Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-457/2020 ~ М-106/2020 от 21.01.2020

Дело № 2-457/2020                                

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 февраля 2020 года                             г. Воткинск

Воткинский районный суд УР в составе судьи Акуловой Е.А.,

При секретаре Поносовой Т.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации МО «Город Воткинск» о возложении обязанности установить в жилом помещении по адресу <*****> приборы учета холодного и горячего водоснабжения,

установил:

Воткинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации МО «Город Воткинск» о возложении обязанности установить в жилом помещении по адресу <*****> приборы учета холодного и горячего водоснабжения.

Требования мотивированы тем, что Воткинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о государственной и муниципальной собственности в части оснащения жилых помещений муниципального жилищного фонда приборами учета. Установлено, что жилое помещение по адресу: <*****> внесено в реестр объектов муниципального имущества и относится к муниципальному жилищному фонду (Реестровый №***). В жилом помещении по указанному адресу по месту жительства с <дата> значится зарегистрированной С.М.И. Договор социального найма жилого помещения заключен <дата> Положениями п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда относится к вопросам местного значения городского округа. Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ. собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. В силу ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Согласно ч. 2 ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. Как предусмотрено ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Пунктом 5 ст. 13 Закона № 261-ФЗ установлено, что до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов "приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. В соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. В нарушение вышеуказанных норм закона до настоящего времени в жилом помещении по адресу: <*****> не установлены приборы учета горячего и холодного водоснабжения. В соответствии с Законом УР от 23.11.2004 года № 68-РЗ «Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории г. Воткинска Удмуртской Республики» муниципальное образование «г. Воткинск» наделено статусом городского округа. Как следует из ст. 48 Устава Муниципального образования «Город Воткинск» администрация г. Воткинска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Воткинск» наделенного настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Город Воткинск» федеральными законами и законами Удмуртской Республики. Жилое помещение по вышеуказанному адресу находится на территории МО «Город Воткинск» и относится к муниципальному жилищному фонду. Таким образом, ответчиком по настоящему делу будет являться администрация МО «Город Воткинск», как исполнительно-распорядительный орган МО «город Воткинск». Ответчик - администрация МО «Город Воткинск» бездействует, на протяжении длительного времени в жилом помещении муниципального жилищного фонда не установлены приборы учета горячего и холодного водоснабжения, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности собственника жилого помещения нести бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации), Администрация МО «Город Воткинск» в силу прямого указания в законе должна установить в жилом помещении приборы учета, ввести установленные приборы учета в эксплуатацию, осуществлять их надлежащую техническую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену. Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Собственники и граждане, проживающие в многоквартирном жилом доме ежемесячно осуществляют оплату коммунальных услуг, в связи с чем являются потребителями. Размер платы за коммунальные услуги напрямую зависит от наличия общедомовых (коллективных) и индивидуальных приборов учета потребляемой воды, тепла и электрической энергии. Отсутствие в жилом помещении муниципального жилищного фонда приборов учета горячего и холодного водоснабжения, по показаниям которых осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги затрагивает и нарушает интересы неопределенного круга лиц, которые являются собственниками и гражданами, проживающими в многоквартирном доме, поскольку весь объем предоставленной коммунальной услуги на общедомовые нужды распределяется между всеми потребителями. Кроме того, отсутствие в жилом помещении муниципального жилищного фонда приборов учета горячего и холодного водоснабжения противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также использованию энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий (ст.4 Закона № 261-ФЗ). Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также неопределенного круга лиц. Требование заявлено в соответствии с абзацем 7 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и направлено на понуждение ответчика к выполнению действий, которые он должен совершить в силу прямого указания закона.

Представитель процессуального истца - ст. помощник прокурора Бейтельшпахер О.В. в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержала по основаниям, изложенным выше, дополнительных пояснений не дала.

Представитель ответчика Паклин М.Ю., действующий на основании доверенности от <дата>, принципиальных возражений по иску не высказал, подтвердив, что до настоящего времени указанное в иске жилое помещение находится в реестре объектов муниципального имущества.

Третье лицо С.М.И. в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела была извещена надлежащим образом, посредством направления в адрес ее регистрации по месту жительства почтовой корреспонденции, которая возращена в суд с отметкой «истек срок хранения», в связи с чем, дело рассмотрено без участия третьего лица, в соответствии с требованиями ч.3 ст.167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела судом установлено, что Воткинской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что администрацией города Воткинска допущено нарушение требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в муниципальных квартирах.

По предоставленным сведениям: сообщению МУП «Водоканал» от <дата> (копия на л.д. 15), сообщению ЗАО ТСК «Воткинский завод»! от <дата> (копия на л.д. 16), ООО УК «Коммунсервис» от <дата> (копия на л.д. 17) <*****> не оснащена ИПУ холодного и горячего водоснабжения.

В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя по содержанию принадлежащего ему имущества.

На основании ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащего ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии со ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно выписки из Реестра объектов муниципального имущества от <дата> (л.д. 8), 1 комнатная квартира по адресу <*****> находится в собственности администрации <*****>.

Как усматривается из материалов дела, жилое помещение по вышеуказанному адресу предоставлено С.М.И. на условиях социального найма, что подтверждается договором социального найма жилого помещения от <дата> (копия на л.д. 20-21).

С.М.И. зарегистрирована в квартире по адресу <*****> с <дата>, что подтверждается справкой ООО УК «Коммунсервис» от <дата> (л.д. 100), а также справкой отдела по вопросам миграции ММО МВД России «Воткинский» от <дата>, представленной в материалы дела по запросу суда.

Закон № 261-ФЗ регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Целью Закона № 261-ФЗ является создание правовых экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с ст. 8 Федерального закона № 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; 5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 261-ФЗ здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.

Согласно ч. 9 ст. 11 Закона № 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета, используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Статьей 14 Закона № 261-ФЗ предусмотрено, что в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать: значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы; перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий; информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий.

Согласно ч. 6 ст. 14 Закона № 261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными. законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Таким образом, закон возложил обязанность по установке индивидуальных приборов учета именно на собственников жилых помещений.

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие ИПУ водоснабжения в муниципальных жилых помещениях нарушает права неопределенного круга лиц нанимателей муниципальных жилых помещений.

Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление обосновано предъявлено прокурором в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно положениям ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, судом на ответчика была возложена обязанность доказать, в том числе, что индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения в жилом помещении по адресу <*****> установлены; либо, что на ответчика не может быть возложена обязанность по их установке, поскольку в соответствии с законом данная обязанность должна быть возложена на другое лицо; что отсутствует техническая возможность для установления указанных в иске приборов (определение суда о разъяснении прав от <дата> - об. л.д. 23), однако ответчик таких доказательств суду не представил.

Ответчиком не опровергнуты исковые требования об обоснованности возложения на него обязанности установить в жилом помещении по адресу <*****> приборы учета холодного и горячего водоснабжения, доказательств исполнения данной обязанности не представлено.

Учитывая, что, что указанное в исковом заявлении жилое помещение является объектом муниципальной собственности, учитывая, что обязанность по установке индивидуальных приборов учета возложена законом именно на собственников жилых помещений, суд приходит к выводу о том, что со стороны ответчика имеется бездействие, связанное с неустановлением приборов учета, в связи с чем, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости возложения на ответчика обязанности выполнить мероприятия по установке индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в жилом помещении по адресу <*****> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом, суд находит разумным и достаточным, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, вышеуказанный срок для совершения ответчиком действий по исполнению настоящего решения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации МО «Город Воткинск» о возложении обязанности установить в жилом помещении по адресу <*****> приборы учета холодного и горячего водоснабжения - удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Город Воткинск» установить в жилом помещении по адресу <*****> приборы учета холодного и горячего водоснабжения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд УР в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.

Судья Е.А. Акулова

2-457/2020 ~ М-106/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
воткинский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МО "Город Воткинск"
Другие
Смирнова Маргарита Ивановна
Суд
Воткинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Акулова Елена Анатольевна
Дело на странице суда
votkinskiygor--udm.sudrf.ru
21.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2020Передача материалов судье
28.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
07.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее