, что установленные судом административные ограничения нарушают его права, материалы дела не содержат, они применены с учетом образа жизни, характеристики административного ответчика и обстоятельств совершенных им преступлений.
Наличие <данные изъяты> хронических заболеваний у поднадзорного лица не является обстоятельством, исключающим установление в отношении него административного надзора. Установленное Головчану А.С. административное ограничение не является препятствием к его лечению.
Судебная коллегия приходит к выводу, что административное ограничение, установленное судом, соответствует положениям статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Срок административного надзора установлен в соответствии с положением п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Вопреки доводам жалобы Головчан А.С. о проявленной судом в отношении него необоснованной суровости административный надзор не является повторным наказанием и согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного закона преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из смысла вышеприведенной нормы следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г.Самара Самарской области от 16 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Головчан А.С. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Определение в мотивированной форме принято ДД.ММ.ГГГГ г.
Председательствующий
Судьи