Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-126/2022 ~ М-74/2022 от 04.03.2022

УИД 10RS0001-01-2022-000162-85

Дело №2-126/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2022 г.     г. Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи

Захаровой М.В.,

при секретаре

Павлюк Н.Н.,

с участием истца

Клочак В.П.,

представителя истца

Матросовой Е.Н.,

представителя ответчика государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда по Республике Карелия

Братышевой И.Г.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Клочак В.П. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия, государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» об обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении пенсии с даты обращения в пенсионный орган,

у с т а н о в и л:

Клочак В.П. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия, государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении пенсии с даты обращения в пенсионный орган.

В обоснование заявленных требований указал, что 22 июля 2021 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением Управления в назначении пенсии ему было отказано, с решением не согласен. Пенсионный орган необоснованно не включил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 27 ноября 1987 г. по 22 ноября 1989 г. (1 год 11 месяцев 25 дней). Полагает, что данный период подлежит включению в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда на основании пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, поскольку периоду службы в армии предшествует, а за этим периодом следует работа с тяжелыми условиями труда, дающая право выхода на досрочную пенсию. Так, до службы в армии он работал каменщиком в Беломорском ПМК (Список № 2 от 1991 г.), в связи с чем период военной службы может быть зачтен в специальный стаж по пункту 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а после службы в армии работал монтером пути на железной дороге, в связи с чем военная служа может быть зачтена в специальный стаж по пункту 5 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Кроме того, пенсионный орган необоснованно не включил в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы с 19 сентября 2019 г. по 5 июня 2020 г. (8 месяцев 16 дней), а также с 19 сентября 2020 г. по 19 мая 2021 г. (8 месяцев 1 день) в должности машиниста (кочегара) котельной в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в связи с тем, что работодатель отозвал ранее выданную справку, уточняющую особый характер работы (тяжелые условия труда), поскольку по итогам специальной оценки условий труда должности истца был присвоен 2 класс вредности, не относящийся к тяжелым условиям. Указывает, что данный период работы подлежит включению в специальный стаж, поскольку котельная работает на твердом топливе (угле), его должность включена в Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию старости на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, трудовой договор за 2019 год содержал указание на работу во вредных условиях, предусматривал доплату 4 % за вредность, котлы работали на твердом топливе (угле) с ручным удалением золы.

Просил возложить на пенсионный орган обязанность включить указанные выше периоды в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, обязать ГУ – ОПФ по Республике Карелия назначить пенсию с момента подачи заявления – 22 июля 2021 г.

Истец Клочак В.П. и его представитель Матросова Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия Братышева И.Г. в судебном заседании относительно исковых требований возражала. По периоду службы в Вооруженных Силах СССР указала, что службе в армии должен предшествовать либо следовать период работы по должности, установленной Списком № 2, утвержденным в 1956 г. Иные списки к данному периоду не применимы, в том числе Список № 2 от 1991 г. Истец ни до, ни после службы в армии на должностях, предусмотренных Списком № 2 от 1956 г. не работал. По периодам работы машинистом (кочегаром) котельной возражала по тому основанию, что данный период имел место после регистрации истца в системе персонифицированного учета, при этом работодателем за данные периоды переданы сведения о работе истца в обычных условиях. Помимо сведений индивидуального (персонифицированного) учета, пенсионный орган какие-либо доказательства принять во внимание не вправе.

Ответчик государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» в судебное заседание представителя не направил, извещен о слушании дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без их участия. Полагают себя надлежащим ответчиком, в связи с чем просят в иске отказать.

В порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 11 марта 1999 г.

Решением ГУ-ОПФ РФ по Республике Карелия от 21 октября 2021 г. № 140240/21 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 и п. 2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с недостаточностью стажа работы в тяжелых условиях. При требуемом стаже работы - 12 лет 6 месяцев, истцу определен стаж в размере 11 лет 2 месяца 14 дней.

