Дело № 2-234/2020
(УИД 02RS0008-01-2020-000354-82)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кокса 02 июня 2020 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Плотниковой М.В.,
при секретаре Иродовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Тюгурюкская основная общеобразовательная школа» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички), тактильной мнемосхемы, направляющих тактильно-контрастных указателей,
установил:
Прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в Усть-Коксинский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Тюгурюкская основная общеобразовательная школа» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления по адресу: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Тюгурюк, ул. Школьная, 15, информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; тактильной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании; направляющих тактильно-контрастных указателей на основных путях движения, а также тактильно-контрастных указателей, предупреждающих о возможных опасностях.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района в рамках осуществления надзорных функций проведена проверка исполнения образовательными учреждениями требований законодательства о защите прав инвалидов и об образовании, в ходе которой установлено, что здание образовательного учреждения является объектом социальной инфраструктуры, к нему должен быть создан беспрепятственный доступ инвалидам. Вместе с тем, у входа в здание школы отсутствуют информационное табло с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы, плана здания, выполненное с применением рельефно-точечного шрифта Брайля и на контрастном фоне, отсутствуют обозначения путей движения и предупреждения об опасностях. 10.04.2020 г. прокурором района внесено представление в адрес начальника Управления образования администрации МО «Усть-Коксинский район» с требованием об устранении выявленных нарушений, однако нарушения не устранены.
Истец – помощник прокурора Тойдонова Э.Л. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ «Тюгурюкская ООШ» Бочкарева Н.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, не возражала удовлетворению требований.
Представитель третьего лица Управления образования администрации МО «Усть-Коксинский район» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Согласно п.п. 5, 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что МБОУ «Тюгурюкская ООШ» является некоммерческой организацией, созданной для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в сфере образования, как административное здание является объектом социальной инфраструктуры.
В силу пп. "а" п. 4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 N 798/пр.
Пунктом 8.1.6 СП 59.13330.2016 предусмотрено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
В нарушение требований законодательства вход в здание образовательной организации не оборудован информационным табло с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы, планом здания, выполненным с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, обозначения путей движения и предупреждения об опасностях отсутствуют, что создает препятствия к доступу в здание лиц, имеющих ограничения по зрению.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для возложения на ответчиков обязанности устранить выявленные нарушения законодательства.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Истцом предложен срок для исполнения решения суда - до 01.09.2020 г. Суд соглашается с указанным сроком, полагая такой срок достаточным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Тюгурюкская основная общеобразовательная школа» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички), тактильной мнемосхемы, направляющих тактильно-контрастных указателей удовлетворить.
Обязать МБОУ «Тюгурюкская основная общеобразовательная школа» в срок до 01.09.2020 г. обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления по адресу: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Тюгурюк, ул. Школьная, 15, информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; тактильной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании; направляющих тактильно-контрастных указателей на основных путях движения, а также тактильно-контрастных указателей, предупреждающих о возможных опасностях.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суда Республики Алтай через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Плотникова
Решение в окончательной форме изготовлено 02.06.2020 г.