66RS0020-01-2021-000902-98
Дело № 2-782/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2022 года пгт. Белоярский
Белоярский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Букатиной Ю.П..,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вострецовым С.А.,
с участием представителя процессуального истца – помощника Белоярского межрайонного прокурора Лыткиной Е.О., представителя ответчика муниципального автономного общеобразовательного учреждения “Белоярская средняя общеобразовательная школа <номер>” Хмелевой С.Г., представителя ответчика муниципального казенного учреждения Белоярского городского округа "Управление образования Белоярского городского округа" Грозных Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белоярского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению “Белоярская средняя общеобразовательная школа <номер>”, КУМИ администрации Белоярского городского округа, Администрации Белоярского городского округа, МКУ Белоярского городского округа “Управление образования Белоярского городского округа” об обязании к совершению действий.
установил:
Белоярский межрайонный прокурор (далее – прокурор) обратился в суд с иском, в котором просит возложить на муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Белоярская средняя общеобразовательная школа <номер>” (далее – МАОУ “Белоярская СОШ <номер>”) обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в занимаемом здании, расположенном по адресу: <адрес>-3, <адрес>а:
- оборудовать объект охранной сигнализацией;
- разработать план эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте в случае получения информации или о совершении террористического акта;
- оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой экстренного оповещения работников, обучающихся о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- организовать на объекте пропускной и внутриобъектовый режимы путем организации физического поста охраны силами частного охранного предприятия;
- осуществить капитальный ремонт ограждения объекта в соответствии с СанПин 2.<дата>.7802;
- установить в помещении для охраны систему видеонаблюдения, охранную и тревожную сигнализацию.
В целях выполнения указанных мероприятий возложить на комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа (далее – КУМИ Администрации БГО) и Администрацию Белоярского городского округа (далее – Администрация БГО) обязанность по выделению финансирования МАОУ “Белоярская СОШ <номер>”, расположенному по адресу: <адрес>-3, <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что Белоярской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности МАОУ “Белоярская СОШ <номер>”. В ходе проверки установлено, что МАОУ “Белоярская СОШ <номер>” осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом начальника Управления образования Администрации Белоярского городского округа от <дата> <номер>, в соответствии с которым собственником имущества МАОУ “Белоярская СОШ <номер>” является муниципальное образование Белоярский городской округ. Полномочия собственника имущества осуществляет КУМИ Администрации БГО. Согласно акту обследования инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности объекта здание МАОУ “Белоярская СОШ <номер>”, расположенное по адресу: <адрес>-3, <адрес>, относится к третьей категории опасности, при этом вопреки требования нормативно-правовых актов в области противодействия терроризму здание МАОУ “Белоярская СОШ <номер>”, не оборудовано охранной сигнализацией, не разработан план эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте в случае получения информации или о совершении террористического акта, объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой экстренного оповещения работников, обучающихся о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайно ситуации, не организован пропускной и внутриобъектовый режимы путем организации физического поста охраны силами ЧОП, не осуществлен капитальный ремонт ограждения в соответствии с СанПин 2.<дата>.7802, в помещении для охраны не установлена система видеонаблюдения, охранная и тревожная сигнализация, в результате чего нарушаются права обучающихся на безопасное пребывание в данном учреждении, создается угроза их жизни и здоровью.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Лыткина Е.О. поддержала заявленные требования в части осуществления капитального ремонта ограждения объекта в соответствии с СанПин 2.<дата>.7802, оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией либо системой экстренного оповещения работников, обучающихся о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Пояснила, что часть требований была выполнена или выполнение заявленных требований более не требуется.
В судебном заседании представитель ответчика МАОУ “Белоярская СОШ <номер>” исковые требования признала частично. Пояснила, что план эвакуации разработан, выделены средства, заключен договор, требование будет выполнено до <дата>. Работы по ремонту ограждения длятся с 2018 года, найдена подрядная организация, при поступлении средств из бюджета будет заключен договор. Необходимость выполнения остальных требований в настоящее время отсутствует.
В письменном отзыве представителя ответчика МКУ Белоярского городского округа “Управление образования Белоярского городского округа” указано, на основании Постановления правительства РФ от <дата> <номер> “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов Минпросвещения”, МАОУ “Белоярская СОШ <номер>” присвоена третья категория опасности. В ходе проведенных комиссионных обследований объекта образования МАОУ “Белоярская СОШ <номер>” установлена четвертая категория опасности. В настоящее время паспорт безопасности находится на согласовании. Сроки исполнения всех мероприятий – два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом и с учетом четвертой категории антитеррористической защищенности должны быть исполнены не позднее <дата>.