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены: периоды работы истца с 19 сентября 2019 г. по 5 июня 2020 г., а также с 19 сентября 2020 г. по 19 мая 2021 г. в должности машиниста (кочегара) котельной в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», а также период прохождения службы в рядах Советской Армии с 27 ноября 1987 г. по 22 ноября 1989 г. (1 год 11 месяцев 25 дней).

В части не включения трех указанных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, истец полагает решение пенсионного органа не законным.

Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации, право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ) (нормы этого закона приведены в редакции, действовавшей на дату обращения Клочака В.П. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости – 22 июля 2021 г.).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

Часть 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусматривает, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Как усматривается из оспариваемого решения пенсионного органа, период службы истца в Вооруженных Силах СССР зачтен в страховой стаж без указания на льготный характер работы.

Истец полагает решение пенсионного органа в указанной части незаконным, полагая, что данный период должен быть приравнен к периоду его работы до призыва в армию каменщиком (тяжелые условия туда по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Как следует из представленной в материалы выплатного дела справки Военного комиссариата Беломорского района от 31 июля 2018 г. № 115, Клочак В.П. проходил военную службу по призыву в Российской (Советской) Армии с 27 ноября 1987 г. по 22 ноября 1989 г. Аналогичные сведения содержатся в военном билете истца серии (л.д. 26-27). Период военной службы пенсионный орган не оспаривает.

Из справки ЗАО «Беломорская ПМК» (ранее – Беломорская ПМК-86) от 30 июля 2018 г. № 756, уточняющей характер работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, установлено, что Клочак В.П. в период с 10 октября 1986 г. по 23 июня 1987 г. работал каменщиком, постоянно работающим в специализированном звене каменщиков комплексной бригады. Данная работа относится к особым условиям труда по Списку № 2 раздел XXVII подраздел 2290000а, код позиции 12680, утвержден Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Проверяя законность решения пенсионного органа в части отказа во включении в специальный стаж данного периода, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

Подпунктом «б» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»,

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Из подпункта «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля № 665 следует, что по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

В подпункте «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих и служба в составе Вооруженных сил СССР.

В силу абзаца четырнадцатого пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на работах с вредными условиями труда на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), период, указанный в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Подпунктом «б» п. 16 указанного Положения определено, что на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР.

Список № 2 профессий с тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, действовавший в период работы истца каменщиком с 1986 по 1987 гг., такой должности как «каменщик» не содержат.

Между тем, согласно подразделу 2290000а-12680 Списка № 2 профессий с тяжелыми условиями труда от 26 января 1991 г. № 10 работа каменщика, постоянно работающего в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, дает право на пенсию по старости на льготных условиях.

С учетом преемственности пенсионных прав, работа в должности каменщика до 1 января 1992 года может быть включена в специальный стаж на основании Списка № 2 от 1991 года, при этом обязательным условием является выполнение работы в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.

Принимая во внимание указанные положения, пенсионный орган обоснованно признал работу истца каменщиком до призыва на военную службу особыми условиями труда по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ и руководствовался при этом справкой Беломорской ПМК.

Между тем, с учетом положений подпункта «к», а также абзаца 14 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, периоды службы в Вооруженных Силах СССР могут быть включены в специальный стаж для назначении досрочной пенсии в связи с тяжелыми условиями труда лишь в том случае, если указанная работа признавалась работой с тяжелыми условиями труда конкретным Списком №2 от 22 августа 1956 года, то есть действовавшим во время выполнения истцом такой работы.

Как усматривается из материалов выплатного дела, в период выполнения истцом до призыва в армию работы каменщика указанная профессия не была включена в Список №2 от 22 августа 1956 года, в связи с чем в период ее выполнения истец не вправе был рассчитывать на включение в специальный стаж периода работы, а вследствие этого и периода службы в армии, поскольку действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что период прохождения службы мог быть включен в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лишь при определенных условиях, которые в период выполнения Клочак В.П. работы каменщика отсутствовали.

Тот факт, что работа истца в должности каменщика до призыва в армию признана пенсионным органом особыми условиями труда не предопределяет выводы о включении периода военной службы в специальный стаж, поскольку для решения данного вопроса необходимо установление того обстоятельства, что должность включена в конкретный список, а именно Список № 2 от 1956 г., чего при рассмотрении дела не установлено.

По указанным обстоятельствам суд не усматривает правовых оснований для включения периода службы истца в Советской Армии в специальный стаж в связи с работой до призыва в армию каменщиком.

С учетом уточнения иска, Клочак В.П. также просил суд рассмотреть вопрос о возможности включения периода службы в Вооруженных Силах СССР в льготный стаж в связи с работой монтером пути, непосредственно следовавшей службе в армии, применив при этом п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Материалами выплатного дела подтверждается, что в период с 25 января 1990 г. по 13 июля 1995 г., то есть после службы в Советской Армии, истец работал в Беломорской дистанции пути Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги в должности монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участке магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, полный рабочий день (в выплатное дело представлена справка, уточняющая характер работы).

Период с даты окончания службы в рядах Советской Армии до принятия на указанную работу составлял менее трех месяцев.

Вместе с тем, положения подпункта «к» пункта 109, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, могут применяться лишь к лицам, работавшим в тяжелых условиях труда до 1 января 1992 года согласно конкретному списку – Списку № 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. 1173.

Между тем, Списком № 2 от 1956 г. должность «монтер пути, занятый на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участке магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов» не предусмотрена.

Право на досрочную пенсию указанной категории работников впервые было установлено Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2121-1, которым внесены изменения и дополнения в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272 утвержден Список рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене. В данный список включены монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. У работников данных профессий при наличии необходимого специального стажа (12 лет 6 мес.) возникает право на льготное пенсионное обеспечение по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Указанием Минсоцзащиты Российской Федерации от 17 июля 1992 № 1-54-У «О порядке применения Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» установлено тождество должности «монтер пути…», поименованной в Списке № 272 следующим должностям: обходчики по осмотру обвальных участков, обходчики по осмотру рельсов и скреплений, путевые обходчики пути и искусственных сооружений, занимавшиеся обходами пути и искусственных сооружений на участках с интенсивным движением поездов магистральных железных дорог, на которых путевые обходы были упразднены, Путевые рабочие магистральных железных дорог, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках с интенсивным движением поездов.

Между тем, указанные наименования профессий, тождественные профессии «монтер пути», в Списке № 2 от 1956 г.г. также не поименованы.

Таким образом, поскольку пункт 109 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, позволяет приравнять службу в армии к периоду работы в должности только по конкретному списку – Списку № 2, при этом данный список ни должности «монтер пути…», ни тождественной ей не содержит, суд не усматривает правовых оснований для включения периода службы Клочак В.П. в Вооруженных Силах СССР в льготный стаж ни по п. 2, ни по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, приравняв период службы к работе монтером пути.

С учетом изложенного, ни в связи с работой в должности каменщика до призыва в армию, ни в связи с работой монтером пути после военной службы, суд не усматривает правовых оснований для включения периода военной службы в специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Помимо требований о включении в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии, Клочак В.П. оспаривает решение пенсионного органа по основанию не включения в специальный стаж периода работы с 19 сентября 2019 г. по 5 июня 2020 г. (8 месяцев 16 дней), а также с 18 сентября 2020 г. по 19 мая 2021 г. (8 месяцев 1 день) в должности машиниста (кочегара) котельной в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».

В силу ч. 2 ст. ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Поскольку спорный период работы истца имел место после введения персонифицированного учета, при этом сведений об особых (тяжелых) условиях труда в обозначенные периоды работодатель пенсионному органу не предоставил, ответчиком принято решение об отказе во включении указанных периодов работы в должности машиниста (кочегара) котельной в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. В стаж работы в районах Крайнего Севера и приравнённых местностях указанные периоды работы включены.

Проверив законность решения пенсионного органа в указанной части, суд приходит к следующему.

При обсуждении вопроса о возможности включения спорного периода в льготный стаж истца представитель пенсионного фонда привел доводы об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права, указывая, что истцу надлежит обратиться с иском к работодателю об обязании скорректировать сведения персонифицированного учета либо с иском об оспаривании специальной оценки условий труда.

Данные доводы судом отклоняются, исходя из высказанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции о том, что положения ч. 2 ст. ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ не препятствует застрахованному лицу в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обращаться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд, а также привлечению работодателей (страхователей) к ответственности за недостоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (Определение от 30 ноября 2021 г. № 2547-О).

Между тем, как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, в том числе в определении от 28 сентября 2021 г. № 1960-О, положения ч. 2 ст. ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ не препятствуют также и оспариванию вынесенных органами Пенсионного фонда Российской Федерации решений об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в суде общей юрисдикции, который при рассмотрении требований, связанных с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), может опираться на доказательства, предусмотренные в статье 55 ГПК Российской Федерации (например, приказы, расчетные книжки, наряды и т.п.) (пункты 15 и 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).

Признавая право истца на выбор способа защиты, суд отклоняет указанные выше доводы ответчика и полагает возможным разрешить заявленные требования по существу.

Разделом XXXIII «Общие профессии» позицией 23200000-13786 Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, предусмотрено, что правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользуются машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы.

Тяжелыми условиями труда признаются условия, при которых водогрейные и паровые котлы, обслуживаемые кочегарами котельных, работают на твердом топливе (уголь, сланец и др.). Характеристика работ по этой профессии включает в себя исключительно работы по обслуживанию водогрейных и паровых котлов, работающих исключительно на твердом топливе, или их обслуживание.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Приказом ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» от 19 сентября 2019 г. № 267 Клочак В.П. принят на работу на должность машиниста (кочегара) котельной 3 разряда – Котельная № 2 пос. Золотец Беломорского участка теплоснабжения с 19 сентября 2019 г.

5 июня 2020 г. Клочак В.П. уволен по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с истечением действия трудового договора на основании приказа от 3 июня 2020 № 1314 л/с с 5 июня 2020 г.

Приказом ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» от 18 сентября 2020 г. № 2500 л/с Клочак В.П. принят на работу на должность машиниста (кочегара) котельной 3 разряда – Котельная № 2 пос. Золотец, ул. Совхозная, Беломорского участка теплоснабжения с 18 сентября 2020 г.

19 мая 2021 г. Клочак В.П. уволен по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с истечением действия трудового договора на основании приказа от 19 мая 2021 № 1103 л/с с 19 мая 2021 г.

Данные сведения внесены в трудовую книжку истца. Периоды работы пенсионный орган не оспаривает.

Для целей обращения с заявлением о назначении Клочак В.П. досрочной страховой пенсии ГУП РК «КоммунКарелЭнерго» Клочак В.П. выдана справка от 1 июля 2021 г. № 01-08/б/н, уточняющая особый характер работы, подтверждено, что в периоды с 19 сентября 2019 г. по 5 июня 2020 г., а также с 18 сентября 2020 г. по 19 мая 2021 г. Клочак В.П. работал на должности машиниста (кочегара) котельной 3 разряда, трудился полный день, работа носила особый характер и имела особые условия, в связи с чем подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, предусмотрена Списком № 2 разделом XXXIII подразделом 23200000 код позиции 23200000-13786, утв. постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Впоследствии письмом ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» от 1 октября 2021 г. № 01/08/6390-ОК указанная выше справка отозвана в связи с тем, что по итогам специальной оценки условий труда должности истца присвоен 2 класс вредности, что не позволяет отнести работу к тяжелым условиям, дающим право на досрочную пенсию.

В связи с отзывом ранее выданной справки пенсионный орган при рассмотрении заявления истца о назначении досрочной пенсии не включил в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды работы Клочак В.П, в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» с 19 сентября 2019 г. по 5 июня 2020 г., с 18 сентября 2020 г. по 19 мая 2021 г.

При рассмотрении дела как пенсионный орган, так и соответчик ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» приводили суду доводы о том, что специальная оценка условий труда является обязательной для установления пенсионных прав, с чем суд не может согласиться.

Так, в силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на работодателя возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда.

При рассмотрении дела установлено, что 13 сентября 2019 г. ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» издан приказ № 24/1 «Об утверждении состава комиссии по проведению специальной оценки условий труда», которым в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» создана постояннодействующая комиссия по проведению специальной оценки условий труда, утвержден график проведения специальной оценки условий труда.

16 сентября 2019 г. ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» заключен договор с Центром охраны труда «Труд-Эксперт» на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда от 16 сентября 2019 г., по которому данная организация приняла на себя обязательство в срок до 1 декабря 2020 г. провести специальную оценку условий труда.

Приказом ГУП РФ «КарелКоммунЭнерго» от 19 мая 2020 г. № 01-01/68/1 проведение специальной оценки условий труда завершено.

Согласно утвержденным результатам специальной оценки условий труда была проведена идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов по должности машинист «кочегар» котельной 3 разряда Котельная № 2 (п. Золотец, ул. Совхозная), установлен второй класс условий труда, по которому не предусмотрена повышенная оплата. В карте специальной оценки условий труда содержится указание на то, что используемым сырьем для работы котельной является уголь.

В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Таким образом, поскольку должность машиниста (кочегара) котельной на угле включена в Список № 2, утв. постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, суд приходит к выводу о том, что идентификация вредных производственных факторов по данной должности при проведении специальной оценки условий труда проводиться не может, в связи с чем результаты специальной оценки условий труда не подлежат учету при рассмотрении настоящего дела, а доводы соответчиков об обратном – подлежат отклонению.

С учетом изложенного, а также разъяснений пунктов 15 и 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», суд считает необходимым исследовать всю совокупность имеющихся в деле доказательств, подтверждающих характер работы истца в спорные периоды.

Согласно условиям трудового договора от 19 сентября 2019 г. № 456, заключенного между Клочак В.П. и ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» истец принят на работу на должность машинист (кочегар) котельной 3 разряда, местом его работы является Котельная № 2 (пос. Золотец, ул. Совхозная), датой начала работы указано 19 сентября 2019 г., трудовой договор носит срочный характер и заключен на период отопительного сезона 2019-2020 гг., полный рабочий день.

Дополнительным соглашением к данному трудовому договору от 19 сентября 2019 г. Клочак В.П. установлена доплата в размере 4 % тарифной ставки в связи с осуществлением деятельности в условиях труда, отнесенным к вредным.

Согласно условиям трудового договора от 21 сентября 2020 г. № 673, заключенного между Клочак В.П. и ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», истец принят на работу на должность машинист (кочегар) котельной 3 разряда, местом его работы является Котельная № 2 (пос. Золотец, ул. Совхозная), датой начала работы указано 18 сентября 2020 г., трудовой договор носит срочный характер и заключен на период отопительного сезона 2020-2021 гг. Оплата руда работника складывается из часовой тарифной ставки и ряда доплат. Доплата за вредность не установлена. Занятость – полный рабочий день, основное место работы.

Трудовым договором № 849 от 9 сентября 2021 г. с учетом дополнительного соглашения от 3 декабря 2021 г., заключенным между Клочак В.П. и ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» предусмотрен полный рабочий день, работа по должности машинист (кочегар) котельной 3 разряда, место работы – Котельная № 2 п. Золотец, ул.Совхозная б/н, основное место работы, полный рабочий день. Дополнительным соглашением к трудовому договору предусмотрена доплата за работы с вредными и опасными условиями труда (ст. 147 ТК РФ) в размере 4 % должностного оклада, установлен подкласс 3.2 условий труда «вредный».

