Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3548/2023 ~ М-2016/2023 от 10.04.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2023 года г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи      Артеменко А.В.,

при секретаре      Батырбековой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3548/2023 по исковому заявлению Ковалёва Н.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, третье лицо УФСИН России по ХМАО-Югре, о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, включении периодов работы в страховой и специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Ковалёва Н.С. обратилась в суд с указанным исковым заявлением. В обоснование требований указано, что 30 ноября 2022 года она обратилась к ответчику с заявлением о корректировке сведений индивидуального персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет за период с 01.02.2002 года по 22.02.2008 года, с 11.08.2008 года по 10.09.2009 года. Решением от 24.01.2023 года внесены корректировки в отношении периодов «военная служба и другая, приравненная к ней», стаж 20 лет 4 месяца 0 дней. 30 ноября 2022 года она также обратилась с заявлением о досрочном назначении пенсии, предоставив полный пакет документов лично 02.12.2023 года. Факт занятости на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня, для зачета соответствующих периодов работы в специальный стаж, подтверждающийся справкой, выданной администрацией УФСИН России по ХМАО-Югре г.Сургута, а также записями в трудовой книжке. Решением от 15 марта 2023 года ей было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия перечислений в СФР работодателем страховых взносов; страховой стаж составляет 14 лет 07 месяцев 06 дней, с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2П – 18 лет 00 месяцев 03 дня; стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 12 лет 04 месяца 29 дней; стаж по ст.30.1.17 (осужд) 00 лет 00 месяцев 00 дней. С решением ответчика он не согласна, поскольку в страховой стаж наравне в периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». Также постановлением Правительства РФ № 85 от 03.02.1994 года утвержден Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда. Просит признать незаконным решение ответчика от 15 марта 2023 года об отказе в установлении истцу досрочной страховой пенсии по старости; обязать включить в страховой и специальный (работа с сужденными) стаж периоды с 01.02.2002 года по 22.02.2008 года, с 11.08.2008 года по 10.09.2009 года в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; обязать ответчика назначить ей пенсию со дня первоначального обращения.

Истец Ковалёва Н.С. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика по доверенности Шарипова Ч.Р. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, поскольку в спорные периоды истец служила по контракту и данные периоды подлежат зачету в общий, но не специальный стаж, право на досрочную страховую пенсию истец не имеет даже при условии зачета спорного периода в специальный (работа с осужденными) стаж.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании материалами дела, а именно архивной справкой, уточняющей стаж работы, выданной УФСИН России по ХМАО-Югре от 18 мая 2018 года, установлено, что Ковалёва Н.С. работала полный рабочий день в ИК-15 УИН МЮ РФ ХМАО, расположенном в г. Нижневартовск ХМАО-Югры (севернее 60* северной широты), в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в должностях: с 01.02.2002 года по 01.05.2002 года стажер по должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ИК-15 УИН МЮ РФ ХМАО (Приказ о назначении от 01.02.2002 года ); с 01.05.2002 года по 04.06.2007 года младший инспектор группы надзора отдела безопасности ИК-15 УИН МЮ РФ ХМАО (Приказ о назначении от 26.04.2002 года ); с 04.06.2007 года по 09.01.2008 года младший инспектор 2 категории группы надзора отдела безопасности ФГУ Учреждение ИР-9915 УФСИН России ХМАО (Приказ о назначении от 04.06.2007 года ); с 09.01.2008 года по 22.02.2008 года инспектор по проверке и доставке писем оперативного отдела ФГУ Учреждение ИР-9915 УФСИН России ХМАО (Приказ о назначении от 09.01.2008 года ); с 22.02.2008 года уволена из уголовно-исполнительной системы по пункту «А» статьи 58 (по собственному желанию) Положения о службе ОВД РФ (Приказ ФГУ Учреждение ИР-9915 УФСИН России ХМАО от 20.02.2008 года ); с 11.08.2008 года по 15.06.2009 года инспектор по проверке и доставке писем оперативного отдела ФГУ Учреждение ИР-9915 УФСИН России ХМАО (Приказ о назначении от 11.08.2008 года л/с); с 15.06.2009 года по 10.09.2009 года зачислена в распоряжение ФГУ Учреждение ИР-9915 УФСИН России ХМАО (Приказ о назначении от 15.06.2009 года ); с 10.09.2009 года уволена из уголовно-исполнительной системы по пункту «Е» статьи 58 (по сокращению штатов) Положения о службе ОВД РФ (Приказ ФГУ Учреждение ИР-9915 УФСИН России ХМАО от 10.09.2009 года ); с 13.09.2004 года по 12.02.2007 года представлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.

Выписками из соответствующих приказов подтверждается, что Ковалёва Н.С. в спорный период проходила службу в учреждении уголовно-исполнительной системы по контракту, ей присваивались специальные звания рядового и младшего начальствующего состава: 26.04.2002 года – рядовой внутренней службы, 12.05.2003 года – младший сержант внутренней службы, 24.12.2004 года – сержант внутренней службы, 28.04.2006 года – старший сержант внутренней службы.

В судебном заседании материалами дела установлено, что 30 ноября 2022 года Ковалёва Н.С. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (работа с осужденными).

Решением от 24 января 2023 года внесены корректировки в индивидуальный лицевой счет Ковалёва Н.С. спорные периоды работы с 01.02.2002 года по 22.02.2008 года, с 11.08.2008 года по 10.09.2009 года учтены как «военная служба и другая, приравненная к ней служба (кроме военной службы по призыву)», что отражено в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 25 января 2023 года.

Таким образом, спорные периоды были зачтены ответчиком в общий страховой стаж Ковалёвой Н.С., в связи с чем аналогичное требование последней безосновательно, заявлено излишне и удовлетворению не подлежит.

Решением от 15 марта 2023 года Ковалёва Н.С. <дата> года рождения, отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, в связи с отсутствием требуемого страхового и специального (ОСУЖД.) стажа и возраста, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Указано, что Ковалёва Н.С. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 29 декабря 1998 года. В спорный период Ковалёва Н.С. находилась на службе в уголовно-исполнительной системе, страховые взносы в СФР работодателем не уплачивались.

По представленным документам стаж Ковалёва Н.С. на дату подачи заявления 30 ноября 2022 гола составил: страховой стаж – 14 лет 07 месяцев 06 дней, с учетом постановления Конституционного суда от 29 января 2004 года №2П – 18 лет 00 месяцев 03 дня; стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 12 лет 04 месяца 29 дней, стаж по ст. 30.1.17 (ОСУЖД.) – 00 лет 00 месяцев 00 дней.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 упомянутого Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, были предусмотрены и действовавшим до 1 января 2015 г. Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подп. 17 п. 1 ст. 27 этого закона, далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. (В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» такая же норма содержалась в п. 1 ст. 10).

Частью 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).

В целях реализации положений ст. 30 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

Подпунктом "к" п. 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее - Список от 3 февраля 1994 г. № 85).

Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются инспекторы, старшие инспекторы и т.д. (п. 2), постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными.

К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему (ч. 1 ст. 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. имеют, в частности, женщины по достижении возраста 50 лет при условии занятости их не менее 10 лет на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, то есть лица, не являющиеся сотрудниками уголовно-исполнительной системы и не имеющие специальных званий.

Разрешая спор, суд исходит из того, что в спорный период с 01 февраля 2002 года по 22 февраля 2008 года и с 11 августа 2008 года по 10 сентября 2009 года Ковалёва Н.С. проходила службу в учреждении уголовно-исполнительной системы, имела специальное звание сержанта (младшего, старшего) внутренней службы и, соответственно, не относилась к категории рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Ошибочна и ссылка истца на положения подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которой период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, приведенная в обоснование доводов о включении спорного периода службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 действующего в настоящее время Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

При этом периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 этого федерального закона (часть 2 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В статье 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11).

В действующем до 1 января 2015 г. Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» аналогичные нормы содержались соответственно в статье 11 и в статье 10.

Исходя из приведенных норм права периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы, выполняемой гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежат зачету в общий страховой стаж, а не в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав за лицами, проходившими военную и приравненную к ней службу, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и иной деятельности, указанные в статье 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 г. № 605-О-О).

Таким образом, положения части 1 статьи 12 действующего в настоящее время Федерального закона «О страховых пенсиях», так же как и положения подпункта 1 пункта 1 статьи 11 действовавшего до 1 января 2015 г. Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не допускают возможности включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по нормам этих законов, периодов прохождения военной службы, в том числе приравненной к ней службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Ковалёва Н.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, третье лицо УФСИН России по ХМАО-Югре, о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, включении периодов работы в страховой и специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд.

Судья                                   А.В. Артеменко

2-3548/2023 ~ М-2016/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ковалёва Наталья Сергеевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО-Югре
Другие
УФСИН России по ХМАО-Югре
Суд
Нижневартовский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Артеменко А.В.
Дело на странице суда
vartovgor--hmao.sudrf.ru
10.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2023Передача материалов судье
11.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2023Подготовка дела (собеседование)
17.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2023Судебное заседание
18.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее