Дело №2-375/2022
УИД 04RS0019-01-2022-000573-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Турунтаево 29 июня 2022 года
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Туравининой Ю.Ю., при секретаре Омутовой А.А., при участии представителя истца Дульской И.Г., представителя ответчика Турунтаева С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия к Прибайкальской районной администрации об обязании устранить нарушения требований законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском к Прибайкальской районной администрации об обязании устранить нарушения требований законодательства, в котором просит обязать ответчика в отношении сооружения «Защитная дамба» протяженностью <данные изъяты> м. с кадастровым номером №, <адрес> Бурятия обеспечить исполнение следующих мероприятий:
разработать критерии безопасности ГТС;
обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий;
разработать правила эксплуатации ГТС;
- создать материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС;
- внести сведения о ГТС в Российский Регистр гидротехнических сооружений;
произвести обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС;
сформировать финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС (за исключением обстоятельств непреодолимой силы);
определить величину финансового обеспечения ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу физических лиц в результате аварии ГТС;
произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу физических лиц в результате аварии ГТС;
произвести обследование ГТС, предшествующее разработке декларации безопасности ГТС.
Исковые требования мотивированны тем, что указанные нарушения требований пожарной безопасности были установлены в ходе проверки и в настоящее время не устранены, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан, повреждения имущества, затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца Дульская И.Г. исковые требования поддержала, полагала возможным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Турунтаев С.Ю. в судебном заседании не возражал против исковых требований.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (статья 7 Закона № 68-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон №117-ФЗ) настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Согласно статье 3 Закона № 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В преамбуле названного закона указано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Статьей 9 Закона № 117-ФЗ определено, что собственник гидротехнического сооружения обязан: обеспечивать их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
В соответствии со статьей 15 Закона № 117-ФЗ обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В силу статьи 17 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Пунктом 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892, определено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.
Из материалов дела следует, что сооружение «Защитная дамба» протяженностью <данные изъяты> м. с кадастровым номером №, местоположением: <адрес> решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принята в собственность муниципального образования «<адрес>», право собственности в установленном порядке зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Прокурором в ходе проверки установлено, что указанные в законе мероприятия в отношения указанного защитного сооружения не реализованы.
Указанные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком не обеспечены условия направленные на предотвращение негативного воздействия вод на определенные территории и объекты, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан, повреждения имущества, затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить, установить срок исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать Прибайкальскую районную администрацию устранить нарушения требований законодательства, в отношении сооружения «Защитная дамба» протяженностью <данные изъяты> м. с кадастровым номером №, <адрес> обеспечив исполнение следующих мероприятий:
разработать критерии безопасности ГТС;
обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий;
разработать правила эксплуатации ГТС;
- создать материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС;
- внести сведения о ГТС в Российский Регистр гидротехнических сооружений;
произвести обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС;
сформировать финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС (за исключением обстоятельств непреодолимой силы);
определить величину финансового обеспечения ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу физических лиц в результате аварии ГТС;
произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу физических лиц в результате аварии ГТС;
произвести обследование ГТС, предшествующее разработке декларации безопасности ГТС.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.
Судья Ю.Ю. Туравинина
Решение в окончательной форме изготовлено 06 июля 2022 года.
Судья Ю.Ю. Туравинина