УИД <номер изъят> Г/д № 2-354/2023
Решение
именем Российской Федерации
7 апреля 2023 года с. Икряное Астраханской области
Икрянинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Александровой Е.В.,
с участием помощника прокурора Икрянинского района Астраханской области Александровой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кульковой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании, в здании Икрянинского районного суда Астраханской области, расположенного по адресу: 416370, Астраханская область, Икрянинский район, с. Икряное, ул. Мира, 37 «б», гражданское дело №2-354/2023 по исковому заявлению заместителя прокурора Икрянинского района Астраханской области к МКОУ «Озерновская СОШ» о понуждении устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищённости,
установил:
Заместитель прокурора Икрянинского района Астраханской области обратился в суд с иском к МКОУ «Озерновская СОШ» о понуждении устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищённости, указав в его обоснование на следующие обстоятельства:
Прокуратурой района в октябре 2022 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействию терроризму в деятельности МКОУ «Озерновская СОШ», по результатам которой выявлены нарушения.
Проверкой установлено, что в нарушении требований законодательства, образовательное учреждение не оснащено системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В связи с выявленными нарушениями законодательства прокуратурой района в мае 2022 года в адрес директора образовательного учреждения внесено представление, по результатам рассмотрения которого меры к устранению нарушений законодательства приняты не в полном объеме.
При указанных обстоятельствах, прокурор просил обязать МКОУ «Озерновская СОШ», в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму путем оборудования образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, установки системы видеонаблюдения, достаточном для полного охвата территории образовательного учреждения, непрерывного наблюдения уязвимых мест объекта.
Представитель истца - помощник прокурора Икрянинского района Астраханской области Александрова М.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика директор МКОУ «Озерновская СОШ» Нургалиева А.Т. в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела надлежащим образом, представила заявление, в котором просила о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования признала в полном объеме, последствия признания иска ответчику судом разъяснены и понятны. Письменное заявление о признании иска приобщено к материалам дела.
Представитель третьего лица Управления образования администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области, представитель третьего лица администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при установленной явке.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2021 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации создают необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся, обеспечения их безопасности во время пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 названного закона одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной 05.10.2009 Президентов Российской Федерации, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений их последствий, а предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территории).
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), объекты (территории) обеспечиваются системами оповещения управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (п.п. «д» п. 24 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района в октябре 2022 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействию терроризму в деятельности МКОУ «Озерновская СОШ», по результатам которой выявлены нарушения.
Проверкой установлено, что в нарушении требований законодательства, образовательное учреждение не оснащено системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В связи с выявленными нарушениями законодательства прокуратурой района в мае 2022 года в адрес директора образовательного учреждения внесено представление, по результатам рассмотрения которого меры к устранению нарушений законодательства приняты не в полном объеме.
Так, из письма директора МКОУ «Озерновская СОШ от 16.05.2022 года за исх. №49-2022 следует, что образовательным учреждением приняты меры по устранению допущенных нарушений законодательства об образовании, о противодействии терроризму; проведены мероприятия по определению цены работ по оборудованию образовательного учреждения автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, запрошены коммерческие предложения с подрядных организаций, сформирована заявка учредителю для изыскания лимитных обязательств в бюджете МО «Икрянинский район» Астраханской области в размере 233758 рублей. При увеличении лимитных обязательств и поступлении денежных средств образовательное учреждение заключит договор с подрядчиком на проведение работ по установке автономной системы (средствами) экстренного оповещения работников в срок установленный договором.
В отношении заведующей по хозяйственной части Кубеновой М.И. инициировано проведение служебного расследования.
Из письма заместителя начальника управления образования администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области от 22.06.2022 № 952 следует, что в ходе проведения проверки образовательных учреждений прокуратурой Икрянинского района Астраханской области были выявлены нарушения, а именно оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. В связи с чем просит предусмотреть лимитные обязательства в бюджете МО «Икрянинский район» Астраханской области в размере 3 394 517,00 рублей. Установка и обслуживание системы тревожной кнопки МП «Развитие системы общего и дошкольного образования в Икрянинском районе Астраханской области» для устранения данных нарушений, в ПФХД образовательных учреждений лимитные обязательства на указанные мероприятия на 2022 год не предусмотрены.
Из письма заместителя начальника управления образования администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области от 08.11.2022 № 1619 следует, что управлением образования от образовательных учреждений получены заявки на финансирование выполнения работ по оборудованию системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Управлением образования направлялось письмо в Министерство образования и науки Астраханской области для выделения дополнительных финансовых средств на установку систем оповещения и управления эвакуации. Министерство образования и науки Астраханской области запросило информацию о потребностях в бюджетных ассигнованиях на осуществление мероприятий по антитеррористической защищенности объектов образования. Управлением образования сформирована общая заявка о финансировании и направлена в администрацию МО «Икрянинский район» Астраханской области, в настоящее время денежные средства не поступили. Работы по оборудованию образовательных учреждений системам оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не выполнены, в связи с отсутствием финансирования.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст.173 ГПК РФ в случае, если признание иска сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон.
При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах, доводы искового заявления прокурора о нарушении требований действующего законодательства образовательным учреждением, нашли свое объективное подтверждение, в связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего заинтересованного лица (ответчика) совершить какие-либо действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем и характер работ, подлежащих выполнению, необходимость соблюдения требований законодательства при осуществлении процедуры формирования и получения необходимой документации, суд считает возможным установить срок для исполнения возлагаемой обязанности - 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, считая его разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с административным иском в защиту неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден. Освобожден от уплаты государственной пошлины и административный ответчик на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление заместителя прокурора Икрянинского района Астраханской области к МКОУ «Озерновская СОШ» о понуждении устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищённости- удовлетворить.
Возложить обязанность на МКОУ «Озерновская СОШ» в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму путем оборудования образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, установки системы видеонаблюдения, достаточном для полного охвата территории образовательного учреждения, непрерывного наблюдения уязвимых мест объекта.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Икрянинский районный суд Астраханской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2023 года.
Судья Е.В. Александрова