Дело № 2-45/2024 УИД 23RS0014-01-2022-001873-49
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст. Динская Краснодарского края 11 января 2024 года
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Максименко О.А.,
при секретаре Ермоленко Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Динской район к Огневу М.В. о признании права отсутствующим и снятии с кадастрового учета и по исковому заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея к Огневу М.В. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Динской район (далее – администрация МО Динской район) и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее – МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея) обратились в суд с иском к Огневу М.В. о признании отсутствующим права собственности ФИО1 на земельный участок: с кадастровым номером №, площадью 135 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – садовый земельный участок, и снятии его с государственного кадастрового учета.
В обоснование исков указали, что ответчик является собственником вышеуказанного земельного участка. Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район, по результатам рассмотрения представления прокурора Динского района, в рамках муниципального контракта № № от 21.10.2021, заключенного с кадастровым инженером Кулинич Л.Н. были проведены геодезические работы по установлению линии береговой полосы, используя сведения из ЕГРН о местоположении водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы вдоль земельных участков (от земельного участка с кадастровым номером № до земельного участка №, от земельного участка с кадастровым номером № до земельного участка №) с целью установления нарушений или отсутствия нарушений земельного, водного и иного законодательства в части занятия частными лицами береговой полосы реки Понура.
Согласно заключению кадастрового инженера от 22.11.2021 указанные земельные участки частично расположены в береговой полосе.
По мнению истца, границы указанных земельных участков поставлены на кадастровый учет с нарушением действующего законодательства (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ, п. 8 ст. 28 федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
В МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея поступило обращение членов СНТ «Миловидово» о нарушении природоохранного, земельного, градостроительного законодательства РФ вх. № 23-10471 от 10.05.202 г.
В рамках рассмотрения данного обращения МТУ РОСИМУЩЕСТВА в Краснодарском крае и Республике Адыгея обратилось в Динской районный суд о признании отсутствующим права собственников – физических лиц на земельные участки с кадастровыми номерами: №.
Вместе с тем, из обращения членов СНТ «Миловидово», поступившего в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея 26.10.2022 г. № 23-35359 выявлены сведения о наличии земельных участков, в отношении которых МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея не обращалась за защитой права собственности Российской Федерации в суд.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 135 +/- 4 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположен в границах участка, почтовый ориентир: Краснодарский край, Динской район, зарегистрировано право собственности за Огневым М.В.
Однако при формировании, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности Огнева М.В., на спорный земельный участок не учтено следующее.
Согласно статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ) кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в ЕГРН, при этом публичные кадастровые карты - кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц.
Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы.
Согласно сведениям публично-кадастровой карты, вышеуказанный земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования территории (водоохранная зона) и расположен в водоохранной зоне, прибрежной полосе реки Понура, береговой линии и затрагивает водный объект-реку.
В соответствии с п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Таким образом, следует, что водные объекты и их береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, поскольку данные объекты могут находится только в федеральной собственности.
Являясь лицом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, истец тем самым опосредовано владеет земельными участками, находящимися в собственности РФ и закрепленными за территориальным органом.
Образование земельного участка на землях общего пользования для строительства жилого дома, принадлежащего на праве собственности РФ, а также предоставление его в собственность не согласуется с нормами водного, градостроительного, земельного законодательства РФ.
В судебное заседание представители истцов администрации МО Динской район и МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея не явились, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие. На удовлетворении исковых требований настаивали, о чем представили письменные заявления.
Ответчик Огнев М.В., третьи лица - представитель СНТ «Миловидово», представитель Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялись надлежащим образом, путем направления судебных повесток с уведомлениями о вручении, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Третье лицо – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, согласно письменного заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие, при разрешении вопроса полагается на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Исходя из смысла приведенной нормы, законом обеспечивается равенство возможностей для заинтересованных лиц при обращении в суд, а также при использовании процессуальных средств защиты своих интересов в суде.
Согласно ч. 2 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве. Часть 1 данной статьи, в свою очередь, предусматривает, что эти лица должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии ч. 1 ст. 113 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения о датах судебных заседаний направлялись судом по указанному истцами адресам заказными письмами с уведомлениями о вручении, письма адресатами получены.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что суд со своей стороны исполнил требования процессуального закона об извещении ответчика и третьих лиц о времени и месте судебного заседания, в то же время из поведения ответчика и третьих лиц усматривается отсутствие намерения реализовать свои процессуальные права надлежащим образом в соответствии с требования ст. 35 ГПК РФ.
По решению суда, дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет вопросы, которые относятся к вопросам местного значения сельского поселения.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 настоящего закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего закона на территориях сельских поселений, в том числе осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно подпункту 28 статья 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса).
В силу пункта 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса реки относятся к поверхностным водным объектам, состоящим из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (часть 3 статьи 5 Водного кодекса). Порядок определения береговой линии (границы водного объекта) описан в части 4 статьи 5 Водного кодекса.
Согласно правилу, закрепленному в части 1 статьи 8 Водного кодекса, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (то есть внутри береговой линии), а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункты 1 и 2 статьи 102 Земельного кодекса).
Частью 1 статьи 65 Водного кодекса предусмотрено, что территории, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов, являются водоохранными зонами. На указанных территориях устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Правовой режим водоохранных зон не является однородным. В границах водоохранных зон выделяют береговую полосу (часть 6 статьи 6 Водного кодекса) и прибрежные защитные полосы (часть 2 статьи 65 Водного кодекса).
В силу норм Водного кодекса (часть 2 статьи 2, часть 1 статьи 4) водное законодательство регулирует водные отношения - правоотношения по использованию и охране водных объектов. Положения действующего водного законодательства не содержат каких-либо норм об отнесении земельных участков, находящихся в водоохранной зоне (береговой полосе) федеральных водных объектов, к собственности публично-правовых образований. Отнесение земельного участка к водоохранной зоне (береговой полосе) само по себе не означает, что у собственника водного объекта возникает право собственности на такой участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Закона № 137-ФЗ органами местного самоуправления муниципальных районов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности осуществляется предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Согласно ч. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
На основании п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования относит территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 15 июля 2009 года № 1492-П «Об установлении ширины водоохранных зон и ширины прибрежных защитных полос рек и ручьев, расположенных на территории Краснодарского края» установлено, что длина водотока реки 1-я Понура составляет 97 километров.
Согласно приказу Минприроды Краснодарского края от 3 октября 2018 года № 1628 «Об установлении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, местоположений береговых линий (границ водных объектов) реки Понура, реки 2-я Понура, реки 1-я Понура и реки Осечки на территории города Краснодара и Динского района Краснодарского края», ширина прибрежной защитной полосы реки 1-я Понура составляет 100 метров.
В силу п. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов, водоохранного и санитарнозащитного назначения, общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие).
Судом установлено, что Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район по результатам рассмотрения представления прокурора Динского района, были проведены геодезические работы по установлению линии береговой полосы, используя сведения из ЕГРН о местоположении водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы вдоль земельных участков (от земельного участка с кадастровым номером № до земельного участка №, от земельного участка с кадастровым номером № до земельного участка № целью установления нарушений или отсутствия нарушений земельного, водного и иного законодательства в части занятия частными лицами береговой полосы реки Понура.
Геодезические работы проводились кадастровым инженером Кулинич Л.Н. с использованием аппаратуры геодезической спутниковой GALAXY G1 Plus, зарегистрированной в Госреестре средств измерений №74464-19, дата поверки 28.12.2020г. Геодезический обмер проводился от пунктов ГГС (государственной геодезической сети) в системе координат МСК-23. Граница береговой полосы была установлена камерально с использованием сведений ЕГРН о местоположении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы вдоль вышеназванных земельных участков.
У суда не имеется оснований не доверять заключению кадастрового инженера, поскольку оно соответствует требованиям гражданско-процессуального законодательства, выполнено специалистом, квалификация которого сомнений не вызывает.
Координаты характерных точек береговой линии приняты в соответствии со сведениями кадастровых планов территории: от 27.10.2021 № КУВИ-002/2021-143565904, от 26.10.2021 № КУВИ-002/2021-143350399, от 27.10.2021 № КУВИ-002/2021-143563005. Координаты характерных точек границы береговой полосы условно установлены на расстоянии 20 м. от характерных точек береговой линии, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
На прилагаемой к заключению кадастрового инженера схеме указаны границы рассматриваемых земельных участков, местоположение границы береговой полосы (точки от 1 до 52 и от 175 до 183), и площадь рассматриваемых земельных участков в границах береговой полосы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером №, площадью – 135 +/- 4 кв.м. принадлежит Огневу М.В.
Земельный участок расположен по адресу: Краснодарский край, Динской район, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – садовый земельный участок.
Согласно вышеуказанному заключению кадастрового инженера от 22.11.2021 г. земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет с границами, нарушающими требования ч. 8 ст. 27 ЗК РФ, которые запрещают приватизацию земельных участков в границах 20-ти метровой полосы.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО6 (аттестат кадастрового инженера 77-14-364), которое подготовлено 07.11.2022 года и дополнения к нему от 16.01.2023 г. земельный участок Огнева М.В. сформирован от береговой линии, полностью расположен в береговой полосе и водоохранной зоне реки Понура.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что спорный земельный участок Огневым М.В. приобретен и сформирован с нарушением водного и земельного законодательства.
В соответствии с правовой позицией, приведенной в пунктах 3 и 52 постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
При таких обстоятельствах, учитывая, что земельный участок, принадлежащий ответчику, приобретен и сформирован с нарушением водного и земельного законодательства с нарушением действующего законодательства, суд полагает исковые требования истцов обоснованными.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ – 135 +/- 4 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ – 135 +/- 4 ░░.░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № № ░░ 19.05.2020 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ – 135 +/- 4 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ № №-1 ░░ 19.05.2020 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ – 135 +/- 4 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░