дело № 12-17/2022 |
|
РЕШЕНИЕ | |
25 мая 2022 года |
п. Суксун Пермского края |
Судья Суксунского районного суда Пермского края Ярушина А.А. при секретаре судебного заседания Вязовиковой О.Б.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Зерновое» на постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Зерновое» <данные изъяты>),
установил:
постановлением начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Зерновое» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в районный суд, генеральный директор ООО «Зерновое» просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы, ссылаясь на ст. 96 Лесного кодекса РФ, Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 №1098, которым утверждено Положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), Приказ Рослесхоза от 23.09.2020 №888, Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 №394, Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 20.01.2021 №30-01-02-29 «Об утверждении Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда Пермского края», Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2015 №373 «Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований» указывает, что в материалах административного дела отсутствуют документы, предусмотренные вышеуказанными нормативными правовыми актами, таким образом, осмотр территории лесного участка является незаконным.
В оспариваемом постановлении, а также протоколе отсутствует указание на плановое задание, что также свидетельствует о незаконности проведенного патрулирования. Отчет о патрулировании от ДД.ММ.ГГГГ № подписан врио. участкового лесничества Суксунского участкового лесничества Брагиным И.В., подписи иных лиц в отчете, проводивших патрулирование, отсутствуют. Инспектор же в протоколе делает ссылку на акт осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что при осмотре также присутствовала мастер леса Кишертского лесничества ГКУ Управление лесничествами Пермского края Козелова Е.А.
Кроме того, при составлении протокола им были запрошены документы, имеющиеся в деле об административном правонарушении, документы были заверены и выданы инспектором, среди них акт осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал, соответственно предоставлен не был и был направлен электронной почтой уже после вынесения оспариваемого постановления.
Таким образом, отсутствовал повод и основания для возбуждения в отношении ООО «Зерновое» дела об административном правонарушении и соответственно вынесение оспариваемого постановления, так как отчет о патрулировании участков лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ и акт осмотра получены с нарушением требований законодательства, а также отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие обстоятельства, на основании которых составлен протокол об административном правонарушении.
Кроме того, ООО «Зерновое» в отношении земельных участков, собственником которых оно является и которые находятся вблизи стены леса, на протяжении всего времени владения указанными участками предпринимает все исчерпывающие меры для недопущения административных правонарушений, в частности, ООО «Зерновое» отделяет земельный участок, прилегающий к лесу, противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, однако при проведении патрулирования указанное обстоятельство на фотоснимках не зафиксировано.
В судебное заседание генеральный директор ООО «Зерновое» Дьяков Е.О., будучи надлежаще извещенным о времени и месте его проведения, не явился, согласно поступившему ходатайству просил провести судебное заседание в его отсутствие, на жалобе настаивает. Также ранее в судебном заседании пояснял, что невозможно проверить местоположение участка местности, изображенного на фотографии, поскольку не указано, на основании чего определялись координаты местности, указанные на фотографии, то есть не доказана его принадлежность ООО «Зерновое».
Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Груздев В.В. просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя административного органа, представил отзыв на жалобу, в которой указал, что с жалобой не согласен, просит постановление оставить без изменения, считает назначенное наказание справедливым, обращает внимание на то, что назначен штраф в минимальном размере, назначение же наказания в виде предупреждения в данном случае невозможно с учетом высокой степени общественной опасности правонарушения (складирование рулонов (сена, соломы) вблизи стены леса на расстоянии 2-8 метров), что выражается в пренебрежительном отношении ООО «Зерновое» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в том числе и в период введения на территории Пермского края в 2021 году особого противопожарного режима.
Изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, допросив свидетелей, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима) предусмотрено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Постановлением Правительства Пермского края от 26.05.2021 №329-п «Об установлении особого противопожарного режима в лесах на территории Пермского края» с 07.06.2021 до 10.09.2021 был установлен особый противопожарный режим в лесах на территории Пермского края.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ врио. участковым лесничим Суксунского участкового лесничества Кишертского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» Брагиным И.В. и мастером леса Кишертского лесничества ГКУ ««Управление лесничествами Пермского края» Козеловой Е.А. при патрулировании лесного фонда 26.07.2021 в выделе 5 квартала 20 Суксунского участкового лесничества Кишертского лесничества ГКУ ««Управление лесничествами Пермского края» выявлено складирование рулонов (сена, соломы) вблизи стены леса на расстоянии 2-8 метров в период особого противопожарного режима, о чем составлен акт осмотра лесного участка.
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, является ООО «Зерновое», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Зерновое» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что нарушен порядок проведения осмотра территории в ходе патрулирования, в связи с чем, отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие обстоятельства, на основании которых вынесено оспариваемое постановление, заслуживает внимания.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации Федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований утвержден Приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373 (далее - Порядок), в соответствии с которым установлена процедура оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков и порядок оформления результатов таких осмотров, обследований должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный пожарный надзор в лесах при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков осуществляется в соответствии с заданием, при составлении которых учитывается информация, содержащая сведения о нарушениях (возможных нарушениях) требований лесного законодательства, поступающая, в том числе, от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков оформляются на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора, и утверждаются указанными должностными лицами (пункт 5 Порядка).
По результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, на обороте планового (рейдового) задания уполномоченным должностным лицом составляется отчет о выполнении планового (рейдового) задания (пункт 7 Порядка).
В соответствии с требованиями пункта 8 Порядка отчет о выполнении планового (рейдового) задания содержит информацию о результатах проведения каждого планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков в соответствии с плановым (рейдовым) заданием, включающую краткие сведения о выявленных нарушениях лесного законодательства или их отсутствии.
Пунктом 12 Порядка установлены требования к содержанию акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка), согласно которым акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) должен содержать, в числе прочего: дату и место составления акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка); дату, время, продолжительность и место проведения осмотра, обследования территории (лесного участка); краткую характеристику осматриваемой территории (лесного участка) с указанием ее местоположения; сведения о лицах, совершивших нарушения лесного законодательства (фамилии, имена, отчества (при наличии), место работы, адрес места жительства); информацию о мероприятиях, проводимых в ходе осмотра, обследования территории (лесного участка) (проведение визуального осмотра, применение фото (видео) фиксации, таблиц, схем), приложения к акту осмотра, обследования территории (лесного участка) (фото- и видеоматериалы, таблицы, схемы).
Как следует из представленного суду задания на осуществление патрулирования лесов от ДД.ММ.ГГГГ без номера, патрульной группе в составе и.о. участкового лесничего Суксунского участкового лесничества Брагина И.В. и мастеру леса Козеловой Е.А. поручено ДД.ММ.ГГГГ провести патрулирование лесов по маршруту №, в том числе Суксунское, кварталы № (л.д.23 адм.дела). При этом в нарушение п. 5 Порядка данное задание оформлено в отсутствие приказа (распоряжения) должностного лица, полномочного на его издание. Следовательно, порядок выдачи планового задания и соответственно порядок проведения проверки не соблюден.
Из акта осмотра лесного участка, составленного ДД.ММ.ГГГГ в п. Суксун, следует, что осмотр участка произведен врио. участкового лесничего Брагиным И.В. и мастером леса Суксунского участкового лесничества Козеловой Е.А., в ходе осмотра участниками осмотра обнаружено складирование рулонов (сена, соломы) вблизи стены леса квартала 20 выдела 5 Суксунского участкового лесничества на расстоянии 2-8 метров, к акту осмотра приложены фотографии (их количество не указано) (л.д.19 адм.дела).
Из представленных фотографий, где на одной фотографии указана дата фото ДД.ММ.ГГГГ, указано Кишертское лесничество Суксунское участковое лесничество (Суксунское) квартал 20 выдел 5 GPS координаты №ДД.ММ.ГГГГ Е057.25.588, вторая фотография не содержит указания на дату, указано: Кишертское лесничество Суксунское участковое лесничество (Суксунское) квартал 20 выдел 5 GPS координаты №
Допрошенная в судебном заседании свидетель Козелова Е.А. пояснила, что она не принимала участие в указанном осмотре, в патрулировании не участвовала, акт же подписала по указанию Брагина И.В., который являлся ее непосредственным начальником.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Брагин И.В. пояснил, что не помнит состав участников патрулирования, возможно, он выезжал один вследствие недостатка работников. Указал, что при осмотре участка использовал навигатор, где указываются GPS координаты, а также фотоаппарат и рулетку, сведения об использовании средств измерения в акт осмотра не внес, так как не знал, что это необходимо, имеют ли данные средства измерения сведения о поверке, ему неизвестно. Данные о координатах осматриваемой местности в памяти навигатора не сохранились, так как он впоследствии сломался.
Таким образом, в нарушение п. 12 Порядка акт осмотра подписан лицом, не участвующим в осмотре, в нем не отражены сведения о проводимой фотосъемке, в акте осмотра не указаны данные об использовании GPS навигатора, а также средстве измерения, с помощью которого производилось измерение расстояния складирования сена от границы территории.
Согласно ответу Кишертского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» № от ДД.ММ.ГГГГ на балансе Суксунского участкового лесничества находятся следующие средства измерения: вилка мерная текстолитовая, лента мерная «Камелон» компактная камера (фотоаппарат) SONY с памятью Transend. Навигатор GARMIN GPSMAP 62S сдан на техническое обслуживание в декабре 2021 года для дальнейшего списания. Поверка по указанным приборам и инструментам не проводилась (л.д.53).
В соответствии с ч.3 ст. 26.1 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Следовательно, акт осмотра лесного участка, полученный с нарушением требований порядка к его составлению, не может быть использован в качестве доказательства по делу об административном правонарушении.
Иных доказательств, подтверждающих нарушение ООО «Зерновое» Правил пожарной безопасности в лесах, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Таким образом, результаты проведенной в отношении ООО «Зерновое» проверки получены с нарушением требований закона, следовательно, они неправомерно использованы в качестве доказательств виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого постановления должностного лица.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица - начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Зерновое» подлежит отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено состоявшееся по делу постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья районного суда
решил:
постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Зерновое» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья |
А.А. Ярушина |