2-4795/2019
24RS0048-01-2018-016314-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2019 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Михайловой О.В.,
при секретаре Гуляевой Ю.В.,
а также с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Красноярска Ковалевой С.Н.,
представителя ответчика МБУ СО «ГСРЦН «Росток» Ахметзяновой А.Р., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Кулагиной ФИО12 к муниципальному бюджетному образовательному учреждению социального обслуживания «Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» о взыскании задолженности по заработной плате,
установил:
Прокурор Советского района г. Красноярска в интересах Кулагиной Е.В. обратился в суд с иском к ответчику МБУ СО «ГСРЦН «Росток» о взыскании задолженности по заработной плате за периоды с апреля по август 2018 года в размере 13394,43 рублей, мотивировав свои требования тем, что истец состояла с ответчиком в трудовых отношениях. За период с апреля 2018 года по август 2018 года ответчиком ей выплачивалась заработная плата ниже гарантированного законодательством размера минимального размера оплаты труда.
Старший помощник прокурора Советского района г. Красноярска Ковалева С.Н., в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном размере по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истец Кулагина Е.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела. в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика МБУ СО «ГСРЦН «Росток» Ахметзянова А.Р. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что ответчик является муниципальным учреждением, заработная плата работникам учреждения начислялась на основании писем Министерства социальной политики Красноярского края, денежные средства на восстановление расходов по выплате заработной платы в размере не ниже МРОТ будут выделены в 4 квартале 2018 года и за период с 01.09.2018 года по 30.12.2018 года учреждением самостоятельно будет выплачена не начисленная заработная плата по мере поступления средств краевой субвенции на эти цели.
Третье лицо ГУСЗН администрации г. Красноярска, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом дело рассмотрено в отсутствии истца и представителя третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрении дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Как установлено судом:
Кулагина Е.В. на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности помощник воспитателя. Условиями трудового договора истцу установлена 40 часовая рабочая неделя по графику. Условиями трудового договора с учетом дополнительных соглашений истцу установлен должностной оклад пропорционально отработанному времени, 30% районный коэффициент. 30% северная надбавка, а также установлены выплаты стимулирующего характера, в том числе краевая выплата воспитателям, младшим воспитателям, помощникам воспитателей 718,40 рублей.
Согласно п. 6.4.4 Правил внутреннего трудового распорядка для помощников воспитателей МБУ СО «ГСРЦН «Росток» установлена 40-часовая рабочая неделя с суточным скользящим графиком.
Согласно табелей учета рабочего времени, расчетных листков на имя Кулагиной Е.В.:
- в апреле 2018 года ею отработано 124 часа при нормальной продолжительности рабочего времени в апреле 2018 года 167 часов и начислено ей заработной платы с учетом оклада и всех надбавок 10929,24 рублей;
- в мае 2018 года истцом отработано 168 часа при нормальной продолжительности рабочего времени в мае 2018 года 159 часов и начислено ей заработной платы с учетом оклада и всех надбавок 15331.95 рублей;
- в июне 2018 года истцом отработано 162 часа при нормальной продолжительности рабочего времени в июне 2018 года 159 часов и начислено ей заработной платы с учетом оклада и всех надбавок 14856,86 рублей;
- в июле 2018 года ею отработано 176+66 = 242 часов при нормальной продолжительности рабочего времени в июле 2018 года 176 часов и начислено ей заработной платы с учетом оклада и всех надбавок 19303,26 рублей;
- в августе 2018 года ею отработано 44 часа при нормальной продолжительности рабочего времени в августе 2018 года 184 часов и начислено ей заработной платы с учетом оклада и всех надбавок 3357,11 рублей.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона № 82-ФЗ от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» с 01.05.2018 года минимальный размер оплаты труда по Российской Федерации составил 11 163 рубля.