Из материалов дела усматривается, что Котельная № 2 по ул. Совхозная пос. Золотец Беломорского района оборудована котлами, работающими на твердом топливе с ручной не механической очисткой от золы и шлака. Котельная введена в эксплуатацию в 2005 году.

Согласно справке ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» о фактическом расходе топлива в котельной по адресу п. Золотец, ул. Совхозная, котельная в отопительных сезонах 2019-2020 г., 2020-2021 гг. работала исключительно на угле, расход 1690,17тн и 1683,9 тн соответственно.

Из паспорта котла (рег. № БП-001290) КВр-1,1 МВт, инвентарный номер 203, усматривается, что котел изготовлен в 2017 г., ООО «Компания «Вулкан», введен в эксплуатацию в 2017 г. установлен в спорной котельной, где работал истец, является водогрейным и твердотопливным, основной вид топлива – каменный и бурый уголь, основным элементом котла является блок с ручной топкой, под конвективной частью расположен зольный бункер с лазом для механической очистки зольных отложений, топливо в топку подается вручную, зола и шлак удаляются вручную через топочную дверь, последний раз котел был освидетельствован 20 мая 2022 г.

Согласно Паспорту котла «Луга-Лотос» Квр-1,1 МВт, регистрационный номер 24, установлен в сентябре 2019 года, крайний раз освидетельствован 20 мая 2021 г., угольный.

Паспортом котла КВ-р 1,1-115, изготовленного ЗАО «ТЕПЛОКОМ» г. Луга в 2013 г., регистрационный номер БП№0Р1310, и установленного в Котельной № 2 в июле 2013 года, видом топлива является уголь, тип топки – ручная загрузка.

Из паспорта стального водогрейного котла КВ-р 1,1-95 ТV 4931-002-48990934-98, регистрационный номер БП № 001309, усматривается, что котел изготовлен в 2011 г., работает на топливе – уголь, с ручной загрузкой топлива (паспорт на котел выдан ЗАО «Теплоком»).

Из учетной карточки Котельной № 2 в пос. Золотец следует, что котельная работает на каменном угле, оборудована 4 котлами Тула-3, 2 котлами МГ-2.

30 мая 2013 г. главным инженером ООО «Беломорская ТСО-1,2» утвержден акт освидетельствования водогрейного котла КВ-р 1,1-95 ТV в котельной № 2 пос. Золотец, ул. Совхозная, указано, что видом топлива является уголь.

Аналогичные сведения о виде топлива указаны в акте освидетельствования котла от 4 июня 2015 г., 20 июня 2017 г.

Истец для целей допуска к работе машиниста (кочегара) котельной до заключения трудового договора от 19 сентября 2019 г. проходил медицинский осмотр на предмет установления возможности работы во вредных и тяжелых условиях.

Должностная инструкция машиниста (кочегара) котельной от 12 августа 2014 г., действовавшая до 2021 г., предусматривала, что в должностные обязанности машиниста (кочегара) котельной входит обслуживание водогрейных котлов, работающих на твердом топливе (каменный уголь), участие в дроблении топлива, загрузке и транспортировке к котлам, ручное удаление золы и шлака из топок котлов.

Утвержденная в 2016 г. и действующая по настоящее время Инструкция по охране труда машиниста (кочегара) котельной предусматривала, что данная должность относится к вредным условиям труда в связи с находящимся под давлением оборудованием, смеси углеводородов, пеки, сажи, физических перегрузок, работы во взрыво-и пожароопасных производствах, электрического шока (п. 11), машинист (кочегар) котельной должен работать в специальной одежде, использовать средства индивидуальной защиты (пункты 17-18), в должностные обязанности входит растопка котла углем, поддержание горения, ручное удаление золы.

Из личных карточек за 2019-2020 гг. усматривается, что за спорный период истцу не начислялись и не выплачивались компенсационные выплаты за вредные и тяжелые условия труда (ст. 147 ТК РФ).

