Дело № 2-78/2020 <...>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«04» февраля 2020 года г. Севск
Севский районный суд Брянской области
в составе председательствующего судьи Рухмакова В.И.
при секретаре Миропольцевой Н.И..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Морозова Н.А. к УПФР в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о назначении государственной пенсии по старости со снижением возраста,
У С Т А Н О В И Л:
Морозов Н.А. обратился в суд с данным иском, указав что, в период с ДАТА проживал в зоне проживания с правом на отселение в с. Воробьевка Климовского района Брянской области, что подтверждается удостоверением серии №, выданным ДАТА администрацией Севского района Брянской области. В период с ДАТА. он был зарегистрирован и проживал в <адрес> в зоне с льготным социально - экономическим статусом, что также подтверждается справкой № от ДАТА, выданной Глодневской сельской администрацией.
В связи с чем, с учетом суммирования периодов проживания в радиационных зонах, он имеет право на назначение пенсии по старости со снижением возраста на <...> лет.
25.11.2019 г. он обратился в УПФР в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему пенсии. Однако Решением № от ДАТА. УПФР в Севском районе ему было отказано в назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению по ст. 10 Закона от 15.12.2001 г. №166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Причиной для отказа послужило то основание, что он относится одновременно к двум категориям зон, указанным в ст. 13 Закона № 1244-1, а положений о суммировании величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости названный закон не содержит. С данным решением он не согласен по следующим основаниям.
Он относится к категории граждан, указанных в п. 5 (как гражданин переселенный из зоны отселения) и в п. 8 (как гражданин постоянно проживающий в зоне с льготным социально – экономическим статусом) ст. 10 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Следовательно, проживая на территории зоны отселения, а позднее на территории с льготным социально-экономическим статусом он приобрел право на снижение пенсионного возраста на 2 года.
Просит обязать УПФР в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) назначить ему пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. 10 Закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с учетом суммирования величин уменьшения пенсионного возраста на <...> лет за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения, в связи с постоянным проживанием в зоне с правом на отселение с ДАТА, и постоянного проживания в зоне с льготным социально- экономическим статусом с ДАТА. Назначить ему пенсию с даты подачи заявления в Пенсионный фонд - 25.11.2019 г.
Истец Морозов Н.А. в судебном заседании уточнил исковые требования в части назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. 23 Закона № 166 ФЗ от 15.12.2001 года с 1 ноября 2019 года.
Представитель ответчика УПФР в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) Богомолова Л.В. (по доверенности) исковые требования не признала по основаниям изложенном в возражении на исковое заявление.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, огласив их, пришел к следующему:
Согласно ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, 46 Конституции Российской Федерации каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установлении их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с п.п. 5, 6, 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения; граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. № 8 от 27.06.2018) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п.п. 6, 7, 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Как следует из ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью 2 статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но нее более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно ст. 34 указанного закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающем условия назначения пенсии по старости гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно п. 4 Разъяснений «О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 19.04.2000 № 33 в стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р, п. Пожар Брасовского района Брянской области был отнесено к зоне льготным социально-экономическим статусом, п. Воровьевка Климовского района Брянской области отнесен к зоне № 3 с правом на отселения.
Согласно решению УПФР в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) от ДАТА по заявлению Морозова Н.А. от 25.11.2019 г. отказано в установлении досрочной пенсии по старости в связи с тем, что он относится к двум категориям граждан, указанным в ст. 13 Закона № 1244-1, произвести суммирование величин уменьшения возраста за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения не представляется возможным, поскольку не предусмотренного указанным Законом, а порядок суммирования величин уменьшения возраста за проживания в радиационной загрязненной зоне, статус которой в период такого проживания был изменен Правительством РФ (л.д. 7).
По паспорту серии № Морозов Н.А., ДАТА года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован по <адрес> (л.д. 2-3).
Согласно справки № от ДАТА выданной Доброводской сельской администрацией Доброводского сельского поселения Севского района Брянской области о том, что Морозов Н.А., зарегистрирован и проживает в <адрес> (л.д. 8).
Из справки № от ДАТА, выданной Глодневской сельской администрацией, следует, что Морозов Н.А. ДАТА г.р., действительно был зарегистрирован по месту жительства с ДАТА год в <адрес>, который с ДАТА был отнесен к зоне проживания с льготным социально – экономическим статусом (л.д. 4).
Согласно справки № от ДАТА выданной Сачковичской сельской администрацией Сачковичского сельского поселения Климовского района Брянской области о том, что Морозов Н.А. ДАТА года рождения зарегистрирован и постоянно проживал в <адрес> в зоне № 3 с правом на отселения с ДАТА год (л.д. 5).
Согласно удостоверению серии № выданному ДАТА, Морозову Н.А. как переселяемому из зоны проживания с правом на отселение из населенного пункта <адрес> с ДАТА (л.д. 6).
Таким образом, судом установлено, что Морозов Н.А. на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС постоянно проживал <адрес>, относящееся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с ДАТА год <...> что дает право на снижение пенсионного возраста на 1 год, с ДАТА ( <...>) Морозов Н.А. проживал в <адрес>, относящейся к зоне с правом на отселение, что ответчиком не оспаривается.
Согласно абз. 3 ст. 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
В примечании к ст.ст. 32-35 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Таким образом, как следует из приведенных положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в их взаимосвязи, величина снижения пенсионного возраста обусловливается статусом гражданина на момент обращения за назначением пенсии: право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину граждане имеют независимо от места проживания в момент обращения за пенсией (на той же территории, на территории, по решению Правительства Российской Федерации переведенной в другую зону, или на любой территории, куда они могли выехать по собственному выбору), право же на снижение пенсионного возраста с учетом дополнительного его уменьшения граждане имеют, если на момент обращения за пенсией они постоянно проживают в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в Постановлениях от 1 декабря 1997 года № 18-П и от 19 июня 2002 года № 11-П, неоднократно указывал на то, что не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.
В Определении № 403-О от 11 июля 2006 года Конституционного Суда Российской Федерации указано, что при решении вопроса о назначении пенсии по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Соответствующим образом должен учитываться при назначении пенсии с уменьшением возраста гражданину, выехавшему на территорию, не относящуюся к зараженной, с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, срок проживания на такой территории в случае, если он равен или более минимального срока, необходимого для дополнительного снижения пенсионного возраста: для зоны проживания с правом на отселение - 3 года, для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом - 4 года.
Таким образом, положения статей 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» во взаимосвязи с положениями части первой статьи 13 того же Закона и пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством Российской Федерации, и для граждан, выехавших с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на территорию, не относящуюся к зараженной.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
Приведенные нормы законодательства содержат две величины снижения пенсионного возраста – первоначальную и дополнительную, а также предельную величину уменьшения названного возраста.
На основании изложенного, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из того, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в адекватном размере, суд приходит к выводу о возможности суммирования установленной первоначальной величины уменьшения возраста на 1 год с дополнительной на 1 год за 4 года проживания, от есть 02 года 02 месяца 04 дней и 1 год 09 месяцев 25 дней соответственно, в зоне с льготным социально-экономическим статусом в п. Пожар Брасовского района Брянской области с ДАТА и в зоне с правом на отселения в п. Воробьевка Климовского района Брянской области с ДАТА
В связи с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме.
Срок назначения страховой пенсии определяется судом в соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, с 01.11.2019 года, то есть с 1 числа месяца, в котором Морозов Н.А. обратился за ней.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования Морозова Н.А. УПФР в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о назначении пенсии по старости со снижением возраста удовлетворить.
Обязать УПФР в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) назначить Морозову Н.А., ДАТА года рождения, пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению с уменьшением пенсионного возраста на 2 года путем суммирования величин уменьшения пенсионного возраста за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения, из которых в зоне с льготным социально- экономическим статусом с ДАТА. и в зоне с правом на отселение с ДАТА. с 01.11.2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: