Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-518/2021 ~ М-166/2021 от 26.01.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2021 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Панковой М.А.,

При секретаре судебного заседания Носовой О.В.,

С участием представителей административного истца Седовой И.М.,Мишиным В.Н.

Представителя ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» Лаврищевой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело      № 3а-518/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества «Самараинвестнефть» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

АО «Самараинвестнефть» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в котором просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (Единое землепользование), категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения пункта приема-сдачи нефти, для размещения промышленных объектов, площадью 14 260 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 1 698 555 рублей.

Требования мотивированы тем, что Общество является арендатором вышеуказанного земельного участка, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на отчет об оценке ООО «Институт независимой оценки и аудита» от 26.05.2020 года № 108-20А-2, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на дату оценки составляет в отношении земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года 1 698 555 рублей.

Однако решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при министерстве имущественных отношений Самарской области заявление общества о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельных участков отклонено.

На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.

Представитель административного истца по доверенности от 11.01.2021 года № 03.21 Седова И.М. в судебном заседании уточнила административные исковые требования в части установления кадастровой стоимости земельного участка, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере равном его рыночном стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 2 196 040 рублей, в соответствии с заключением эксперта ООО «Союз Экспертов Региона» от 01.04.2021 года № 3а-518/2021-И.

Представитель административного истца по доверенности от 26.01.2021 года № 05.21 Мишин В.Н. поддержал уточненное административное исковое заявление в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» Лаврищева Н.Л., действующая на основании доверенности от 16.11.2020 года № 43-ЦКО, не возражала против удовлетворения уточненных административных исковых требований.

Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, администрации муниципального района Сергиевский Самарской области, ООО "Институт независимой оценки и аудита" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения, в которых оставил рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда.

Представитель ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил отказать.

Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление в суд не предоставили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителей административного истца, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

Согласно пункту 10 названных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Установлено, что АО «Самараинвестнефть» на праве аренды владеет земельным участком с кадастровым номером (Единое землепользование), категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения пункта приема-сдачи нефти, для размещения промышленных объектов, площадью 14 260 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> что подтверждается договором аренды земельного участка от 29.08.2014 года № 80-ПР-А/14, постановлением администрации муниципального района Сергиевский Самарской области от 29.08.2014 года № 1158 «О предоставлении в аренду земельного участка АО «Самараинвестнефть» для размещения пункта приема-сдачи нефти» и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 23.12.2020 года.

В соответствии с условиями договора и приложением к нему, расчет арендной платы за земельный участок исчисляется с учетом его кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Самарской области от 06.11.2019 № 797 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Самарской области» кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2019 года и, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24.12.2020 года, составляет 2 986 614 рублей 40 копеек.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера арендной платы.

Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона Российской Федерации от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и 16.11.2020 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Министерстве имущественных отношений Самарской области.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Самарской области от 10.12.2020 года № 8-20-2 заявление общества о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельного участка отклонено, поскольку при составлении отчета об оценке, не в полной мере соблюдены требования, предъявляемые к составлению отчетов, допущены нарушения, которые влияют на определение итоговой величины рыночной стоимости, при этом информация, использованная оценщиком, не является достоверной и достаточной, согласно установленным федеральным стандартам оценки.

22.01.2021 года административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

Административным истцом в обоснование требований представлен отчет об оценке ООО «Институт независимой оценки и аудита» от 26.05.2020 года № 108-20А-2, из которого усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 01.01.2019 года составила 1 698 555 рублей.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении.

В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости спорного земельного участка.

Согласно экспертному заключению ООО «Союз Экспертов Региона» от 01.04.2021 года № 3а-518/2021, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 2 367 160 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца представил письменные замечания на экспертное заключение ООО «Союз Экспертов Региона» от 01.04.2021 года № 3а-518/2021.

Эксперт Исаев А.Г. в судебном заседании частично согласился с письменными замечаниями представителя административного истца и представил уточнённое заключение судебной экспертизы от 01.04.2021 года № 3а-518/2021-И, с учетом представленных замечаний.

Из заключения судебной экспертизы ООО «Союз Экспертов Региона» от 01.04.2021 года № 3а-518/2021-И, составленного с учетом принесенных замечаний, следует, что действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию 01.01.2019 года составляет 2 196 040 рублей.

Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки.

Оценивая экспертное заключение ООО «Союз Экспертов Региона» от 01.04.2021 года № 3а-518/2021-И с учетом дополнений в соответствии с замечаниями представителя административного истца, по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта экспертизы не является произвольной, при оценке объекта недвижимости эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.

Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, описание качественных и количественных характеристик объекта исследования, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования; описание процесса оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.

Оснований не доверять выводам экспертного заключения с учетом дополнений у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, его заинтересованность в исходе дела отсутствует.

Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного объекта, сторонами и заинтересованными лицами не представлено. Возражений относительно выводов судебной экспертизы, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертиз не заявлено. Кроме того, административный истец уточнил свои требования, в соответствии с результатами судебной экспертизы.

Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с отчетом об оценке не имеется, поскольку заключение судебной экспертизы является наиболее полным и аргументированным. Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению в соответствии с результатами судебной экспертизы.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 22.01.2021 года, в Комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Самарской области – 16.11.2020 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования акционерного общества «Самараинвестнефть» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (Единое землепользование), категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения пункта приема-сдачи нефти, для размещения промышленных объектов, площадью 14 260 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 2 196 040 рублей.

Дата подачи административного иска в суд 22.01.2021 года, дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Министерстве имущественных отношений Самарской области – 16.11.2020 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 мая 2021 года.

Председательствующий:                             Панкова М.А.

3а-518/2021 ~ М-166/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "Самараинвестнефть"
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Правительство Самарской области
Другие
ООО "Институт независимой оценки и аудита"
Исаев А.Г.
ГБУ СО "Центр кадастровой оценки"
Администрация м.р. Сергиевский Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
26.01.2021Регистрация административного искового заявления
27.01.2021Передача материалов судье
28.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2021Судебное заседание
02.03.2021Судебное заседание
04.03.2021Судебное заседание
23.04.2021Производство по делу возобновлено
26.04.2021Судебное заседание
14.05.2021Судебное заседание
17.05.2021Судебное заседание
21.05.2021Судебное заседание
25.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.07.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.08.2021Судебное заседание
19.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее