Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3068/2023 ~ М-1984/2023 от 18.04.2023

К делу № 2-3068-2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2023 года г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи      Полиевой О.М.,

при секретаре судебного заседания      Шкурко В.В.,

с участием пом.прокурора              Ищенко И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Таганрога в интересах Назаровой О. В. к ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» о признании незаконным решения об отказе в признании гражданина безработным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Таганрога обратился в суд в интересах Назаровой О.В. к ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» о признании незаконным решения об отказе в признании гражданина безработным. Поводом для предъявления иска послужило обращение Назаровой О.В. в прокуратуру г. Таганрога.

В обоснование заявленных требований указал, что <дата> Назарова О.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, признании безработной. В соответствии со сведениями, полученными на момент обращения Назаровой О.В., с <дата> она осуществляла трудовую деятельность в ООО «<данные изъяты>» по профессии <данные изъяты>, то есть относилась к категории занятых граждан.

Согласно трудовой книжке Назарова О.В. уволена из ООО «<данные изъяты>» с <дата> по основанию, предусмотренному п. 3 ст. 77 ТК РФ, однако сведения о ее увольнении ООО «<данные изъяты>» своевременно не представлены, однако в трудовой книжке данная запись имелась. Также сведения об увольнении Назаровой О.В. представлены ООО «<данные изъяты>» в Клиентскую службу (на правах отдела) г. Таганрога отделения Фонда пенсионного и социального страхования России по Ростовской области. Просят суд:

1. Признать незаконным решение ответчика от <дата> об отказе в признании безработной Назарову О.В.

2. Обязать ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» повторно рассмотреть заявление Назаровой О.В. от <дата> о признании безработной с учетом сведений об увольнении <дата> из ООО «<данные изъяты>» по основанию, предусмотренному п. 3 ст. 77 ТК РФ.

В судебное заседание истец Назарова О.В. не явилась, извещена судом надлежащим образом. Дело рассмотрено судом в отсутствие истца в порядке ст.167 ГПК РФ.

Старший помощник прокурора г. Таганрога – Ищенко И.П. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика – Сухорукова Т.С., действующая на основании доверенности, в судебном заедании возражала по заявленным требованиям, ранее предоставила в суд письменные возражения, в которых указала, что сведения об увольнении Назаровой О.В. из данной организации на момент ее обращения к ответчику отсутствовали. Ими не были приняты за основу данные бумажной трудовой книжки, т.к. данные о приеме на работу Назаровой О.В. в электронной и трудовой книжке не совпадали. Таким образом, имея противоречивые сведения, они не могли принять решение о признании гражданки безработной. Сведения об увольнении Назаровой О.В. направлены в СФР РФ спустя 1,5 года. На момент получения сведений Назарова О.В. не состояла на учете в качестве безработной. Ответчик не отказывал ей в услуге по поиску подходящей работы, однако истец данным правом не воспользовалась.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующим выводам.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав; социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Поводом для предъявления данного искового заявления послужило обращение Назаровой О.В. в прокуратуру г. Таганрога, в котором она просит провести проверку работодателя ООО «<данные изъяты>». Указывает, что в связи с его неправомерными действиями, ей было отказано в постановке на учет в Центр занятости населения г. Таганрога.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон от 19.04.1991 № 1032-1).

В силу положений части 1 статьи 3 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Пунктом 2 этой же статьи установлено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В соответствии с частями 1,2 статьи 31 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

С 18 ноября 2021 г. порядок регистрации граждан, обратившихся в государственные учреждения службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы регулируется Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2021 г. № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила).

Так, постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы, единого портала или регионального портала (п. 4 Правил).

Согласно п. 5 Правил, зарегистрированному гражданину, претендующему на признание его безработным, центры занятости населения устанавливают дату явки для решения вопроса о признании его в качестве безработного гражданина не позднее 11-го дня со дня подачи заявления. Днем подачи заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, является день его принятия центром занятости населения в соответствии с Правилами регистрации граждан.

Зарегистрированному гражданину направляется уведомление о дате явки в центр занятости населения для регистрации гражданина безработным в день его постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы

Согласно п. 6 Правил, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании:

заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным;

документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. № 1552 «Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)», о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о трудовом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании (или) о квалификации.

Указанные документы и (или) сведения запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы в соответствии с пунктом 19 Правил регистрации граждан или представляются зарегистрированным гражданином в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил регистрации граждан. Документы представляются зарегистрированным гражданином в день его явки в центр занятости населения, дата которой установлена в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Центр занятости населения подтверждает получение от зарегистрированного гражданина указанных документов путем направления зарегистрированному гражданину соответствующего уведомления в день представления зарегистрированным гражданином документов.

В случае отсутствия в центре занятости населения документов и (или сведений), необходимых для постановки на регистрационный учет безработных граждан, центр занятости населения направляет зарегистрированному гражданину уведомление не позднее 3 календарных дней до даты явки, установленной в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, о необходимости представления недостающих документов и (или) сведений.

