Дело № 2-342/2023
УИД 60RS0005-01-2023-000587-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 июля 2023 года гор. Великие Луки
Великолукский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Антоненковой И.В.
при секретаре Даныш Н.Н.,
с участием заместителя прокурора Великолукского района Псковской области Андреева Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Великолукского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Великолукского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления в границах кадастрового квартала 60:02:0150110 на территории сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района в близи СНТ «Дубки» (географические координаты 52,2121964, 30,5080428).
В обоснование иска указал, что прокуратурой района по обращению ФИО проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления. Нормами действующего федерального и регионального законодательства обязанность по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на землях, право собственности на которые не разграничено, в случае неустановления собственника отходов, возлагается на органы местного самоуправления. Как показала проверка, проведенная прокуратурой района 02.06.2023 с выездом на место, в границах кадастрового квартала 60:02:0150110 на территории сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района вблизи СНТ «Дубки» (географические координаты 52,2121964, 30,5080428) расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Отходы расположены непосредственно на почве. Мер к ликвидации указанной свалки органами местного самоуправления вопреки требованиям закона не предпринимается. Ответ администрации сельского поселения «Пореченская волость» на запрос прокуратуры не содержит сведений о планируемых сроках и перечне мероприятий, которые будут проведены в целях устранения нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
Заместитель прокурора Великолукского района Андреев Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по указанным в иске основаниям, суду пояснил, что до настоящего времени свалка на территории сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района не ликвидирована.
Представитель ответчика Администрации сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района в суд не явился. Извещены о месте и времени судебного заседания. В отзыве на исковое заявление просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, принятие решения оставляют на усмотрение суда.
Заслушав заместителя прокурора Великолукского района Андреева Е.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст.1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п.2 ст.21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.22).
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п.4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст, территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.
Как следует из содержания раздела II санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, накопление отходов вне специально оборудованных контейнерных площадок, в том числе накопление и размещение их на почве не предусмотрено.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Статьей ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно п.2 ст.1 Закона Псковской области от 10.12.2014 №1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Псковской области закрепляются следующие вопросы местного значения: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В частности, в соответствии с пунктом 19 части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно примечанию к п.7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац восьмой статьи 42 этого же кодекса).
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
По смыслу приведенной нормы в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора (п. п. 16 - 18).
Так, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пп. "а"); уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пп. "б").
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. Следовательно, полномочия регионального оператора не распространяются на земли общего пользования. В указанных актах речь идет о ликвидации свалок региональным оператором на землях, находящихся в частной собственности после отказа собственника от выполнения соответствующего требования.
В соответствии с вышеприведенными нормами действующего законодательства обязанность по организации ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на землях, право собственности, на которые не разграничено, если собственник отходов не установлен, лежит на органах местного самоуправления.
В судебном заседании установлено следующее.
На основании заявления ФИО проведена 02.06.2023 заместителем прокурора Великолукского района Андреевым Е.В. проверка с выездом на место, которая показала, что в границах кадастрового квартала 60:02:0150110 на территории сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района вблизи СНТ «Дубки» (географические координаты 52,2121964, 30,5080428) расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Отходы расположены непосредственно на почве.
К акту проведенной проверки приложена фотография несанкционированной свалки, на которой видно, что отходы расположены в лесной местности, непосредственно на почве.
02 июня 2023 года главе сельского поселения «Пореченская волость» заместителем прокурора Великолукского района было направлено письмо, в котором предлагалось сообщить о возможности силами администрации сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку.
В ответ на письмо заместителем прокурора Великолукского района глава сельского поселения «Пореченская волость» Н.А. Удовиченко сообщила, что в связи с отсутствием финансовой возможности незамедлительно ликвидировать свалку силами Администрации сельского поселения вблизи д.Урицкое и СНТ «Дубки» не представляется возможным.
Ответчиком, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, доказательств принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки суду не представлено.
Срок, предлагаемый прокурором для ликвидации несанкционированной свалки, судом признается достаточным для организации выполнения соответствующих работ.
Учитывая изложенное, а также отсутствие возражений по существу иска со стороны ответчика, суд удовлетворяет требования прокурора Великолукского района.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Великолукского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения «Пореченская волость» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления в границах кадастрового квартала 60:02:0150110 на территории сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района в близи СНТ «Дубки» (географические координаты 52,2121964, 30,5080428).
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Великолукский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья И.В. Антоненкова
Копия верна. Судья И.В. Антоненкова