Из расчетных листков по периоду работы истца в 2019 г. следует, что истцу с октября 2019 г. по июнь 2020 г. производилась доплата за вредные условия труда. Согласно расчетным листкам с сентября 2020 г. по май2021 г. доплата за вредность не производилась.

Из штатного расписания за 2019 г. с учетом его новой редакции № 24/2 усматривается, что за спорный период по штатной единице «машинист (кочегар) котельной» участок № 2, котельная № 2 предусмотрена доплата за вредные и тяжелые условия труда (ст. 147 ТК РФ).

Штатных расписаний за 2020-2021 Гг., несмотря на судебный запрос, не поступило.

Приказом от 12 ноября 2021 г. № 01-01/259/03 утвержден список должностей ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», занятых на работах с вредными условиями труда, список должностей, занятых на работах с вредными условиями, которым предоставляется дополнительный отпуск, а также список должностей, занятых на работах с вредными условиями, которым предоставляется право на досрочное назначение страховой пенсии, в которые включена должность машиниста (кочерга) котельной № 2 в пос. Золотец.

В аналогичном приказе за 2020 г. № 01-01/74, изданным 21 мая 2020 г. должности работников Котельной № 2 в пос. Золотец не поименованы.

Между тем, из должностной инструкции машиниста (кочегара) котельной за период с 2014 - 2021 гг., трудовых договоров истца за 2019-2021 г., а также технической документации на Котельную № 2 установлено, что характер труда истца, его должностные обязанности, а также оборудование Котельной № 2 в пос. Золотец, с 2019 по 2021 г. не менялось. Списки льготных профессий за 2021 г. предусматривают, что машинист (кочегар) котельной пользуется правом на досрочную пенсию в связи с вредными условиями труда.

Изучив представленные в дело доказательства о характере и условиях труда истца, технических характеристиках котельной, работающей на твердом топливе – угле, установив факт включения должности истца в Список № 2, утв. постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Клочак В.П. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, периодов его работы в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» с 19 сентября 2019 г. по 5 июня 2020 г., а также с 18 сентября 2020 г. по 19 мая 2021 г. в должности машиниста (кочегара) котельной.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Учитывая, что истец обратился с заявлением о назначении пенсии 22 июля 2021 г., а также принимая во внимание наличие у истца на указанную дату необходимого стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 и п. 2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, суд считает требование истца об обязании пенсионного фонда назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения в пенсионный орган подлежащим удовлетворению.

Между тем, поскольку предметом иска являлось оспаривание решения пенсионного органа о включении периодов в специальный стаж работы, при этом каких-либо требований к ответчику ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» не было заявлено, суд приходит к выводу об отказе в иске к данному ответчику.

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика ГУ – ОПФ РФ по Республике Карелия в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины при подаче иска, в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Клочак В.П. удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия включить Клочак В.П. в стаж работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы с 19 сентября 2019 г. по 5 июня 2020 г., с 18 сентября 2020 г. по 19 мая 2021 г. в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в должности машиниста (кочегара) котельной.

Обязать государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия назначить Клочак В.П. досрочную страховую пенсию по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30, п. 2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 22 июля 2021 г.

Взыскать с государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия в пользу Клочак В.П. судебные расходы в размере 300 рублей.

В удовлетворении исковых требований о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода службы в Вооруженных Силах СССР с 27 ноября 1987 г. по 22 ноября 1989 г., а также в удовлетворении исковых требований к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                              М.В.Захарова

Решение в окончательной форме изготовлено 20 мая 2022 года.

2-126/2022 ~ М-74/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Клочак Виктор Петрович
Ответчики
Отделение Пенсионного фонда РФ по РК
ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"
Другие
Матросова Елена Николаевна
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Судья
Захарова Мария Викторовна
Дело на сайте суда
belomorsky--kar.sudrf.ru
04.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2022Передача материалов судье
09.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2022Судебное заседание
15.04.2022Судебное заседание
20.05.2022Судебное заседание
20.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее