дело № 12-24/2019
РЕШЕНИЕ
об оставлении постановления без изменения,
а жалобы без удовлетворения
г. Козловка 19 февраля 2019 года
Судья Козловского районного суда Чувашской Республики Порфирьев Владимир Геннадьевич, с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - администрации Байгуловского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики – Хлебникова В.А., представителя ОГИБДД ОМВД России по <адрес> Никифоровой А.А,
рассмотрев в помещении суда жалобу на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> Чувашской Республики от <дата>, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении юридического лица – администрации Байгуловского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, которым последнему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> Чувашской Республики от <дата> юридическое лицо - администрация Байгуловского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики - признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Из мотивировочной части постановления следует, что <дата> в 13 час. 15 мин. юридическое лицо - администрация Байгуловекого сельского поселения <адрес> Чувашской Республики (далее - администрация) совершило нарушение п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, допустило нарушение п. 5.2.7 ГОСТ 50597-2017, то есть допустило разрушение крышки люка колодца на пешеходном тротуаре вблизи <адрес> ЧР, тем самым не обеспечило безопасность дорожного движения и правила содержания дорог, и таким образом совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ Ф.
Не согласившись с данным постановлением, считая его незаконным и подлежащим отмене, представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - администрация Байгуловского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики – Хлебников В.А. обратился в суд с жалобой, мотивировав тем, что мировой судья применил норму ГОСТ Р 5-0597-2017, которая не имела отношения к обстоятельствам дела. Раздел 5 ГОСТ Р 50597/2017 именуется «Требования к покрытию проезжей части, обочинам, разделительным полосам, тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам». Раздел 5 ГОСТ Р 50597/2017 состоит из трех подразделов: Общие требования; Покрытие проезжей части; Обочины и разделительные полосы. Считает что спорная норма п. 5.2.7. ГОСТ Р 50597/2017 находится в подразделе «5.2 Покрытие проезжей части». То есть, п. 5.2.7. ГОСТ Р 50597/2017 применяется к проезжим частям, поэтому не должен применятся к тротуарам. Просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
При рассмотрении жалобы представитель администрации Байгуловского сельского поселения - Хлебников В.А жалобу поддержал по изложенным в ней мотивам и основаниям, просил ее удовлетворить и производство по делу в отношении администрации Байгуловского сельского поселения по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ прекратить, в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения. Дополнительно пояснил, что спорный люк всегда был на месте, не был разрушенным, а деревянным щитом колодец на пешеходном тротуаре был закрыт, не из-за разрушений люка, а потому что сам люк находился ниже уровня тротуара.
Представитель ГИБДД ОМВД России по <адрес> Никифорова А.А. полагает, что юридическое лицо - администрация Байгуловского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ привлечено обоснованно и законно, поскольку тротуар согласно ПДД является элементом обустройства автомобильной дороги, поэтому на него тоже распространяются требования ГОСТ Р 50597/2017. Считает что администрация Байгуловского сельского поселения, ответственная за состояние дорог в <адрес>, должна была содержать тротуар в безопасном для дорожного движения состоянии, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597/2017, и согласно п. 5.2.7 ГОСТ Р 50597/2017 администрация должна была принять меры к своевременному устранению помех для движения пешеходов, которые являются участниками дорожного движения. В удовлетворении жалобы просит отказать.
Выслушав объяснения заявителя, представителя ГИБДД, изучив приведенные в жалобе доводы, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении серии <адрес> от <дата>, составленному начальником ОГИБДД ОМВД России по <адрес> Игнатьевым А.Г., <дата>, в 13.15 часов, юридическое лицо - Байгуловское сельское поселение Козловского поселения ЧР - совершило нарушение п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению ПДД и безопасности дорожного движения, то есть юридическое лицо Байгуловское сельское поселение <адрес> Чувашской Республики нарушило п. 5.2.7 ГОСТ 50597-2017, то есть допустило разрушение крышки люка колодца на пешеходном тротуаре вблизи <адрес> ЧР, тем самым не обеспечило безопасность дорожного движения и правила содержания дорог, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( в ред от 27.12.2018 г.), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения; искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения); производственные объекты - сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Таким образом, к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе и тротуары.
Согласно Устава Байгуловского сельского поселения <адрес> ЧР принятого решением Собрания депутатов Байгуловского сельского поселения от <дата> <число> с последующим изменениями, к вопросам решаемым администрацией сельского поселения относятся в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог в границах населенных пунктов Багйловского сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, администрация Байгуловского сельского поселения является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения
В силу положений п. 12 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
«ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федераций. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п.5.2.7 указанного ГОСТа не допускается разрушение крышек люков и решеток дождеприемников. Разрушенные крышки и решетки должны быть заменены в течение 3-х часов с момента обнаружения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с требованиями ст. ст. 26.11, 29.10 КоАП РФ производимая судьей оценка доказательств должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2, ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ событие правонарушения и все обстоятельства, установленные в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, должны быть подробно описаны не только в постановлении о назначении административного наказания, но и в протоколе об административном правонарушении. Эти требования относятся не только к форме, но и к содержанию названных документов, поскольку позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав привлекаемого к ответственности лица, виновность которого должна быть установлена в силу положений, предусмотренных ст. 26.1 КоАП РФ.
Факт совершения юридическим лицом - администрацией указанного административного правонарушения и его виновность, подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от <дата>, составленным уполномоченным лицом в котором подробно изложены обстоятельства совершения административного правонарушения администрацией Байгуловского поселения; актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), от <дата>, в котором указано, что в <адрес> около <адрес> отсутствует железный люк колодца на пешеходном тротуаре, пунктом 5 ст.7 Устава Байгуловского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, согласно которого дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Байгуловского сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесены к вопросам местного значения администрации Байгуловского сельского поселения, копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица – администрации Байгуловского сельского поселения, изученными показаниями допрошенного судом первой инстанции свидетеля Мачтанова Б.Н. в части того что на крышке люка действительно было квадратное отверстие, поэтому чтобы кто-либо не провалился туда ногой, люк прикрыли деревянным щитом.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу, что собранные по делу доказательства являются допустимыми, относимыми и в совокупности достаточными для привлечения юридического лица – администрация Байгуловского сельского поселения к административной ответственности, которое допустило бездействие, выразившееся в несоблюдении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, которое образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ
Суд второй инстанции находит, что при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей была дана надлежащая правовая оценка всем имеющимся по делу доказательствам, правильно установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан правильный вывод о виновности администрация Байгуловского сельского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34. КоАП РФ.
Доводы жалобы администрации Байгуловского сельского поселения о неправильном применении мировым судьей норм ГОСТ Р 5-0597-2017 к рассматриваемым обстоятельствам, суд находит несостоятельными, подлежащими отклонению, так как требования вышеуказанного ГОСТ Р 50597/17 «Требования к покрытию проезжей части, обочинам, разделительным полосам, тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам» подлежат обязательному соблюдению администрацией поселения при содержании, и организации обеспечения безопасности дорожного движения на пешеходном тротуаре по <адрес> возле <адрес>, поскольку установлено, что данный тротуар является элементом обустройства автомобильной дороги, проходящей через населенный пункт –<адрес>.
Доводы представителя администрации Байгуловского сельского поселения в судебном заседании о том, что спорный люк всегда был на месте, и разрушений, на нем не было, направлены на пересмотр выводов суда первой инстанции, и были предметами его рассмотрения. Указанные доводы суд оценивает критически, считая их способом защиты, направленными на уклонение от административной ответственности.
Оснований для изменения квалификации, прекращения производства по административному делу за отсутствием состава правонарушения и другим основаниям не имеется. Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5. КоАП РФ, соблюдены. Содержание протокола о возбуждении производства по делу об административных правонарушениях и постановления о привлечении к административной ответственности соответствует требованиям ст. 28.4 и ст. 29.10 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении вынесен уполномоченным лицом.
Дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей с соблюдением всех принципов судопроизводства, в том числе принципа презумпции невиновности, предусмотренной ст.1.5 КоАП РФ. Какого либо ограничения прав или нарушения иных норм КоАП РФ не допущено. Деяние квалифицировано правильно. Наказание назначено в минимальных пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц ч. 1 ст. 12.34. КоАП РФ, с учетом имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствием отягчающих обстоятельств, с применением положений ст. 4.1 ч. 3.2 и ч. 3.3 КоАП РФ, учитывая при этом, что при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах судья считает, обжалуемое заявителем постановление мирового судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменении не имеется. В связи с этим жалоба представителя администрации Байгуловского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, Хлебникова В.А., не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> Чувашской Республики от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Байгуловского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики оставить без изменения, жалобу представителя администрации Байгуловского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, Хлебникова В.А. - без удовлетворения.
Настоящее решение обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Судья В.Г. Порфирьев