Судья: Андреева Е.А. адм. дело № 33а-2535/2021
(2а-1618/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02.03.2021
г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сивохина Д.А.,
Судей Клюева С.Б., Хлыстовой Е.В.,
при секретаре Моревой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Чернышевой В.В. на решение Волжского районного суда Самарской области от 25 августа 2020 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Чернышева В.В. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконными действий Администрации муниципального района Волжский Самарской области, выразившиеся в снятии семьи Чернышевых с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Волжский Самарской области и исключении данной семьи из списка участников мероприятий – получателей социальных выплат.
В обоснование иска указано, что в соответствии с постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 29.12.2018 № 2470 Чернышева В.В. и ее супруг Чернышев Р.А. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Волжский Самарской области и включены в список участников программы «Молодой семье - доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». На основании постановления Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 21.05.2020 № 879 и выписки из данного постановления от 25.06.2020 года № 170 «О жилищных вопросах» их семья исключена из учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Волжский Самарской области, а также из списка участников программы «Молодой семье - доступное жилье» до 2020 года в связи с предоставлением земельного участка на основании Постановления Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 01.08.2016 № 2019 для ведения личного подсобного хозяйства, относящегося к категории земель населенных пунктов. С данным постановлением администрации она не согласна, считает его незаконным и необоснованным, поскольку постановление от 01.08.2016 № 2019 вынесено в отношении другой семьи, данный брак в настоящее время расторгнут.
Решением Волжского районного суда Самарской области от 25 августа 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Чернышева В.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном применении норм права и принять по делу новое решение об удовлетворении требований, приводя в обоснование те же доводы, что и в административном исковом заявлении.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Представитель административного истца Чернышевой В.В. – Мициева Л.С. (по доверенности) представила ходатайство о рассмотрении дела без её участия.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, что административный истец состоит в браке с Чернышевым Р.А. с 21.08.2018.
Чернышев Р.А. 18.12.2018 обратился в Администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Главы Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 01.03.2019 № 209 «О жилищных вопросах» семья Чернышевых в составе 3 человек (Чернышев Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Чернышева В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав молодых семей - участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2020 года.
Постановлением Главы Администрации муниципального района Волжский Самарской области № 879 от 21.05.2020 снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Волжский Самарской области и исключена из списка участников мероприятий – получателей социальных выплат в 2019 году в рамках реализации подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2021 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2021 семья ФИО11 в составе 3 человек (Чернышев Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Чернышева В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в связи с предоставлением земельного участка на основании Постановления Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 01.08.2016 № 2019, для ведения личного подсобного хозяйства, относящегося к категории земли населенных пунктов.
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что ранее Чернышев Р.А. состоял в браке с ФИО8, брак с которой расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 01.08.2016 № 2019 Чернышеву Р.А. и ФИО8 предоставлен в общую совместную собственность бесплатно земельный участок (земли населенных пунктов) площадью 1 500 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №.
Данный участок был предоставлен семье Чернышевых на основании подпункта «а» пункта 3 части 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле», согласно которому (редакция на день предоставления земельного участка) земельные участки предоставляются в собственность граждан бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства молодым семьям, постоянно проживающим в сельском населенном пункте или поселке городского типа, расположенных в муниципальном районе Самарской области, возраст одного из супругов в которых (родителя в неполной семье) не превышает 35 лет. Предоставление земельных участков в данном случае осуществляется в пределах границ муниципального района, на территории которого постоянно проживают супруги.
Решением Волжского районного суда Самарской области от 22.03.2018 произведен раздел имущества супругов Чернышевых, за каждым из супругов признана 1/2 доля в праве на указанный земельный участок.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8 и Чернышевым Р.А. земельный участок с кадастровым номером № был разделен, Чернышеву Р.А. передан в собственность земельный участок площадью 750 кв.м, которому присвоен кадастровый №.
Вновь образованный участок с кадастровым номером № Чернышев Р.А. продал по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и отказывая административному истцу в удовлетворении его требований, суд, руководствуясь статьями 55, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального Закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»», статьей 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле», пришел к выводу о том, что Постановление Главы Администрации муниципального района Волжский Самарской области № 879 от 21.05.2020 года, которым семья Чернышева Р.А. и Чернышевой В.В. снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Волжский Самарской области и исключена из списка участников соответствующей государственной программы, является правомерным, поскольку установлено наличие оснований, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Суд обоснованно исходил из того, что члену семьи административного истца - Чернышеву Р.А. в установленном порядке органом местного самоуправления был предоставлен бесплатно в собственность земельный участок, на котором допустимо (разрешено) строительство индивидуального жилого дома, он воспользовался мерой государственной поддержки молодой семьи, получив в установленном порядке земельный участок, которым впоследствии распорядился по своему усмотрению.
В силу действующего законодательства реализация права на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки путем приобретения земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства исключает возможность повторно претендовать на предоставление указанной социальной меры.
Так, Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть условия предоставления указанной социальной выплаты.
Взаимосвязанные положения пунктов 9 и 22 (подпункт "г") Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусматривающие предоставление молодой семье права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты только один раз и устанавливающие в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, имеют целью предоставление государственной поддержки на равных условиях максимальному числу молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, недопущение неоднократного получения ими за счет средств федерального бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат и, таким образом, не могут рассматриваться как нарушающие права административного истца.
Аналогичные положения об однократности получения меры государственной поддержки за счет средств федерального (регионального) бюджета содержатся в Постановлении Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 684 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2021 года", Постановлении Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 77 "Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан", Законе Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
При таких обстоятельствах, поскольку один из членов молодой семьи Чернышевых – Чернышев Р.А., получивший финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, так как на момент признания нуждающимися в улучшении жилищных условий и включению в список молодых семей – участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 и в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» до 2020 года, так и на момент снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Волжский Самарской области и исключения из списка участников указанных Госпрограмм, семья Чернышевых (Р.А., В.В., Т.Р.) не имела право являться участником программы для получения социальной выплаты на территории муниципального района Волжский Самарской области, как молодая семья, и не имела право состоять в списках претендентов.
В связи с чем, действия Администрации муниципального района по снятию с учета административного истца нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Волжский Самарской области и исключению из списка участников мероприятий – получателей выплат в 2019 году, являются правомерными.
Ввиду вышеприведенных законоположений само по себе обстоятельство того, что административный истец ранее ни в каких государственных программах не участвовала, субсидий и сертификатов не получала, земельный участок по программе «Молодая семья» ей бесплатно в собственность не представлялся, не имеет решающего и правового значения для удовлетворения иска, не нарушает жилищные права истца.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны тем, что указаны в исковом заявлении, и повторяют правовую позицию истца (в лице представителя по доверенности), выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем, по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и поэтому доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая дело, суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
По данному административному делу такая совокупность условий не установлена.
Административным истцом в нарушение пункта 1 части 9, части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательства нарушения оспариваемым решением прав и свобод не представлены.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского районного суда Самарской области от 25 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чернышевой В.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –