Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-573/2023 от 27.03.2023

УИД: 59RS0004-01-2023-001531-42

Дело № 12-156/2023

Р Е Ш Е Н И Е

15 мая 2023 года г. Пермь

    Судья Ленинского районного суда г. Перми Шпигарь Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Пермской таможни на постановление Государственной инспекции труда в Пермском крае № 59/5-29-23-ПВ/12-12065-И/52-252 от 07.02.2023 о привлечении Пермской таможни к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

    постановлением Государственной инспекции труда в Пермском крае № 59/5-29-23-ПВ/12-12065-И/52-252 от 07.02.2023 Пермская таможня привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде предупреждения.

Пермская таможня обратилась в суд с жалобой на указанное выше постановление, просит его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указывая на то, что нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не допущено. При вынесении постановления должностным лицом допущены процессуальные нарушения. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В нарушение данной нормы в определении Государственной инспекции труда в Пермском крае информация о вызове потерпевшей по данному административному делу ФИО2 отсутствует, что является самостоятельным основанием для отмены принятого постановления. Дело об административном правонарушении возбуждено 08.07.2022 Пермской транспортной прокуратурой на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, отнесено к ведению Федеральной инспекции труда. Основные полномочия государственных инспекторов труда при осуществлении государственного надзора определены в ст. 356 ТК РФ. Из данной статьи следует, что в компетенцию Федеральной инспекции труда не входит осуществление контроля за соблюдением федеральным государственным органом исполнительной власти законодательства о прохождении службы в таможенных органах и, соответственно, Федеральная инспекция труда не наделена полномочиями привлекать к административной ответственности за правонарушения в данной сфере. Пермская таможня не могла быть привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, так как диспозиция данной статьи не включает в себя данное нарушение. Исходя из положения ст. 5, ч. 1 ст. 11 ТК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», прохождение государственной службы регламентировано не трудовым, а специальным законодательством о службе в таможенных органах. Нормы трудового законодательства к данным отношениям применяются субсидиарно в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с которыми осуществляется регулировании правоотношений, связанных со службой. Таким образом, ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ не предусматривает ответственность за нарушения в сфере законодательства о государственной службе Российской федерации, а устанавливает ответственность исключительно за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы права. Государственная инспекция труда неправомерно применила ст.261 ТК РФ к отношениям в связи с увольнением сотрудника таможенного органа в связи с истечением срока действия служебного контракте. Порядок заключения контракта, увольнения по окончании срока службы, предусмотрен Федеральным законом №114-ФЗ, Положением о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах РФ, утвержденного приказом ФТС России от 01.12.2008 №1504 «Об утверждении положения порядка заключения контракта о службе в таможенных органах РФ и типовой формы контракта, о службе в таможенных органах», а также самим контрактом. Специальным законодательством о прохождении службы в таможенных органах урегулированы все вопросы, связанные с увольнением сотрудников таможенных органов в связи с истечением срока действия служебного контракта, а также вопросы, связанные с предоставлением в этот период отпусков. В связи с чем, отсутствуют какие-либо законные основания для субсидиарного применения норм трудового законодательства РФ.

Представитель Пермской таможни в судебное заседание не явился, извещен.

Потерпевшая Протасевич Е.М. в суд не явилась, извещалась.

Административный орган Государственная инспекция труда в Пермском крае извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, каких либо ходатайств не заявлял.

Оценив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Государственной инспекции труда в Пермском крае с участием представителя Пермской таможни Макарова Д.Н. рассмотрено 07.02.2023 дело об административном правонарушении и вынесено постановление №59/5-29-ПВ/12-12065-И/52-252 о привлечении Пермской таможни к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, назначение административное наказание в виде предупреждения.

Вместе с тем с данным актом административного органа согласиться нельзя по следующим основаниям.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязанность должностного лица административного органа либо суда по созданию на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях равных условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», исходя из ч. 3 ст. 25.2 указанного Кодекса, право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 года № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» в случае, когда административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.27 КоАП РФ, было выявлено в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия соблюдения требований нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основанием для проведения которого явилась жалоба (обращение) работника, указанное лицо привлекается к участию в производстве по делу в качестве потерпевшего, если ему указанным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ).

В силу приведенных выше норм потерпевший по делу должен быть надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Не извещение участников производства по делу об административном правонарушении является существенным нарушением процессуальных требований, влияющим на возможность всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

Административным правонарушением, о совершении которого в отношении Пермской таможни возбуждено настоящее дело, затронуты права Протасевич Е.М.

По смыслу приведенных выше положений статьи 25.2 КоАП РФ и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в рассматриваемом случае Протасевич Е.М. является потерпевшей по настоящему делу об административном правонарушении.

Между тем в нарушение ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении в отношении Пермской таможни возбуждено и рассмотрено без извещения потерпевшей Протасевич Е.М., обращение которой явилось основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия соблюдения требований трудового законодательства. О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении потерпевшая не извещалась, копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, копия оспариваемого постановления в ее адрес не направлялась. Сведения, которые могли бы свидетельствовать об обратном, в материалах дела отсутствуют.

Непривлечение к участию в деле работника, в отношении которого были допущены нарушения трудового законодательства, в качестве потерпевшего, является существенным процессуальным нарушением, которое не позволило потерпевшему реализовать свое право на участие в деле об административном правонарушении, в том числе довести свою позицию до должностного лица, рассматривавшего дело.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен.

Таким образом, такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В связи с чем оспариваемое постановление административного органа подлежит отмене.

Поскольку на момент рассмотрения судом жалобы Пермской таможни срок давности привлечения к административной ответственности (один год), установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ и исчисляемый за данное правонарушение со дня, следующего за днем, когда должна быть исполнена соответствующая обязанность не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Пермском крае.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ № 59/5-29-23-░░/12-12065-░/52-252 ░░ 07.02.2023 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░. 5.27 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.

░░░░░                                    ░.░.░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░. ░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

12-573/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Пермская таможня
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Шпигарь Ю.Н.
Дело на сайте суда
lenin--perm.sudrf.ru
27.03.2023Материалы переданы в производство судье
03.04.2023Истребованы материалы
17.04.2023Поступили истребованные материалы
15.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
10.06.2023Вступило в законную силу
13.06.2023Дело оформлено
13.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее