УИД: 19RS0013-01-2023-000402-72
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сорск 07 декабря 2023 г.
Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Козулиной Н. Ю.,
при секретаре Кузнецовой О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-270/2023 г. по исковому заявлению Добровой Е.М. к Дудареву Д.А, о признании утратившим права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Доброва Е. М. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, где кроме нее на регистрационном учете состоит бывший супруг Дударев Д. А., который фактически там не проживает. С августа 2021 года ответчик выехал из указанной квартиры, с регистрационного учета самостоятельно не снялся. С тех пор в квартире не проживает, обязательств по оплате за жилье и коммунальные услуги не выполняет Его фактическое место проживания не известно, личные вещи ответчика в вышеуказанной квартире отсутствуют.
Просит признать ответчика утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Республика <адрес>.
Истица Доброва Е. М. в судебном заседании отсутствовала, о времени и месте его проведения была уведомлена надлежащим образом и в установленный законом срок, просила дело рассмотреть без ее участия, о чем направила заявление в суд.
Ответчик Дударев Д. А. в судебное заседание не явился по неизвестным причинам, хотя о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом и в установленный законом срок, в связи, с чем суд считает причину ее неявки не уважительной и, в соответствии с п. 4 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке заочного производства, о чем судом 07 декабря 2023 года вынесено определение.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – администрации г. Сорска Республики Хакасия Спирина Н. Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании отсутствовала, о времени и месте его проведения была уведомлена надлежащим образом и в установленный законом срок.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, заслушав свидетелей: ФИО1, ФИО2, подтвердивших обстоятельства, изложенные выше, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В ходе судебного разбирательства с достоверностью было установлено, что Доброва Е. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора найма специализированного жилого помещения № от 21.08.2019 г.
В силу ч. 1 и 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ч. 1, 5 и 6 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами. В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица и ответчик состояли в браке.
Как установлено судом, в вышеуказанной квартире на регистрационном учете состоит истица и ответчик Дударев Д.А., что подтверждается сообщением МП Отд МВД России по г. Сорску. Однако, ответчик фактически в ней не проживает, совместное хозяйство не ведется, обязательств по оплате за жилье и коммунальные услуги не выполняет, личные вещи в квартире отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
На основании п. 2 и 5 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Согласно ч. 3 ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 98.1 настоящего Кодекса, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.
Согласно ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма считается расторгнут со дня выезда.
Данной правовой нормой предусматривается право нанимателя и членов его семьи (бывших членов семьи) на одностороннее расторжение договора социального найма и определяется момент его расторжения. Исходя из равенства прав и обязанностей нанимателя и членов его семьи (бывших членов семьи) это установление распространяется на каждого участника договора социального найма жилого помещения. Следовательно, в случае выезда кого-либо из участников договора социального найма жилого помещения в другое место жительства и отказа в одностороннем порядке от исполнения названного договора этот договор в отношении него считается расторгнутым со дня выезда. При этом выехавшее из жилого помещения лицо утрачивает право на него, оставшееся проживать в жилом помещении лица сохраняет все права и обязанности по договору социального найма.
Поэтому в отношении лица (нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя), выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, оставшимся проживать в жилом помещении лицо может быть заявлено в суде требование «о признании утратившим право на жилое помещение в связи с выездом в другое место жительства». В этом случае утрата выехавшим из жилого помещения лицом права на это жилое помещение признается через установление фактов выезда этого лица из жилого помещения в другое место жительства и расторжения им, тем самым, договора социального найма.
Статья 71 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из спорного жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на иное жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
Тот факт, что Дударев Д. А. выехал в 2001 году из указанной выше квартиры по собственной воле, забрав с собой свои вещи, и не предпринимал попыток в нее вселиться, отказавшись от исполнения договора найма, не оплачивает платежи за коммунальные услуги и не оказывает истцу помощи в их оплате, подтверждается показаниями свидетелей, оснований которым не доверять у суда не имеется.
В связи с регистрацией ответчика в квартире по указанному адресу истец вынужден нести дополнительные и не оправданные расходы по оплате коммунальных услуг.
Таким образом, судом установлено, что Дударев Д. А. не проживает в квартире по указанному выше адресу с 2021 года по настоящее время, добровольно выехав из занимаемого жилого помещения, не предпринимал попыток вселиться в данную квартиру, не ведет общее хозяйство с истцом, жилым помещением не пользуется, коммунальные услуги не оплачивает, а регистрация последнего нарушает жилищные права истца, так как он вынужден нести дополнительные расходы по оплате за жилье и коммунальные услуги, то следует признать Дударева Д. А. утратившим право пользования спорным жилым помещением.
Вступившее в законную силу решение суда является самостоятельным основанием для МП Отд МВД России по г. Сорску для снятия Дударева Д. А. с регистрационного учета по указанному адресу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Добровой Е.М. к Дудареву Д.А, о признании утратившим права пользования жилым помещением, удовлетворить.
Признать Дударева Д.А., <данные изъяты>, утратившим право пользования жилым помещением (квартирой), расположенным по адресу: <адрес>.
Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для МП Отд МВД России по г. Сорску для снятия Дударева Д.А. с регистрационного учета по месту его регистрации.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечению срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2023 года.
Судья Козулина Н. Ю.