Согласно п. 7 Правил, при явке в центр занятости населения зарегистрированный гражданин предъявляет паспорт или документ, его заменяющий.

Согласно п. 8 Правил, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о признании таких граждан безработными.

Согласно п. 10 Правил, постановка на регистрационный учет безработного гражданина не осуществляется, если в отношении зарегистрированного гражданина центром занятости населения в установленном порядке принято решение об отказе в признании его безработным в следующих случаях, если зарегистрированный гражданин относится к одной из категорий, указанных в статье 2 Закона (п.к).

В соответствии с абз. 2 статьи 2 Закона о занятости к занятым гражданам, не подлежащим признанию безработными, в числе прочих относятся работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 Закона о занятости) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе.

Не позднее следующего рабочего дня со дня постановки гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет центр занятости населения запрашивает сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, по перечню согласно приложению, в том числе путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Зарегистрированные граждане вправе по собственной инициативе предоставить в центр занятости населения документы, подтверждающие указанные сведения (п.19 Правил).

Из материалов дела следует, что <дата> Назарова О.В. обратилась в Центр занятости населения г. Таганрога через личный кабинет единой цифровой платформы «Работа России» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.

Согласно сведениям, отраженным в трудовой книжке (на бумажном носителе), Назарова О.В. осуществляла трудовую деятельность в ООО «<данные изъяты>» в период времени с <дата> по <дата> в должности «<данные изъяты>), уволена по собственному желанию (л.д.11-16).

Согласно ответу ОПФР по РО периоды работы Назаровой О.В. в ООО «<данные изъяты>» с <дата> по <дата> (л.д. 16).

Из электронной трудовой книжки Назаровой О.В. следует, что она уволена из ООО «<данные изъяты>» по п. 3 ч.1 ст. 77 ТК РФ – <дата> (л.д. 21).

Согласно письму ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» от <дата>: – <дата> Назаровой О.В. было отказано в признании безработной, в связи с тем, что она является занятой. В центре занятости отсутствует точная информация о датах приема и увольнения Назаровой О.В., поскольку различная информация содержится в электронной и бумажной трудовой книжке.

<дата> от ПФ РФ по СМЭВ потупили обновленные сведения о трудовой деятельности застрахованного лица, согласно которым информация об увольнении гражданки Назаровой О.В. из ООО «<данные изъяты>» отсутствует.

<дата> дополнительно Центр занятости населения запросил в ПФ РФ сведения о состоянии индивидуального лицевого счета гражданки Назаровой О.В. Согласно данному документу <дата> страховые взносы, начисленные в пользу застрахованного лица от ООО «<данные изъяты>» отсутствуют.

Суд не принимает возражения ответчика о том, что данные об увольнении Назаровой О.В. из ООО «<данные изъяты>» на момент ее обращения к ответчику отсутствовали. Ими не были приняты за основу данные бумажной трудовой книжки, со ссылкой на то, что данные о приеме на работу Назаровой О.В. в электронной и трудовой книжке не совпадали. Данные доводы судом отклоняются, поскольку таких ограничений законом не предусмотрено, напротив отказ в признании Назаровой О.В. безработной не отвечает гарантиям государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Несвоевременная передача работодателем сведений об увольнении работника, не должна порождать неблагоприятных последствия для лица, претендующего, в том числе, и на установленные законом выплаты в связи с признанием его безработным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о занятости населения граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, отказавшиеся от посредничества органов службы занятости в поиске подходящей работы, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными через один месяц со дня соответствующего отказа.

Вместе с тем реализация или отказ в реализации данного права не могут влиять на сам факт признания гражданина безработным и тем более не могут носить компенсирующий характер за неправомерные действия работодателя по несвоевременной передаче сведений об увольнении работника в уполномоченные органы. В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

                        

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г. Таганрога в интересах Назаровой О. В. к ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» о признании незаконным решение об отказе в признании гражданина безработным, –удовлетворить.

Признать незаконным приказ от <дата> об отказе в признании гражданина – Назаровой О. В., зарегистрированной в целях поиска подходящей работы, безработным.

Обязать Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения г.Таганрога» повторно рассмотреть заявление от <дата> Назаровой О. В., <дата> года рождения о признании ее безработной с учетом сведений об увольнении <дата> из ООО «<данные изъяты>» по основанию, предусмотренному п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение изготовлено в окончательной форме 21.06.2023.

2-3068/2023 ~ М-1984/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Таганрога
Назарова Ольга Владимировна
Ответчики
ГКУ РО"Центр занятости населения г.Таганрога"
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Судья
Полиева Ольга Михайловна
Дело на странице суда
taganrogsky--ros.sudrf.ru
18.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2023Передача материалов судье
25.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2023Подготовка дела (собеседование)
23.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2023Судебное заседание
21.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее