Дело № 11-397/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27.12. 2023 года
Люберецкий городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аксеновой Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Дариенко А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЮТА на решение мирового судьи 115 судебного участка Люберецкого судебного района Московской области от 01.08.2023 года по делу по иску ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» к ЮТА о взыскании задолженности за коммунальную услугу, пени, судебных расходов,
установил:
ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» обратилось к мировому судье с иском к ЮТА о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), указывая на то, что истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории своей деятельности, включающей: г.о. Бронницы, Егорьевск, Жуковский, Люберцы, Рошаль, Шатура, территории Воскресенского и Раменского муниципальных районов с ДД.ММ.ГГ и осуществляет свою деятельность на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Воскресенской зоне Регионального оператора.
В обоснование иска указано, что между ответчиком ЮТА и истцом заключен публичный договор на оказание услуги по обращению с ТКО по адресу: <адрес> (лицевой счет: 050010278929). Истец добросовестно выполняет свои обязанности по обращению с ТКО, письменный договор по указанному адресу не оформлялся. Ответчик оплату за коммунальную услугу не производит, вследствие чего у него образовалась задолженность. Определением мирового судьи ранее вынесенный судебный приказ в отношении ответчика был отменен.
На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика задолженность по основному долгу за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 3451,14 руб. и пени за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 158,30 руб., а также почтовые расходы в сумме 88 руб. и расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.
Представитель истца в судебное заседание суда первой инстанции не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик ЮТА в судебное заседание суда первой инстанции явилась, возражала против удовлетворения иска.
Решением мирового судьи 115 судебного участка Люберецкого судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчиком подана апелляционная жалоба на указанное решение. По доводам жалобы ответчик указывает, что решение вынесено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также с нарушением норм материального права. В силу изложенного ЮТА, просит решение мирового судьи отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик ЮТА в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивала на отмене решения мирового судьи.
Представитель истца ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен судом о дате, месте и времени слушания дела надлежащим образом, направил в адрес суда письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно доводам которого просит решение мирового судьи оставить без изменений.
Суд, выслушав ответчика, изучив материалы дела, считает, что оснований для отмены или изменения решения мирового судьи не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с часть 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положениями статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно части 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Также правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГг. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ № от ДД.ММ.ГГг.), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № от ДД.ММ.ГГг., твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам т относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Федеральный закон № от ДД.ММ.ГГг. устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7).
По общему правилу предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГг. № (далее по тексту - Правила).
Пункт 148 (36) Правил определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО. Данный договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148.1 Правил). Договор, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами 354 (пункт 148.2 Правил).
Согласно абзацу 2 п. 148.30 Правил 354, в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой, содержащейся в приложении № к Правилам 354.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ответчик с ДД.ММ.ГГ является собственником жилого помещения с кадастровым номером 50:30:0050216:45 находящегося по адресу: <адрес>
Строение, находящееся по адресу: <адрес>, является жилым домом с площадью 120,7 кв. м.
ДД.ММ.ГГ между Министерством экологии и природопользования Московской области в лице министра экологии и природопользования Московской области КАБ и ООО "СПМ Долгопрудный" в лице генерального директора СНВ на основании результатов конкурсного отбора, протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области (Воскресенская зона регионального оператора) от ДД.ММ.ГГ, заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Воскресенской зоне регионального оператора, предметом которого является обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. В соответствии с п. 2.3. настоящего соглашения в соответствии с протоколом о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области (Воскресенская зона регионального оператора) от ДД.ММ.ГГ ООО "СПМ Долгопрудный" наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области в зоне деятельности, определенной Приложением N 1 настоящего соглашения на 10 лет с даты подписания настоящего Соглашения. Согласно Приложению N 1 к названному соглашению, к зоне деятельности регионального оператора относятся: г.о. Бронницы, Егорьевск, Жуковский, Люберцы, Рошаль, Шатура, Павлово-Посадский, территории Воскресенского и Раменского муниципальных районов.
ДД.ММ.ГГ между Министерством экологии и природопользовании Московской области в лице министра экологии и природопользования Московской области КАБ и региональным оператором ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" в лице генерального директора ГДВ, заключено дополнительное соглашение N 1 к соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Воскресенской зоне регионального оператора от ДД.ММ.ГГ, в соответствии с условиями которого стороны договора договорились о внесении изменений в соглашении от ДД.ММ.ГГ: 1. В преамбуле соглашения слова "СПМ Долгопрудный" заменены словами "ЭкоЛайн-Воскресенск"; 2. В пункте 2.3. соглашения слова "СПМ Долгопрудный" заменены словами "ЭкоЛайн-Воскресенск"; 3. В разделе 14 "Адреса, реквизиты и подписи Сторон" слова "СПМ Долгопрудный" заменены словами "ЭкоЛайн-Воскресенск". 4. В пункте 5.1.6 слова "ценам (тарифам), установленным таким операторам" заменены словами "установленным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов ценам (тарифам) для таких операторов". В соответствии с п. 4 дополнительного соглашения N 1, настоящее соглашение является неотъемлемой частью соглашения от ДД.ММ.ГГ.
Во исполнении названных условий, ДД.ММ.ГГ ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" опубликовало в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" N 194 (4360), а также на официальном сайте в публичный договор (предложение заключить договор с собственниками объектов - индивидуальных жилых домов, находящихся на территории деятельности регионального оператора включающий: г.о. Бронницы, Егорьевск, Жуковский, Люберцы, Рошаль, Шатура, территории Воскресенского и Раменского муниципальных районов на оказание услуг пс обращению с ТКО. Так, в силу указанных обстоятельств, между региональным оператором ООС "ЭкоЛайн-Воскресенск" и потребителем ЮТА был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по л/с N 050010278929 (далее- Договор), е соответствии с условиями которого, региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме г в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российское Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуг регионального оператора.
В соответствии с п. 1.4. Договора, ДД.ММ.ГГ является датой начала оказания услуг по обращению с ТКО.
Согласно п. 1.5. Договора, под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа регионального оператора в размере оплаты указанным региональным оператором.
В соответствии с разделом IV настоящего договора региональный оператор обязан: принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении N 1 к настоящему договору; обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых ТКО в соответствии с законодательством РФ; предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством РФ; отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан; принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта РФ.
Вместе с тем потребитель обязан, в частности, производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором.
В соответствии с п. 22 Договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В соответствии с п. 26 настоящий Договор заключен на срок с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, при этом в соответствии с п. 27 договора последний считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
В силу п. 32 Договора при его исполнении стороны обязались руководствоваться законодательством РФ, в том числе положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 35.2 Договора тариф регионального оператора на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области и составляет с ДД.ММ.ГГ без НДС 656,03 руб. за 1 куб. м, с НДС 787,24 руб. за 1 куб. м.
Вместе с тем в соответствии с п. 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 1156, в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7. настоящих правил в установленный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового соглашения договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 8.18 указанных правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Мировым судьей установлено, что ДД.ММ.ГГ был вынесен судебный приказ о взыскании с должника ЮТА в пользу ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 3451,14 руб. и пени за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 158,30 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Вместе с тем должником ЮТА были представлены возражения относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем, определением мирового судьи судебного участка № Егорьевского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГ вышеуказанный судебный приказ отменен.
Обращаясь в суд с иском, истец ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" указал на уклонение ответчика от оплаты образовавшейся задолженности.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, проверив расчет произведенной стороной истца и найдя его математически верным, мировой судья исходил из того, что ответчик не исполнил обязанность перед истцом по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, в связи с чем, за ним образовалась задолженность по коммунальной услуге обращения с твёрдыми коммунальными отходами за период за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 3451,14 руб. которая заявлена ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" ко взысканию вместе с рассчитанными в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ пенями за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 158,30 руб.
При этом истцом обязательства по вывозу ТКО выполняются, а ответчиком, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не представлены доказательства, свидетельствующие о самостоятельной утилизации твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении им договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, равно как и не представлено доказательств отказа от исполнения договора со стороны истца либо обращения ответчика с заявлением к истцу о перерасчете указанной в платежных документах суммы задолженности в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю.
При этом как верно отметил мировой судья, доводы ответчика о том, что она не должна производить оплату за вывоз твердых коммунальных отходов, поскольку в жилом доме проживает только в летний период, постоянно проживает по другому адресу, являются необоснованными.
Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается, исходя из нормативов потребления. Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО, в пункте 148 (36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). При этом в соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее ДД.ММ.ГГг.
ООО «ЭкоЛайн Воскресенск» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, являющейся единственной организацией, уполномоченной в соответствии с законодательством отказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, вывоза твердых бытовых отходов от частных домовладений, в том числе и участка ответчика.
Неиспользование ЮТА жилого помещения по вышеуказанному адресу (не проживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах № для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения гражданина как собственника названного жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребитель обязан оплачивать как собственник помещения, в котором не проживает, ни Правилами №, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Услуги по вывозу ТКО оказываются собственникам помещений независимо от проживания в них граждан.
Доводы стороны ответчика, изложенные в апелляционной жалобе не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в заявленном им объеме.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, фактически повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции и выражают ее несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению принятого судебного акта не содержат, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, так как иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Таким образом, проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное, отвечающее требованиям ст.ст. 194-198 ГПК РФ.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199 ГПК РФ суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи 115 судебного участка Люберецкого судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГ по делу по иску ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» к ЮТА о взыскании задолженности за коммунальную услугу, пени, судебных расходов оставить без изменения, апелляционную жалобу ЮТА - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Е.Г. Аксенова