Дело № 5-1045/2021
УИД 51RS0001-01-2021-003690-03
Полный текст изготовлен 01.07.2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 июня 2021 года г. Мурманск
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Хуторцева И.В.,
с участием законного представителя ООО «Север-Сити» Фригиной М.С., которой разъяснены права, предусмотренные статьей 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
рассмотрев в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54, протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и материалы к нему в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Север-Сити»: юридический адрес: Мурманская область, г. Североморск, ул. Вице-адмирала Падорина, д. 16А, почтовый адрес: Мурманская область, г. Североморск, ул. Северная, д. 4А, а/я 5, ИНН 5110005025, ОГРН 1145110000683, дата регистрации 24.11.2014, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
Из представленного административного материала следует, что ООО «Север-Сити» в лице законного представителя – <данные изъяты> Фригиной М.С. в срок по 00 часов 01 минуту 21.01.2021 не исполнило обязанности по соблюдению установленного порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (УВМ УМВД России по Мурманской области), расположенного по адресу: г. Мурманск, <адрес>, о заключении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с гражданином Республики <данные изъяты> ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., тем самым нарушило установленный порядок, предусмотренный ч.8 ст.13 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п.4, п.6 Приложения № 9 к Приказу МВД России от 30.07.2020 № 536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».
Производство по делу осуществлялось в форме административного расследования.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Север-Сити» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с материалами дела направлен в суд для рассмотрения по существу.
Законный представитель ООО «Север-Сити» в судебном заседании с вменяемым правонарушением согласилась, вину признала, в содеянном раскаялась. При назначении наказания просила учесть, что Общество является субъектом малого предпринимательства по категории Микропредприятие, ранее к административной ответственности не привлеклось. Просит назначить наказание в виде предупреждения.
Выслушав законного представителя, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Частью 8 статьи 13 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регламентировано, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
С 01.01.2021 года введен в действие Приказ МВД России от 30.07.2020 N 536, которым утвержден:
Порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (приложение N 9).
Пунктами 4,6 приложения № 9 к Приказу установлено, что в уведомлениях о заключении и прекращении трудового договора должны быть заполнены все соответствующие поля.
Уведомления о заключении и прекращении трудового договора и приложение к ним, состоящие из двух и более листов, прошиваются и пронумеровываются, о чем на обороте последнего листа делается заверительная запись, которая должна содержать информацию о количестве подшитых листов, фамилию, инициалы и подпись лица, представляющего уведомления о заключении и прекращении трудового договора (уполномоченного от имени работодателя (заказчика работ, услуг) подписывать уведомление о трудоустройстве, либо уполномоченного от организации на подачу уведомления о трудоустройстве по доверенности).
Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - установлена административная ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Объектом правонарушений являются правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Объективная сторона состоит в действии или бездействии.
Субъекты данного правонарушения - граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, должностные лица, а также юридические лица.
Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в виновном деянии в форме умысла или неосторожности.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отдел иммиграционного контроля УВМ УМВД России по <адрес> поступил рапорт, зарегистрированный в КУСП №, в котором сообщалось, о поступлении уведомления о заключении ООО «Север-Сити» трудового договора с гражданином Республики <данные изъяты> ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ Указанное уведомление направлено с нарушением установленного порядка, а именно в уведомлении не заполнены обязательные поля №1,3.2, 3.3, 3.4, уведомление, состоящее из двух и более листов не прошито и не пронумеровано, на обороте последнего листа не сделана заверительная запись, чем допущено нарушение п.4, 6 Приложения №9 к Приказу от 30.07.2020 № 536.
В ходе административного расследования, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Север-Сити» и гражданином Республики <данные изъяты> ФИО3 заключен трудовой договор.
Уведомление в территориальный орган УВМ УМВД России по <адрес> о заключении трудового договора с иностранным гражданином ООО «Север-Сити» направлено ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, установленный Приложением № к Приказу № порядок уведомления не соблюден.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Север-Сити» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «Север-Сити» административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, а именно: копией рапорта, зарегистрированным в КУСП №от ДД.ММ.ГГГГ; копией уведомления с описью вложений; копией национального паспорта ФИО4 с переводом; данными о гражданине; копией заявления о приеме на работу; копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ; копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ; копией свидетельств о государственной регистрации юридического лица, о постановке на учет; копией решения № единственного участника Общества от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о вступлении в должность; копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ; должностными обязанностями генерального директора; копией устава ООО «Север-Сити»; протоколом по делу об административном правонарушении.
Оснований не доверять собранным по делу доказательствам не имеется, поскольку они получены должностными лицами территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченной на осуществление функции по контрою и надзору в сфере миграции в пределах возложенных полномочий при исполнении должностных обязанностей с соблюдением установленного порядка.
ООО «Север-Сити» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, является действующим.
Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица является директор генеральный директор.
При составлении протокола законный представитель Общества с вмененным правонарушением согласилась.
Таким образом, деяние ООО «Север-Сити», допустившего нарушения установленного порядка направления уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «Север-Сити» были предприняты все необходимые и достаточные меры для выполнения в установленный срок требований закона о направлении уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином.
Юридическое лицо является самостоятельным субъектом вменяемого административного правонарушения. Не исполнение должностным лицом юридического лица обязанности по направлению уведомления не снимает с юридического лица ответственности за нарушение установленного порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения.
Таким образом, ООО «Север-Сити» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, выразившееся в нарушении установленного порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином.
При производстве по делу административным органом процессуальных нарушений не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим лицом, в соответствии с требованиями ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административным органом соблюдены требования о надлежащем уведомлении юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, о составлении протокола.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются основаниями для прекращения производства по делу об административном правонарушении, не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Наказание за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрено в виде административного штрафа в размере от четырехсот до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учитываю признание Обществом своей вины в совершенном правонарушении, раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
С учетом отсутствия отягчающих, и наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения, считаю возможным назначить ООО «Север-Сити» административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 400 000 рублей, поскольку административное приостановление деятельности является более строгим видом административного наказания.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом установленных по делу обстоятельств, которые возможно признать исключительными, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, учитывая совершение правонарушения впервые, полагаю возможным уменьшить размер административного штрафа до 200 000 рублей.
Вместе с тем, принимаю во внимание ходатайство законного представителя о замене административного штрафа и считаю возможным заменить назначенный административный штраф на предупреждение.
В соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Общество ДД.ММ.ГГГГ включено в реестр по категории микропредприятие.
Общество ранее не привлекалось к административной ответственности, что подтверждается сведениями в протоколе об административном правонарушении и пояснениями представителя административного органа в судебном заседании.
Несмотря на то, что объектом охраны в сфере иммиграционного контроля являются интересы государства в реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также обеспечении устойчивости и стабильности внутреннего рынка труда, при назначении административного наказания необходимо учитывать обстоятельства совершенного административного правонарушения, причины и условия, ему способствовавшие.
Сведения о том, что противоправное поведение юридического лица причинило или могло причинить вред охраняемым законом объектам, перечисленным в части 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в том числе безопасности государства, в ходе производства по делу об административном правонарушении не получены.
Совершенное Обществом административное правонарушение не относится к административным правонарушениям, названным в части 2 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за совершение которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.
Кроме того, назначение Обществу административного штрафа в размере 200 000 рублей не будет отвечать основным целям государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, предусмотренным в части 2 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации": обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости.
Доказательства того, что Общество зная о своей обязанности представлять уведомление по установленной форме, умышленно допустил нарушение порядка, в материалах дела отсутствуют.
В то же время, в соответствии с ч. 3 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Допущенное юридическим лицом нарушение не свидетельствует о наличии существенной угрозы правоохраняемым интересам в сфере регулируемого государством порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
С учетом изложенных обстоятельств, административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, назначенное Обществу, подлежит замене на предупреждение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 4.1.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Север-Сити» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти суток с момента получения или вручения копии постановления.
Судья И.В. Хуторцева