В судебном заседании представитель ответчика МКУ Белоярского городского округа “Управление образования Белоярского городского округа” исковые требования признала частично. Просила предоставить больше времени для устранения недостатков.
Представитель ответчика Администрации БГО, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства – по электронной почте, а также путем размещения информации на официальном сайте Белоярского районного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил письменный отзыв, в котором указал, что МКУ Белоярского городского округа “Управление образования Белоярского городского округа” было создано на основании Постановления Главы Белоярского городского округа <номер> от <дата> и является главным получателем и распорядителем бюджетных средств для обеспечения уставной деятельности МАОУ “Белоярская СОШ <номер>”.
Представитель ответчика КУМИ Администрации БГО, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства – по электронной почте, а также путем размещения информации на официальном сайте Белоярского районного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил письменный отзыв, в котором указал аналогичные доводы, изложенные в отзыве представителя Администрации БГО.
Учитывая сведения о надлежащем извещении всех лиц, участвующих в деле, и заявленное представителем ответчика ходатайство, на основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской округа Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков Администрация БГО, КУМИ Администрации БГО.
Заслушав пояснения представителя процессуального истца и представителей ответчиков МАОУ “Белоярская СОШ <номер>” и МКУ Белоярского городского округа “Управление образования Белоярского городского округа”, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на следующих принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года <номер> утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования – МАОУ “Белоярская СОШ <номер>”.
Пунктом 24 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года <номер>, предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Пунктом 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года <номер>, предусмотрено в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
Пунктом 32 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года <номер> предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года <номер> прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
Анализируя содержание Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года <номер>, суд приходит к выводу о необходимости физического присутствия сотрудников охранных организаций в зданиях образовательных учреждений. Иные, не требующие физического присутствия сотрудников охранных организаций мероприятия, указаны в п. 24 указанного Постановления, а мероприятия, указанные в п. 25 данного Постановления, являются дополнительными; необходимость их осуществления обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.
При этом в силу п. 17 Постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года <номер> пп. «б» п. 25, признающего такое присутствие обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокурор указывает, что в ходе проверки выявлены следующие нарушения требований антитеррористической безопасности: необходимо осуществить капитальный ремонт ограждения объекта в соответствии с СанПин 2.<дата>.7802, оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией либо системой экстренного оповещения работников, обучающихся о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В подтверждение факта наличия указанных нарушений прокурор ссылается на акт обследования инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения, в котором указано на необходимости проведения следующего мероприятия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года <номер>: необходимо осуществить капитальный ремонт ограждения объекта в соответствии с СанПин 2.<дата>.7802, оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией либо системой экстренного оповещения работников, обучающихся о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Также прокурор обосновывает свои требования сведениями, содержащимися в письмах (ответах) Администрации БГО от 04 октября 2021 года <номер>, согласно которым в МАОУ “Белоярская СОШ <номер>” выявлены следующие нарушения: необходимо осуществить капитальный ремонт ограждения объекта в соответствии с СанПин 2.<дата>.7802, оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией либо системой экстренного оповещения работников, обучающихся о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Ответчики не оспаривают факт наличия нарушений требований антитеррористического законодательства в виде необходимости осуществить капитальный ремонт ограждения объекта в соответствии с СанПин 2.<дата>.7802, оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией либо системой экстренного оповещения работников, обучающихся о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Таким образом, указанные факты нашли свое подтверждение, исходя из представленных доказательств, в связи с чем исковые требования в части возложения обязанности по их устранению и финансированию их устранения подлежат удовлетворению.
Факт наличия нарушения в виде необходимости осуществить капитальный ремонт ограждения объекта в соответствии с СанПин 2.<дата>.7802, оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией либо системой экстренного оповещения работников, обучающихся о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации представители ответчиков не оспаривают, указывают о готовности устранить недостатки при получении финансирования, просят увеличить срок для исполнения требований.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Таким образом, оценивая баланс публичных и частных интересов, принимая во внимание необходимость обеспечения безопасности учащихся, а также учитывая, что решение суда должно быть исполнимым, суд считает, что до <дата> обеспечивает реальную возможность совершения всего комплекса действий, направленных на исполнение возложенной решением суда обязанности в определенный судом промежуток времени.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ “░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>”, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ “░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░” ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>» ░ ░░░░ ░░ <░░░░>░.:
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2.<░░░░>.7802;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ “░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░” ░ ░░░░ ░░ 01.05.2023░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ “░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>”, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2022 ░░░░.