№ 2-1603/2023
УИД: 22RS0068-01-2023-000092-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2023 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего: Паниной Е.Ю.,
при секретаре: Ягначковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ананьева Владимира Владимировича к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Алтайскому краю о защите пенсионных прав,
УСТАНОВИЛ:
Ананьев В.В. обратился в суд с иском к ответчику о защите пенсионных прав.
Судом установлено, что согласно сведений ЕГРЮЛ наименование ответчика, в связи с реорганизацией изменено, на момент рассмотрения спора наименование ответчика Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Алтайскому краю.
В обоснование требований указано, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости согласно ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении страховой пенсии по старости отказано, при этом не включены в страховой стаж периоды работы:
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, т.к. период заверен нечитаемым оттиском печати,
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, т.к. период заверен нечитаемым оттиском печати,
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, т.к. период заверен нечитаемым оттиском печати,
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> <данные изъяты> «<данные изъяты> <данные изъяты>» в должности <данные изъяты>, т.к. не предоставлено сведений об уплате обязательных платежей,
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты>, т.к. период заверен нечитаемым оттиском печати.
Таким образом, всего не было учтено в страховой стаж 12 лет 4 месяца 24 дня.
Истец считает отказ в назначении страховой пенсии по старости незаконным.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Накопительная система Республики Казахстан введена с ДД.ММ.ГГГГ согласно закону Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
Факт уплаты обязательных пенсионных взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной АО «Единый накопительный пенсионный фонд».
Требования ответчика о необходимости легализации архивных справок, подтверждающих факт работы с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., являются безосновательными.
АО «Единый накопительный пенсионный фонд» не обладает и не может предоставить данные за период до его образования, поскольку эти данные находятся в системе Государственных архивов Республики Казахстан и являются их непосредственной компетенцией.
Факт работы за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> в должности <данные изъяты> подтверждается архивными справками № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Относительно доводов ответчика о нечитаемых оттисках печати, истец указывает, что им предпринимались меры для получения документов, подтверждающих его трудовой стаж в спорный период в архивах Республики Казахстан, однако, в связи с ликвидацией <данные изъяты> не все данные сдавали в архив, вследствие чего архивные справки содержат сведения не по всем периодам работы.
Ссылка ответчика на то, что запись об увольнении заверена не читаемой печатью, не может сама по себе являться основанием для отказа во включении в страховой стаж спорного периода, поскольку обязанность по надлежащему ведению трудовой книжки возложена на работодателя, истец не может быть лишен права на включение спорного периода в подсчет стажа из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей работодателем.
На дату обращения к ответчику ДД.ММ.ГГГГ истец имел требуемую величину страхового стажа для назначения пенсии, который составляет 25 лет 9 месяцев 3 дня, исходя из расчета суммирования 13 лет 4 месяцев 9 дней (включенных в страховой стаж ответчиком) + 12 лет 4 месяца 24 дня (не включенные в страховой стаж).
На дату обращения с учетом включения спорных периодов истец имел требуемую величину ИПК 60,061.
Таким образом, на момент обращения ответчик был обязан принять к зачету для исчисления страхового стажа указанные периоды и назначить страховую пенсию по старости, однако отказал в этом без законных оснований, чем нарушил право истца на получение пенсии.
По таким основаниям, истец просит признать решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> <данные изъяты> «<данные изъяты> <данные изъяты>» в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты>, обязать ответчика назначить истцу страховую пенсии по старости со дня возникновения права на нее, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца Пученькин И.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Казарцева Л.В. возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
В письменном отзыве на исковое заявление приведены доводы, аналогичные, изложенным в оспариваемом решении.
Также указано, что в случае подтверждения надлежащим образом сведений о периодах работы и заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, протекавших на территории Республики Казахстан, страховой стаж заявителя составит 25 лет 9 месяцев 3 дня, величина ИПК составит 60,061.
Истец Ананьев В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Выслушав пояснения явившихся участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Судом установлено, что Ананьев В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением к ответчику о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № Ананьеву В.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В решении указано, что в представленную заявителем трудовую книжку № № внесены сведения о периодах работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, заверенные печатями, оттиск которых не читается, установить точное наименование организацией не представляется возможным. Таким образом, данные периоды работы не могут быть приняты к рассмотрению при установлении пенсии без дополнительного подтверждения.
В трудовой книжке истца внесены сведения о периоде работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> <данные изъяты> «<данные изъяты> <данные изъяты>». Сведений об уплате обязательных платежей за данный период не представлено. Принято решение не учитывать в страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Периоды работы на территории Республики Казахстан после ДД.ММ.ГГГГ должны быть подтверждены дополнительными документами, выданными компетентными органами.
В целях оказания содействия в истребовании сведений о стаже и заработной плате был направлен запрос-формуляр в компетентные органы Республики Казахстан.
Архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ №, выданная КГУ «ЦДНИ» Управления цифровизации и архивов Восточно-Казахстанской области, поступила не из компетентных органов. По выписке из индивидуального лицевого счета и документам имеющимся в распоряжении отделения ПФР, страховой стаж заявителя составил 13 лет 4 месяц 9 дней, величина ИПК равна 16,358, т.е. менее требуемой.
Ананьев В.В. на момент обращения к ответчику и в настоящее время является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает в г. Барнауле.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Российской Федерацией ратифицировано Федеральным законом от 09.11.2020 № 354-ФЗ Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, указанное Соглашение вступило в силу для всех участников этого соглашения с 01.01.2021.
В соответствии с переходным положением статьи 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019, за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.
13.03.1992 между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», которое действовало на дату обращения и рассмотрения заявления истца.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Статья 10 Соглашения от 13.03.1992 закрепляет, что государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Согласно ст.11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В соответствии с решением Экономического Суда СНГ от 07.04.2005 № 01-1/6-04, консультативным заключением Экономического Суда СНГ № 01-1/4-12 от 29.11.2012 о толковании п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, при определении трудового стажа граждан государств-участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства-участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13.03.1992.
Таким образом, по смыслу положений п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ, учитывается трудовой стаж, в том числе специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсий, приобретенный на территории любого из этих государств независимо от времени его приобретения, а также на территории бывшего СССР до 13.03.1992.
Аналогичная правовая позиция была изложена в Обзоре законодательства судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2010 (в редакции от 29.12.2010).
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
Распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР.
На основании п.4 данных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В силу пункта 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, установившего принцип страхового пенсионного обеспечения) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, на территории государства – участника СНГ (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерации из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерации из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами российской Федерации после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.04.2008 №ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий».
В настоящее время на территории Республики Казахстан взаимодействие по вопросам пенсионного обеспечения осуществляется НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», согласно информации КГУ «Центр документации о новейшей истории» управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области Республики Казахстана, направленной 28.11.2019 в Главное управление пенсионного фонда Российской Федерации.
Между тем, в силу положений ст. 11 Соглашения к документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Таким образом, при проверке обоснованности требований о включении спорных периодов в страховой стаж, специальный стаж для досрочного назначения пенсии, в качестве надлежащих доказательств подлежат принятию как документы, выданные специально уполномоченным органом Республики Казахстан, каковым в настоящее время является НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», так и документы, выданные работодателями в спорные периоды, архивными органами на основании архивных документов работодателей.
В трудовой книжке истца за спорные периоды имеются следующие записи:
- ДД.ММ.ГГГГ принят <данные изъяты> в <данные изъяты>,
- ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с ликвидацией и принят переводом в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>,
- ДД.ММ.ГГГГ уволен за прогул,
- ДД.ММ.ГГГГ принят <данные изъяты> в <данные изъяты>,
- ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию,
- ДД.ММ.ГГГГ принят <данные изъяты> в <данные изъяты> <данные изъяты> «<данные изъяты> <данные изъяты>»,
- ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию,
- ДД.ММ.ГГГГ принят на работу <данные изъяты> в <данные изъяты> «<данные изъяты>»,
- ДД.ММ.ГГГГ уволен по соглашению сторон.
Согласно сведениям АО «Единый накопительный пенсионный фонд» от ДД.ММ.ГГГГ имеются сведения о наличии пенсионных накоплений в отношении Ананьева В.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно архивной справке КГУ «Центр документации новейшей истории» Управления цифровизации и архивов Восточно-Казахстанской области от ДД.ММ.ГГГГ № приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Ананьев В.В. принят <данные изъяты> 2 класса № с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>. В ведомостях имеются сведения о начислениях заработной платы за период с января 1990 г. по июнь 1993 г., за октябрь 1993г.
Согласно архивной справке КГУ «Центр документации новейшей истории» управления культуры, развития языков и архивного дела области Абай от ДД.ММ.ГГГГ № имеются сведения о начислении заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно архивной справке <данные изъяты> «<данные изъяты> <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ переименован в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> и зарегистрирован в качестве хозяйствующего субъекта, в связи с ликвидацией <данные изъяты> <данные изъяты> и образованием «<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>» Ананьев В.В. с ДД.ММ.ГГГГ уволен из таксопарка и принят переводом в «<данные изъяты>». Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Ананьев В.В. с ДД.ММ.ГГГГ уволен за прогул.
Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства в части наличия оснований для включения спорных периодов в страховой стаж, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 1 ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Ранее действовавшим трудовым законодательством, в том числе законодательством СССР предусматривались аналогичные положения. Ответственность за надлежащее оформление трудовых отношений возложена на работодателя.
Представленная истцом трудовая книжка не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе. Записи внесены хронологически верно, противоречий не содержат.
Кроме трудовой книжки, совокупностью указанных выше доказательств (архивных справок) подтверждается факт работы истца в спорные периоды в указанных в трудовой книжке организациях.
За период работы с ДД.ММ.ГГГГ имеются сведения об уплате страховых взносов.
При таких обстоятельствах спорные периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В части требований о включении в страховой стаж периода работы в <данные изъяты> <данные изъяты> «<данные изъяты> <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд учитывает также следующее.
Согласно п. 16 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.
Ранее деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств регулировалась Законом РСФСР от 27.12.1990 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Статьей 22 Закона РСФСР от 27.12.1990 установлено, что в случаях производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством РСФСР. Оплата труда граждан, заключивших договор об использовании их труда, включается в состав текущих затрат и осуществляется в первоочередном порядке. Она не зависит от итогов работы крестьянского хозяйства, если на то не имеется особого соглашения, но и не должна быть ниже, чем у работников соответствующих профессий в государственных предприятиях. Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства и подтверждаются местным Советом народных депутатов.
В соответствии со статьей 237 Кодекса законов о труде, взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями и организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка. Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования. Размеры страховых взносов и порядок их уплаты устанавливаются законом.
Аналогичные нормы содержатся в статье 1 и 17 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» к индивидуальным предпринимателям относятся главы крестьянских (фермерских) хозяйств, которые согласно подпункту "б" части 1 статьи 5 указанного Федерального закона относятся к плательщикам страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 18 указанного Федерального закона, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10 июля 2007 года) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.
Следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ).
Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Оценивая приведенные положения законодательства и разъяснения, суд приходит к выводу о том, что по основанию отсутствия уплаты страховых взносов не подлежит включению в стаж период работы главы крестьянского фермерского хозяйства. Право иных работников крестьянского хозяйства, на которых распространяются общие положения и гарантии трудового законодательства, не может быть ограничено по указанному основанию.
Приведенные выше положения законодательства в части регулирования труда наемных работников крестьянского фермерского хозяйства распространяются на правоотношения в Российской Федерации. Не подлежат применению в отношении деятельности работников крестьянского фермерского хозяйства территории другого государства, в том числе и в части дополнительного подтверждения заключения договора органом местного самоуправления.
С учетом указанного выше, суд приходит к выводу о том, что спорный период в <данные изъяты> <данные изъяты> «<данные изъяты> <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, запись о котором имеется в трудовой книжке истца, внесена в хронологической последовательности с иными периодами, также подлежит включению в страховой стаж.
Согласно информации ответчика в случае подтверждения надлежащим образом сведений о спорных периодах работы, страховой стаж заявителя составит 25 лет 9 месяцев 3 дня, величина ИПК составит 60,061.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с положениями ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» требуемый размер страхового стажа для истца Ананьева В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в 2022 году составляет 13 лет, величина ИПК не менее 23,4, право на пенсию возникает по достижении 61 года 6 месяцев.
С учетом выводов суда о наличии оснований для включения спорных периодов в стаж, на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии у нее имелись требуемые стаж и ИПК, он достиг возраста 61 лет 6 месяцев (ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с чем требование истца о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным, подлежит удовлетворению.
Требование Ананьева В.В. о признании решения ответчика незаконным, удовлетворению не подлежит, поскольку является фактически основанием исковых требований о признании права и возложении обязанности включить периоды в стаж назначить пенсию, заявлено излишне, само по себе удовлетворение данного требования прав истца не восстанавливает.
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению частично, согласно вышеприведенных выводов.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Ананьева Владимира Владимировича удовлетворить в части.
Возложить обязанность на Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Алтайскому краю включить в общий трудовой и страховой стаж Ананьева Владимира Владимировича периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить пенсию Ананьеву Владимиру Владимировичу с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца со дня вынесения в мотивированной форме.
Судья Е.Ю. Панина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>