Постановлением администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 г. N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 01 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Красноярского края, определен в размере 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ N 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Согласно п. 2.7.7. Приказа министерства социальной политики Красноярского края от 09.12.2009 N 358-ОД (ред. от 14.08.2018) персональные краевые выплаты воспитателям, младшим воспитателям, помощникам воспитателей краевых государственных учреждений, оказывающим социально-реабилитационные услуги несовершеннолетним в группах (далее - выплата), устанавливаются в размере 718,4 рубля на одного воспитателя, младшего воспитателя и помощника воспитателя. Выплаты устанавливаются на основании приказа руководителя учреждения в виде выплаты стимулирующего характера, входящей в состав заработной платы работника, но не более 718,4 рубля на одного работника. Выплата младшим воспитателям, помощникам воспитателей начисляется и выплачивается ежемесячно пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей). Выплата воспитателям начисляется и выплачивается ежемесячно пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) сверх месячной заработной платы, начисленной с учетом компенсационных выплат, в том числе доплаты до размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда, установленного в Красноярском крае), региональной выплаты и стимулирующих выплат. На выплату начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, в связи с чем размер оплаты труда истца за установленную норму труда с 01.01.2018 года не мог составлять менее: 16331,84 рублей (9489+718,40)+60%, а с 01.05.2018 года не мог составлять менее чем 19010,24 рублей (11 163+718,40)+60% за норму труда.
Принимая во внимание, что работодателем истцу в период с января по июль 2018 года, выплачена заработная плата в размере ниже установленной нормами трудового права гарантии, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по заработной плате за указанный период в размере 18860,92 рублей исходя из следующего расчета:
- за апрель 2018 года: (9489+718,40)/167х124+60% - 10929,24 = 1197,40 рублей;
- за май 2018 года – (11163+718,40)/159х168 +60% - 15331,95 = 4754,34 рублей;
- за июнь 2018 года – (11163+718,40)/159х162 +60% - 14856,86 = 4884,54 рублей;
- за июль 2018 года – (11163+718,40)/176х242 +60% - 19303,26 = 6835.82 рублей;
- за август 2018 года – (11163+718,40)/184х44 +60% - 3357,11 = 1188.82 рублей.
Итого 18860,92 рублей.
Произведенный прокурором расчет задолженности суд признает арифметически не верным, поскольку в указанном расчете не учтены положения п. 2.7.7. Приказа министерства социальной политики Красноярского края от 09.12.2009 N 358-ОД (ред. от 14.08.2018) о том. что краевая выплата начисляется пропорционально отработанному времени сверх гарантированного нормами ТК РФ размера оплаты труда и на нее начисляются районный и северный коэффициент. При этом с учетом предмета и основания иска суд полагает возможным выйти за пределы заявленных прокурором требований и взыскать в пользу истца задолженность в соответствии с произведенным судом расчетом.
Доказательств производства выплаты указанной задолженности ответчиком в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было.
Доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования на цели выплаты заработной платы в размере, не ниже гарантированного федеральным законодательством, не освобождают ответчика от обязанности по выполнению перед работником гарантий, установленных нормами трудового законодательства.
Доводы ответчика о том, что при выплате истцу в спорные периоды заработной платы они руководствовались ст. 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», в соответствии с которой работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата. Для целей расчета региональной выплаты размеры заработной платы составляют: с 01.01.2018 года 11016 рублей, с 01.09.2018 года 17861 рубль, суд не может принять во внимание, поскольку согласно ст. 5 ТК РФ нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (с изменениями) если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (часть 2 статьи 120 Конституции РФ, часть 2 статьи 11 ГПК РФ, статья 5 ТК РФ).
Согласно изложенного в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 г. N 38-П конституционно-правого смысла положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Поскольку положения ст. 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» в редакции, действующей в спорные периоды начисления и выплаты истцу ответчиком заработной платы, не соответствовали требованиям статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ, поскольку установленная указанным региональным соглашением минимальная заработная плата с учетом включения в нее компенсационных выплат ниже установленной нормами ТК РФ гарантии, суд полагает необходимым при исчислении истцу заработной платы руководствоваться нормами ч.3 ст. 133 ТК РФ.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Учитывая изложенное, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 754,44 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Кулагиной ФИО13 к муниципальному бюджетному образовательному учреждению социального обслуживания «Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения социального обслуживания «Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» в пользу Кулагиной ФИО14 задолженность по заработной плате за период с апреля по август 2018 года включительно в размере 18860 рублей 92 копейки.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения социального обслуживания «Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 754 рубля 44 копейки.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в срок месяц со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Михайлова